Новости

Новый класс А. Обзор лампового усилителя Octave V 70 Сlass A / Stereo.de

2020-11-29 14:00

Новый класс А

Кто впервые, а также без предварительного предупреждения оказывается под напором жесткого юмора главы фирмы Octave и ее вдохновителя Андреаса Хофманна, возможно, сначала чувствует себя ошеломленным этой мешаниной из коротких, сильных вербальных хуков и осторожно выбрасываемых вперед устных свингов. Но не волнуйтесь: Хофманн — не коварный циник, привыкший оскорблять или изводить нападками. Это знания, приобретенные им за многие годы разработки ламповых усилителей, и, как следствие, обретенное мировое признание наделили его здоровой уверенностью в том, что он в состоянии предъявить свою работу в более выгодном по сравнению с конкурентами свете и поэтому вправе позволить себе парочку колкостей в отношении планов своих коллег.
В своем самом последнем детище из числа интегрированных усилителей он поставил себе целью в очередной раз выжать высокую мощность из сравнительно компактного устройства, оставаясь при этом в пределах схемы усиления класса А, которая из-за незначительной величины коэффициента нелинейных искажений, особенно в среднечастотном диапазоне, часто рассматривается как средство повышения качества звучания.
При работе в режиме усиления класса, А общепринятого образца большая часть энергии преобразуется в тепло, и только крохотная доля в несколько процентов идет на полезную мощность, позволяющую приводить в действие присоединенные колонки. Но и она сталкивается с ограничениями возможностей динамиков многих из них.
Между тем, целые поколения разработчиков уже набили себе немало шишек в попытках объединить звучание, присущее классу А, с более высокой эффективностью расхода энергии. В частности, из Японии регулярно приходили громогласные заявления о том, что наконец-то решена задача о яйце Колумба и раскрыт секрет получения наилучшего звучания без расточительного использования энергии. Class AA, Super A и аналогичные термины из этой области достигали умов стратегов маркетинга — громкие слова, которые, впрочем, слишком скоро сами себя дискредитировали, поскольку качество звучания устройств сильно отставало от обещаний.
Однако вернемся к Octave. Хороший усилитель зачастую дооснащается опциональным блоком питания. При тестировании усилителя V 70 Class, А мы не пожелали идти на компромисс и поэтому включали его практически всегда с дополнительным блоком питания SBB стоимостью 2500 евро, отдельно указанным в комплектации устройства — тем самым итоговая цена на момент тестирования достигала почти 11 000 евро (без опционального фонокорректора).

Измерительная техника — не самоцель

Что получает почитатель музыки, кроме новой схемы класса А, которую мы в дальнейшем разберем подробнее? Например, строго подобранные лампы.
Усилитель, который мы тестируем, был укомплектован на заводе четырьмя очень популярными в настоящее время из-за своей мощности лампами KT120. Функционирование всех ламп на заводе Octave в Карлсбаде контролируется с помощью измерительного устройства оригинальной разработки. В частности, проверяются коэффициент усиления и микрофонный эффект, а также не остается без внимания оптическое равенство.
В работе почти постоянно находится и другое оборудование — от различных четырехканальных осциллографов до пяти точек измерения точности аудиосигнала. Тем самым обеспечивается идентичность всех выпускаемых устройств. Отклонения в составе серии и тем более сборные устройства — эти слова Хофманну не известны. Во время беседы он сообщил нам, что почти 30% всех поставленных потенциометров Alps годятся только для утилизации, потому что они не удовлетворяют его требованиям, например, в отношении равноценности каналов. Ясно, что отбраковка и сопутствующие затраты времени на отбор взвинчивают цену.
Но Хофманн, разумеется, использовал в своих устройствах и другие дорогостоящие решения. Попытайтесь-ка подыскать в продаже ламповый усилитель с иммунитетом против короткого замыкания или способного безопасно работать и без присоединенных колонок? Мало что нашлось, не так ли?
Интересное открытие сделали в Octave и по другому пункту. Ведь многие мощные лампы выходят из строя задолго до истечения срока их эксплуатации, если трансформаторы достигают так называемого предельного насыщения. Но не стоит беспокоиться: во избежание этого также предприняты необходимые меры.
В ходе нашего подробного разговора при посещении г-ном Хофманном редакции мы беседовали о целях развития и задачах второго плана, а также об опыте, накопленном до момента создания V 70 Class A. В частности, он сообщил, что это устройство унаследовало некоторые гены овеянного легендами эталонного оконечного усилителя 300B. При этом тема «Предотвращение сдвига фаз» находилась в верхней части списка вопросов.
По его словам, первоочередным для него, однако, было стремление извлечь из интегрированного усилителя больше мощности, чем это обычно удается сделать в режиме класса А. Путь к этой цели называется

Dynamic Bias Control


Обычно ток покоя усилителя класса АВ теряет свою стабильность при большой амплитуде сигнала или низких импедансах подключенных колонок. Эта неустойчивость ограничивает звуковые и динамические характеристики оконечного каскада. Придуманная Хофманном схема позволяет контролировать ток покоя в режиме класса А, а также регулировать рабочую точку, если в этом возникает необходимость, и таким образом объединять чистоту звучания, свойственную классу А, с динамикой и эффективной мощностью двухтактной АВ-технологии, в силу чего пики импульсов воспроизводятся без какого-либо торможения — так обещает Хофманн.
При тестовом прослушивании очень скоро стало заметно, что новая схема намного отчетливее выявляет различия в звучании колонок, чем более привычная нам в модели V80. Так что мы немедленно принялись за проверку высказываний Хофманна и перенесли усилитель непосредственно в комнату прослушивания.
После надлежащего прогрева мы пустились в наш музыкальный заезд. Классическая «рабочая лошадка» в виде V 70 Class A обворожила своим воздушным и пространственным звучанием, а также точным воспроизведением акустических импульсов. Звуки, как бабочки, порхали по комнате, при этом бас был отчетливо очерчен. Тем самым Octave совершенно походя опровергает все высказывания о том, что для контроля нижнего диапазона усилителю требуется более высокий коэффициент демпфирования.

И синтетическое, и джазовое звучание

Колонки Audio Physic с вообще-то прозаическим характером звучания при проигрывании музыки с помощью V 70 стали оказывать почти парадоксальное воздействие, как некая эмоциональная «электростанция». Объемность создаваемой музыкальной сцены легко сочеталась с точной фокусировкой голосов. Когда спустя почти девять минут комнату заполнили басы, это были не просто звуки, создаваемые колеблющимися диффузорами.
Все происходящее жило, дышало; атака и затухание подавались очень аккуратно, но все же реалистично и прочувствованно.
Боб Дилан совсем недавно представил новый, получивший восторженные отклики альбом Rough and Rowdy Ways. В I Contain Multitudes при воспроизведении через Octave его речитатив звучит настолько интенсивно, что чувствуешь себя чуть ли не участником диалога с корифеем. Импонирует также и раскованность подачи. Исполнение False Prophet мгновенно захватывает слушателя.
1 Eco-режим – хорошая новость для защитников экологии. Также интересно: 2 предлагаемый как опция фонокорректор и 3 Pre out
Хотя Нил Янг считается «рассерженным стариком» рок-сцены, Дилан предстает здесь, по крайней мере, достойно со своей затаенной обидой.
При этом подкупает легкость звучания: исполнение оставалось непринужденным и шло, «как по маслу», и даже неприличные уровни громкости почти ничего не меняли.
Труба может оказаться довольно утомительным для слуха инструментом. Это знают не только заядлые поклонники Майлза Дэвиса. То очарование, которое он транслировал в комнату прослушивания посредством V 70A при исполнении Somethinʼ Else в паре с саксофонистом Кэннонболлом Эддерли, было настоящей противоположностью этому ощущению. Полные энергии и страсти, эти два исключительных артиста с тончайшими динамическими оттенками на уровне лучших из лучших пасовали друг другу мячи в Autumn Leaves до тех пор, пока Хэнк Джонс не приступил на рояле к своей партии. Все вибрирует, живет, поднимает настроение. А что еще более позитивное можно сказать о Hi-Fi-компоненте?
Во всяком случае, после этого прослушивания можно с уверенностью констатировать, что Хофманн достиг своей цели слить воедино звучание, свойственное классу А, и эффективную мощность двухтактной схемы класса АВ.
Ему удалось, причем совершенно непринужденно, встать на шпагат между достоверным звучанием и мощностью, достаточной для реализации любых практических задач.
Классический дизайн, революционная технология. Octave впечатляет своим усилителем, обеспечивающим мощное и в то же время элегантное звучание. Высококачественная подача музыки, рациональное оснащение. Достаточно мощный для большинства колонок.

Результаты измерений

Комментарий лаборатории

Исключительно низкий КНИ и очень широкий частотный диапазон сопровождаются сравнительно небольшими значениями разделения каналов и коэффициента затухания.
Неожиданный факт: Высокая номинальная мощность в режиме класса А достигается также и на практике.

Оснащенность

Новая схема класса А; автоматическая подстройка смещения; переключатель для менее мощных ламп (напр., KT 88 / 6550; вход XLR; Pre Out; вход Bypass для домашнего кинотеатра; Eco-режим; дистанционное управление; съемная защитная крышка; фонокорректор опционально.

ТЕСТОВЫЕ УСТРОЙСТВА

CD-проигрыватель: T+A MP 2500 R
Интегрированные усилители: Exposure 3010, Audionet Watt
Предусилитель: Accustic Arts Tube Pre 2 MKII
Оконечный усилитель: Accustic Arts Amp2 MK iV
Колонки: B&W 702 S2, DALI Epicon 6, Audio Physic Midex
Кабели: INAK, HMS, Audioquest

Подготовлено по материалам портала «Stereo.de», ноябрь 2020 г.  www.stereo.de

Обзоры продуктов