Новости

ELAC VELA BS404. Универсальные полочники с характером / Soundex.ru

2023-08-31 16:23
Каждый раз, когда речь заходит о#nbsp;полочных акустических системах, мы#nbsp;сразу представляем небольшой корпус и#nbsp;два динамика в#nbsp;нем. Наверное, это даже стало современным стандартом. На#nbsp;рынке очень широкий выбор акустических систем этого форм-фактора, отличающихся по#nbsp;цене порой в#nbsp;десятки раз, и#nbsp;у#nbsp;покупателя просто глаза разбегаются. Тем более что технические характеристики таких решений тоже весьма близки: как правило, внизу, герц от#nbsp;40 работает мидбасовый динамик, нагруженный фазоинверторным оформлением, сверху, от#nbsp;2−4 кГц, работает твитер. Как найти свой вариант, по#nbsp;каким критериям выбирать? Да#nbsp;и#nbsp;вообще, какие преимущества имеют подобные полочные#nbsp;АС?
Важно, что в#nbsp;этом случае за#nbsp;весь диапазон отвечают всего два динамика, которые проще «сшить» друг с#nbsp;другом фильтром. Да, не#nbsp;будет самых фундаментальных НЧ, доступных напольным моделям, но#nbsp;зато остальной диапазон, как правило, будет более точен и#nbsp;нейтрален. Несмотря на#nbsp;то, что полочники на#nbsp;подставках занимают то#nbsp;же#nbsp;самое место в#nbsp;комнате, что и#nbsp;их#nbsp;напольные собратья, смотрятся они благодаря меньшему корпусу более воздушно и#nbsp;элегантно.
Достаточно давно слежу за#nbsp;творчеством инженеров немецкой фирмы ELAC. Слушал не#nbsp;один комплект напольных и#nbsp;полочных#nbsp;АС этой фирмы. И#nbsp;каждый раз с#nbsp;неизменным интересом узнаю для#nbsp;себя что-то новое. Лично для#nbsp;меня важно, что ELAC#nbsp;— это одна из#nbsp;тех фирм, которая имеет свой почерк в#nbsp;звучании. Прежде всего, на#nbsp;мой слух,#nbsp;— это великолепнейшая сшивка среднечастотников с#nbsp;твитерами, прослеживающаяся во#nbsp;всех моделях#nbsp;АС. Да, разные линейки и#nbsp;модели фирмы имеют компоненты разного уровня, что неизменно сказывается на#nbsp;приросте качества воспроизведения музыки, но#nbsp;общие черты сходны. С#nbsp;ELAC всегда обращаешь внимание, на#nbsp;очень нейтральное и#nbsp;живое звучание в#nbsp;СЧ-ВЧ диапазоне.
Новая акустическая система BS404#nbsp;— входит в#nbsp;успешную и#nbsp;известную линейку VELA фирмы ELAC и#nbsp;представляет собой тот самый «классический» тип полочников, которые сейчас так распространены: мидбасовый динамик в#nbsp;фазоинверторном корпусе плюс твитер. Что здесь интересно? Твитер собственной разработки JET-5, который имеет полосу аж#nbsp;до#nbsp;50 кГц. Казалось#nbsp;бы мы#nbsp;не дельфины, и, дай Бог, слышим до#nbsp;20 кГц. Зачем нам твитер, который играет так высоко? Но#nbsp;такой запас позволяет ВЧ-динамику иметь ровные параметры, и#nbsp;низкие искажения, когда другие высокочастотники начинают искажать уже в#nbsp;звуковой полосе.
Мидбасовый динамик с#nbsp;фирменным диффузором AS-XR (алюминиево-бумажный сэндвич) имеет оптимальный размер в#nbsp;18 сантиметров, который позволяет с#nbsp;одной стороны воспроизводить достаточно низкие басовые ноты без искажений (от#nbsp;41 Гц#nbsp;по#nbsp;паспорту, обозначение#nbsp;XR в#nbsp;модели диффузора как раз обозначает расширенный диапазон), а#nbsp;с#nbsp;другой сохранить точность локализации образов, которая тем лучше, чем ближе к#nbsp;друг другу находятся акустические центры динамиков.
Еще одна интересная особенность ELAC VELA BS404#nbsp;— наличие двух пар клемм для#nbsp;подключения акустических кабелей. Это характерно для#nbsp;напольных моделей АС, делается это, прежде всего, для#nbsp;того, чтобы можно было подключить отдельный усилитель для «прокачки» басового звена.
Здесь#nbsp;же в#nbsp;BS404 всего два динамика и#nbsp;подключение двух усилителей означает в#nbsp;прямом смысле слова пополосное усиление. Можно серьезно поэкспериментировать, например, подключив ламповый усилитель на#nbsp;ВЧ, а#nbsp;более мощный транзисторный#nbsp;— на#nbsp;НЧ.
Что касается отделки, то#nbsp;она традиционно на#nbsp;высоком уровне, корпуса доступны в#nbsp;белом и#nbsp;черном лаке, а#nbsp;также в#nbsp;ореховом шпоне. Выглядит отлично!
Прослушивание#nbsp;— это тоже творческий процесс, если есть возможность в#nbsp;той или иной степени изменять состав сетапа. Изначально в#nbsp;качестве партнеров ELAC VELA BS404 выступили источник T+A R1000E и#nbsp;транзисторный усилитель Rotel RB-1582MkII. Кабельная обвязка#nbsp;— фирмы Nordost.
Первое впечатление после включения камерного струнного оркестра (Дж.Карминьола, А. Вивальди)#nbsp;— густой звук, насыщенный, но#nbsp;ровный, красиво играет виолончель, такой состав аудиокомпонентов подчеркивает инструменты нижнего регистра.
Следующая композиция#nbsp;— И.-С.Бах в#nbsp;исполнении М.Стегера. Нас встречает потрясающий клавесин, потом вступает флейта с#nbsp;полновесным звуком. Они, клавесин и#nbsp;флейта беседуют, переговариваются друг с#nbsp;другом. Но#nbsp;этих переговоров недостаточно. Было стойкое ощущение, что баланс звучания в#nbsp;связке акустика#nbsp;— усилитель не#nbsp;достигнут. АС#nbsp;способны на#nbsp;большее. Сразу решил попробовать с#nbsp;ламповым усилителем Octave V80SE, а#nbsp;это существенно более высокий уровень.
И#nbsp;вот оно! Тот звук, который я#nbsp;люблю: прозрачный, утонченный. Те#nbsp;же#nbsp;записи Стегера заиграли совсем по-другому. Появились обертона, послезвучия, характерные для#nbsp;конкретных инструментов. Звучание стало пластичнее.
И#nbsp;вот теперь можно слушать более серьезно. К. Плюхар Hendel goes wild#nbsp;— в#nbsp;этом альбоме хорошо слышна сцена. В#nbsp;разных частях сцены расположены разные ударные инструменты. Система демонстрирует правильный звук высокого уровня. Но#nbsp;были некоторые моменты, касающиеся воспроизведения перкуссии, немного упрощены тембры. Об#nbsp;этом чуть позднее. Ох, а#nbsp;вокал#nbsp;— очень полновесен и#nbsp;богат обертонами. Как я#nbsp;уже говорил, это уже не#nbsp;первые акустические системы фирмы ELAC, которые мне доводилось слушать#nbsp;— и#nbsp;они традиционно прекрасно сведены, практически идеально передается вокал.
А#nbsp;как насчет мужского голоса? Ф. Синатра I’ve got you under my#nbsp;skin. Супер! Мужской вокал также воспроизводится точно. Веришь, что вокалист находится перед тобой и#nbsp;поет для#nbsp;тебя.
Но#nbsp;этого мне показалось мало. Все#nbsp;же мне чего-то не#nbsp;хватало. Это касается детальности и#nbsp;тембров перкуссии, тарелочек, колокольчиков, щеток, маракасов и#nbsp;т.#nbsp;п. Был уверен, что здесь можно прибавить. Огрехи звучания на#nbsp;самых высоких частотах бывают при неидеальной чистоте сети. Чтобы проверить эту мысль поставил сетевой фильтр. Вот оно! Теперь все встало на#nbsp;свои места. Сцена стала глубже, перкуссия стала играть точнее.
Постарался по#nbsp;максимуму выжать из#nbsp;АС то, на#nbsp;что они способны. А#nbsp;способны они оказались на#nbsp;многое. Так это и#nbsp;происходит#nbsp;— составление сетапа. Меняешь одни компоненты на#nbsp;другие, добавляешь… и#nbsp;в#nbsp;итоге при определенной сноровке и#nbsp;удаче получаешь отличный звук.
Обычно при прослушивании новой системы я#nbsp;слушаю по#nbsp;1−2 трека каждого альбома, а#nbsp;тут не#nbsp;смог остановиться и#nbsp;продолжал наслаждаться Генделем в#nbsp;обработке коллектива К.Плюхар.
Потом попробовал современные жанры. Трек Hancock Chameleon#nbsp;— хороший тест на#nbsp;умение держать ритм. Запись кажется тривиальной, но#nbsp;отлично прописаны объемные эффекты и#nbsp;инструменты. Конечно, для#nbsp;полновесного звучания в#nbsp;самом низу всегда можно добавить сабвуфер, что я#nbsp;и#nbsp;сделал. Но#nbsp;этому посвящу отдельный материал, поскольку о#nbsp;современных сабвуферах фирмы ELAC стоит рассказать подробнее.
Альбом Bradlee Younger#nbsp;— вот еще отличная запись для#nbsp;тестов. Арфа и#nbsp;драм-установка. Казалось#nbsp;бы такие разные инструменты. Но#nbsp;система прекрасно справляется. Конечно, от#nbsp;полочников ждать инфраниза было#nbsp;бы странно, но, тем не#nbsp;менее, VELA BS404 старается показать, что там внизу диапазона.
Keith don’t go#nbsp;— ожидаемо отлично играет. Почему ожидаемо? Потому что система уже подобрана и#nbsp;подстроена и#nbsp;уже более или менее знаешь, что от#nbsp;нее ожидать. Остаются некоторые вопросы по#nbsp;скорости и#nbsp;объему нижнего диапазона. И#nbsp;тут помогут быстрые композиции с#nbsp;насыщенными ударными.
Diablo Swing Orchestra, трек Tapdanser Dilema#nbsp;— скорость хорошая, но "в грудь" не#nbsp;бьет. Слышен низкий диапазон, он#nbsp;не#nbsp;маскирует остальное, остальные инструменты читаемые. Полочники в#nbsp;басе дают то, что им#nbsp;позволяют размеры их#nbsp;корпусов и#nbsp;законы физики.
Ну#nbsp;и#nbsp;напоследок послушал знаменитая запись Pink Floyd Wish you were here#nbsp;— даже диалог в#nbsp;начале трека из#nbsp;правой#nbsp;АС весьма живой, а#nbsp;когда вступает гитара в#nbsp;центре сцены#nbsp;— просто кайф. Как будто находишься в#nbsp;студии во#nbsp;время записи вместе с#nbsp;музыкантами.
Какой итог можно подвести? Полочники ELAC VELA BS404#nbsp;— понравились. Они играют ровно, детально, замечательно строят сцену, бас#nbsp;— быстрый и#nbsp;качественный, низкий настолько насколько позволяет размер#nbsp;АС. Есть#nbsp;ли у#nbsp;них жанровая предрасположенность? Пожалуй, нет, достаточно универсальная акустика, которая при должных партнерах в#nbsp;сетапе может весьма удивить.

Автор фото и#nbsp;обзора: Вячеслав aka Staudio

Подготовлено по#nbsp;материалам портала "Soundex.ru", август 2023#nbsp;г. soundex.ru

Обзоры продуктов