Новости

Отзвук волшебства. Octave HP 700 SE и MRE 220 / audio.de

Эти ламповые компоненты – предусилитель HP 700 SE и моноблоки MRE 220 компании Octave – словно сошли со страниц волшебной сказки. Но это не ворожба доброй феи, а плод здравомыслия и глубокого понимания сути.

Когда мы говорим о лампах применительно к миру Hi-Fi, нам порой кажется, что мы попали в сказку. Откуда ни возьмись, появляется Брат-весельчак и провозглашает, что только светящиеся стеклянные колбы способны пробудить Спящую Красавицу – нашу аудиосистему. Обросшая множеством легенд ламповая сцена временами напоминает автору городскую сказку «Помолодевший старик», которую братья Гримм позаимствовали у сапожника, мейстерзингера и поэта-лирика Ганса Сакса: Иисус омолаживает старика-нищего, бросая его в кузнечный горн. Самонадеянный кузнец пробует повторить этот фокус со своей тещей, но терпит неудачу. Мораль проста: любое мастерство необходимо по-настоящему освоить.

Очень немногие люди владеют искусством создания ламповых усилителей так же хорошо, как Андреас Хофманн. Однако уже несколько десятилетий босс скромной баденской компании Octave борется со сказками, мифами и преувеличениями отрасли. Созданное им трио, в которое входят предварительный усилитель HP 700 SE и два моноблока MRE 220, представляет собой творение исключительно компетентного специалиста, обладающего доскональным знанием всех элементов – вплоть до последней обмотки сетевых или выходных трансформаторов, и опирающегося на гору накопленного опыта и необозримый спектр измерений. Остальные краеугольные камни настоящей истории успеха Octave, а не волшебной сказки – это безопасность в эксплуатации и долговечность.


ТОТАЛЬНАЯ МОЩЬ


Реализацию этих достоинств обеспечивают разнообразные функции, такие как логика мягкого старта или строгий электронный контроль всех параметров. Кроме того, усилители Хофманна отличаются смелостью, позволяющей бросить вызов догмам и успешно держать удар. Например, те же транзисторы, которых другие разработчики сторонились как чумы, в его схемах применялись с самого начала. Не на пути прохождения сигнала – а, например, там, где требуется регулировать, контролировать и стабилизировать рабочее напряжение. После того, как пентоды десятилетиями использовались в усилителях Octave («Краткий справочник о лампах», см. номер журнала AUDIO 7/20, стр. 28) для обеспечения выходной мощности в двухтактном режиме, Хофманн создал такие жемчужины однотактного режима с триодом 300 B, как V 16 (номер 5/18) и Jubilee 300 B. А при разработке интегрированного усилителя V 70 Class А (номер 11/20) он вопреки всем доктринам успешно внедрил режим класса А в двухтактный контур.

С другой стороны, монофонический ламповый усилитель мощности – урезанный MRE 220 – вновь работает в двухтактном режиме. Щедрая выходная мощность – 234 Вт на 4 Ом по данным измерительной лаборатории – обеспечивается четырьмя пентодами от российского производителя Tung-Sol, почти эксклюзивного поставщика компании Хофманна. В стандартной комплектации сияют четыре КТ120. Тем, кто хочет поэкспериментировать с имеющими такую же базу KT88, KT90, KT100, 6550 или даже EL34 – автор по-прежнему весьма скептически относится к «ламповой карусели» Octave – предоставлена возможность выбора позиции «High» (для KT120) и «Low» с помощью тумблера на задней панели. Допинг повышенной стабильности для MRE 220 также доступен и вполне легален: с помощью модулей Black Box или Super Black Box можно значительно нарастить емкость блока питания.

Обработкой сигнала занимаются старые добрые друзья – два двойных триода ECC802 (которые соответствуют ECC 82 и 12AU7). Задающая лампа 6SN7GT также объединяет две триодные системы в одной маленькой стеклянной вакуумной колбе. Постоянно совершенствуемая схема восходит к 1994 году, когда Хофманн выпустил свою первую модель на пентодах – MRE 120.

ВЫДАЮЩАЯСЯ ГИБКОСТЬ


Сегодня, как и прежде, компания самостоятельно наматывает трансформаторы. Это обеспечивает ей полный контроль над важнейшими с точки зрения качества создаваемого звука выходными трансформаторами, изоляция в которых выполняется бумажным материалом, а не полиэфиром. В отличие от многих конкурентов Octave не предлагает дискретные ответвители для колонок с сопротивлениями, к примеру, 4, 8 или 16 Ом: во-первых, потому что этот параметр все равно частотно-зависимый, а во-вторых, потому что пентоды Octave должны быть способны справиться с большинством АС при любых условиях.

Панель подключений предварительного усилителя HP 700 SE определенно демонстрирует большую функциональную гибкость.

Опция: модуль управления для HP 700 SE доступен опционально. Он служит для переключения выходов, настройки баланса с помощью регулятора уровня предварительного усиления (справа), а также НЧ и ВЧ с помощью двойного триода ECC 88 (слева). Блок с верхним управлением располагается у передней части крышки.


ПОРТРЕТ ПРЕДУСИЛИТЕЛЯ Octave HP 700 SE


  • Габариты (Ш x В x Г): 47 x 13 x 48 см (без блока питания)
  • Вес: 10,0 кг / 3,8 кг / (блок питания)

ПОДКЛЮЧЕНИЯ


  • Фонокорректор: MC или MM (опционально)
  • Линейные: 3 RCA / 2 XLR (плюс опционально по два дополнительных)
  • Цифровые (USB, оптический, коаксиальный): нет
  • Сквозной канал / выход с предусилителя (RCA / XLR): есть / 2 / 2

ФУНКЦИИ


  • Селектор выходов: опционально
  • Темброблок / отключаемый: опционально
  • Режим обхода для многоканальной системы: есть
  • Специальные функции: ступенчатый аттенюатор уровня (опция)

АУДИОграмма 10/2021


  • ЗА: функциональная супергибкость; открытость, скорость и динамичность; сенсационное качество MC-фонокорректора
  • ПРОТИВ: в полной комплектации стоит недешево; дистанционно регулируется только громкость
  • Линейный/MC: 138/135 (повышающий трансформатор)
  • Характеристики: в зависимости от опций
  • Функционирование: очень хорошо

КАЧЕСТВО ЗВУЧАНИЯ: 138 баллов
СООТНОШЕНИЕ ЦЕНА / КАЧЕСТВО: превосходно


Для этого предусилителя линейного уровня с отдельным блоком питания Octave предлагает целую россыпь опций. Исходя из своих потребностей, владелец может собрать – постепенно или за один раз – аппарат, нужный именно ему. Подобная гибкость, крайне редко встречающаяся в High-End-классе, заслуживает особого упоминания.

Те, кому нужно больше трех RCA- и двух XLR-входов, могут приобрести дополнительные модули, вставляемые в соответствующие слоты. Владельцы нескольких усилителей мощности, которым нравится переключаться между ними, могут выбрать два выхода RCA и два XLR с помощью упомянутого ранее специального модуля управления, который также оснащен усовершенствованным темброблоком. Самые ревностные поклонники High-End-звучания, не желающие идти ни на какие компромиссы в вопросе регулировки громкости, могут предпочесть 47-позиционный ступенчатый переключатель. Однако с этой точной, тонко градуированной сетью резисторов стандартный пульт ДУ, с незапамятных времен отвечавший в Octave только за уровень громкости, уже не работает. А нас вполне устроил и обычный моторизованный потенциометр. Величину предварительного усиления на линейном каскаде, с лампами ECC 82 и двумя Telefunken EF 800, известными своим малым фоном и низким же уровнем искажений, можно выбрать при помощи трехпозиционного переключателя (низкий, средний и высокий уровень).

Больше всего нас впечатлили предлагаемые варианты фонокорректора. Те, кому хочется запустить одну-две вертушки или картриджа, соответственно, могут сначала установить базовую плату фонокорректора, которая оснащена лампами ECC83 (12 AX 7), ECC81 (12 AT 7) и ECC88 (6922, 6 DJ 8) и выполняет RIAA-коррекцию, а также повышение до линейного уровня. Если же вы хотите подключить звукосниматели с подвижным магнитом, подвижным железным сердечником (MI) или подвижной катушкой с высоким уровнем выходного сигнала (HOMC), вам придется приобрести соответствующий входной MM-модуль с RCA-разъемами.

Опция № 2: для обзора компания Octave предоставила HP 700 SE с двумя заменяемыми фонокорректорами (слева) для МС-картриджей.
Тот из них, который снабжен повышающим трансформатором, продемонстрировал поистине высший пилотаж.

ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ


HP 700 SE отличают очень широкая полоса частот (АЧХ на графике слева, красная прямая линия) и низкий уровень искажений (КНИ: 0,001 %, график справа), а также превосходное отношение сигнал/шум: 76 дБ для MC-фонокорректора – отличный показатель для ламповых усилителей; 108 дБ для линейного RCA-входа – абсолютный мировой класс. Выходное сопротивление 150 Ом на линейном выходе и XLR позволяет для подключения усилителей мощности использовать длинные кабели.


ПОРТРЕТ УСИЛИТЕЛЯ МОЩНОСТИ Octave MRE 220


  • Габариты (В x Ш x Г): 49 x 23 x 42 см (каждый)
  • Вес: 29,8 кг (каждый)

ПОДКЛЮЧЕНИЯ


  • Входы: RCA, XLR
  • Регулятор громкости: нет
  • Выходы на АС: 1
  • Переключаемое сопротивление: нет
  • Регулировка смещения / переключатель разрыва заземления: нет / нет
  • Специальные возможности: разъем для подключения Super Black Box

АУДИОграмма 10/2021


  • ЗА: энергичность, прозрачность, скорость, надежность
  • ПРОТИВ: ничего
  • Звук, RCA / XLR: 140 / 140 (с Super Black Box)
  • Оснащенность: достаточная
  • Функционирование: превосходное
  • Качество изготовления: превосходное

КАЧЕСТВО ЗВУЧАНИЯ: 140 баллов
СООТНОШЕНИЕ ЦЕНА / КАЧЕСТВО: ПРЕВОСХОДНО, ВЫСШИЙ КЛАСС

Модуль MC-фонокорректора с активным усилением по напряжению, обеспечиваемым тщательно подобранными операционными усилителями, оснащен разъемами RCA и XLR, дополнительная плата RIAA-коррекции не требуется. Использовать балансный XLR-вход имеет смысл в том случае, если проигрыватель оснащен соответствующими сигнальными кабелями – система MC-корректора является единственным по-настоящему балансным источником высокой достоверности.

ТОЧНОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ


Для особо нежных и/или низкоимпедансных компонентов этого рода Octave предлагает лакомый кусочек: повышающий трансформатор для MC-картриджа – опционально с RCA- или XLR-входами – который не усиливает активно чрезвычайно малые напряжения с подвижных катушек, а поднимает их до уровня MM-картриджей, преобразуя сопротивление с нескольких единиц ом до 47 кОм. Возможно, описание кажется банальным, но сам по себе этот подход воплощает высокий уровень искусства фонокоррекции. Компании Octave удалось разработать преобразователи с тремя переключаемыми каскадами усиления, образцовыми с метрологической точки зрения (см. лабораторную врезку). Разумеется, волшебники из Карлсбада сами наматывают свои изысканные трансформаторы с низким уровнем шума и искажений, используя специальную мягкую отожженную медь.

Физически эти преобразователи действуют как фильтры высоких частот, которые защищают усилитель и акустику, блокируя инфразвуковой шум от неровных пластинок или нежелательных резонансов тонарма и картриджа. Это довольно сложная тема, поэтому в следующем номере AUDIO ей будет посвящена отдельная страница.

Зная о страсти автора к винилу, генеральный директор Octave Андреас Хофманн и его неугомонный менеджер по продажам и маркетингу Томас Бригер привезли в редакцию журнала адекватно «заряженный» HP 700 SE. К счастью, у нас все еще оставался полученный для тестирования Thorens TD 124 DD, звукосниматель SPU 124 которого создан по образцу легендарного Ortofon SPU и, несмотря на повышенное выходное напряжение, является идеальным источником сигнала для трансформаторов. Еще одним счастливым совпадением оказалось наличие у нас MRE 220 с подключенными модулями Super Black Box, и после необычно краткой фазы прогрева дела пошли в гору.

Опция № 3: для расширения возможностей блока питания MRE 220 можно подключить модуль Black Box или Super Black Box (разъем в центре). Переключатель разрыва заземления, расположенный между XLR- и RCA-входами, позволяет избавиться от гула.

ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ


MRE 220 также могут похвастаться шириной полосы (левая диаграмма) и малым уровнем шума (104 дБ на разъеме RCA, 2 В – 10 В, 8 Ом). Не менее впечатляющей для лампового усилителя мощности является высокая стабильность (график справа). 150 Вт RMS на 8 Ом и 153 Вт RMS (PMPO 180 / 234 Вт) на 4 Ом дают четкое представление о возможностях усилителя; на 2 Ом у нас все еще 112 Вт PMPO. При подключении (Super) Black Box характеристики остаются неизменными, что говорит о высоком качестве встроенного блока питания.

Без крышки: сняв нижнюю крышку корпуса MRE 220, можно увидеть роскошно продуманный интерьер с полупроводниками, обеспечивающими безопасность в эксплуатации и стабильные условия для ламп.


МУЗЫКАЛЬНАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ


В ходе прослушивания наши братцы из Карлсбада играли настолько энергично, что легко разбудили бы любую Белоснежку. Жесткие временами штрихи Элен Гримо обернулись отточенными атаками у Моцарта, слишком часто изображаемого баловнем судьбы. Порывистый фьюжн Чака Лоуба с такой энергией вырывался из колонок Bowers & Wilkins 802 D3, что трудно было удержаться от желания схватить воображаемую гитару. Труднопостигаемое искусство музыкантов вдруг стало очень доступным, попутно продемонстрировав великолепное качество записи этой музыки.

Симфоническая по духу композиция Emotional Storm Авишая Коэна, упакованная в формат фортепианного джазового трио, затронула такие глубокие струны души, до каких способна добраться только по-настоящему великолепная Hi-Fi-система. Совершенно очарованный ходом прослушивания автор заметок засвидетельствовал в цепи из повышающего трансформатора Octave, HP 700 SE и MRE 220 «музыкальную искренность и достоверность», неслыханные до сего дня в этом ценовом диапазоне – и не имеющие никакого отношения к коэффициентам искажений, полосам пропускания и соотношению сигнала и шума.

Захотелось ли кому-нибудь вернуться назад, к «обычному» MC-каскаду? Пожалуй, нет; но и этот фонокорректор тоже приносит чудесные сочные плоды. Одно из главных достоинств HP 700 SE заключается в том, что вы можете сделать апгрейд позднее, и вам не нужно делать выбор раз и навсегда.

С другой стороны, автор мгновенно смог принять решение о том, что и линейный контур усилителя стоит причислить к разряду совершенных: помимо нескольких виниловых дисков он взял с собой однослойные SACD, представленные в музыкальной колонке журнала, а также гибридные SACD от Ars, отобранные для журнального компакт-диска Der Perfekte Klang («Идеальный звук»). Все они получили безупречное воплощение при воспроизведении референсным проигрывателем T+A MP 3100 HV, подававшим сигнал на линейный вход предусилителя Octave.

Последний вновь продемонстрировал характер, который идеально подошел бы любому Храброму Портняжке. Однако HP 700 SE, вероятно, не стал бы ограничиваться захватом «семерых одним ударом» – он бы предельно внимательно организовал оркестр из 100 человек. Музыкальная сцена безупречно упорядочена по ширине и по глубине; комплект Octave вновь отличился невероятно быстрой обработкой пиковых сигналов и кристальной прозрачностью. Благодаря неудержимой, но очень дисциплинированной энергии усилителей мощности даже у приземленных рокеров ноги сами идут в пляс. В то же время в нижнем диапазоне не было ни намека на излишнюю гулкость, басы звучали содержательно и солидно; усилители Octave закатывали бушующие аудиооргии с почти умопомрачительной легкостью.

С технической стороны и эта прозрачность, и невообразимая скорость продемонстрировали преимущества создаваемых компанией Octave широкополосных малошумящих схем. В музыкальном плане они раскрыли очарование звуковых панорам, самым естественным образом словно бы возникающих из ниоткуда. И вот мы уже снова погружаемся в мир сказок, от которых обзор аппаратуры Octave должен был бы держаться как можно дальше. И все же здесь не было доброй феи, совершающей магические пассы – вместо нее сработала реально существующая технология создания подлинного звукового великолепия. Представляется сказкой, но это истинная правда.


ГЛАВНЫЙ ИТОГ


Не сказочные чудеса и не принятие желаемого за действительное, а результат гениальной изобретательности разработчика и десятилетий опыта: два мощнейших моноблока MRE 220 и удивительно функционально гибкий предусилитель HP 700 SE образуют ламповое трио, не имеющее себе равных в своей ценовой категории. Безукоризненно прозрачное, сверхточное и молниеносно быстрое, оно раскрывает заложенные в музыку истины, создавая волшебную красоту.

Лотар Брандт

Редактор журнала AUDIO

Обзоры продуктов
Made on
Tilda