АС, пара которых стоит значительно больше миллиона рублей, не являются продуктом массового потребления. Поэтому производители подобных Hi-Fi-компонентов могут без ограничений использовать лучшие технологии и материалы соответствующего качества. Для известного производителя акустических систем, компании ELAC из приморского города Киля, такой подход к делу стал залогом удачного плавания, чему свидетельством цена модели Concentro S 509.
Это более крупная версия АС Concentro S 507, стоимость которых несколько ниже.
Естественно, возникает вопрос о том, что же делает Concentro S 509 дороже? Визуально колонки по-родственному похожи друг на друга. Мы полагаем: те, что крупнее, могут похвастаться более весомым басовым фундаментом и повышенной мощью звучания, что делает их более подходящими для больших пространств.
S 509 продолжают серию моделей High-End-класса Concentro и Concentro M. По словам производителя, дизайнерская композиция представляет собой привлекательное сочетание таких икон стиля от компании ELAC, как Concentro и Vela. Изогнутая передняя панель при небольшом наклоне корпуса назад создает плавный, масштабный образ, интересный контраст ему придают ярко выраженные ребра. Трапеция, сужающаяся в направлении задней панели, во-первых, создает запоминающийся облик, а во-вторых, исключает возможность образования внутренних стоячих волн, нарушающих гармонию звучания АС.
В Concentro S 509 большую роль играют инновации. Концепция stepX JET подразумевает использование коаксиального ВЧ/СЧ-модуля с превосходным ленточным твитером Jet 5c в сочетании со сменными кольцами DCR, позволяющими менять угловую диаграмму направленности излучения. Она обеспечивает оптимальность использования Concentro 509 в любых помещениях и условиях. Также благодаря коаксиальной конструкции высоко- и среднечастотные звуки доходят до слушателя одновременно.
В комплект Concentro 509 входят три аксессуара – кольца управления направленностью (DCR). Они позволяют изменять соотношение прямого и рассеянного излучения, благодаря чему звучание пары Concentro 509 можно эффективно корректировать с учетом акустических свойств помещения и расстояния от слушателя до места установки АС. Предлагаются «фокусирующее», «рассеивающее» кольца, а также обычное для сбалансированной направленности.
Помимо коаксиального ВЧ/СЧ-модуля и четырех (по два на каждой удлиненной боковой панели) вуферов используется также высококлассный СЧ/НЧ-динамик с исключительно прочной и жесткой корзиной. А благодаря примененной к тому же технологии AS-XR (Aluminium Sandwich Extended Range) он способен весьма точно отрабатывать поданный на него аудиосигнал. Данная технология предусматривает соединение с помощью специального клея отштампованного по форме поверхности кристалла (ограненного алмаза) алюминиевого диффузора с конусом из целлюлозы. Его высокой жесткости сопутствует сравнительно малая толщина мембраны, что оптимально для обеспечения реакции на малейшие изменения сигнала в СЧ- и НЧ-диапазонах.
А что же за орудия бьют в басовом диапазоне? Колонки Concentro 509 оснащены четырьмя мощными длинноходовыми 18-сантиметровыми динамиками, расположенными с учетом необходимости взаимного гашения вибраций. В данном случае речь идет о технологии «Push-Push/Pull-Pull». Фирма ELAC называет ее просто: «Конструкция для компенсации импульсов» (ICD). Четыре НЧ-динамика установлены сбоку, по два с каждой стороны.
Корпус покрыт благородным шпоном натурального дерева и многими слоями лака, что придает ему чрезвычайно стильный облик. Именно в исполнении «грецкий орех с глянцем» проявляется морской характер Concentro 509 – спонтанно возникают мысли о дорогих яхтах, о подлинной, неповторимой роскоши, что идеально согласуется с имиджем ELAC. Особая атмосфера города Киля окружает завод компании на протяжении всей ее истории.
Любовь к деталям проявляется и в «невидимом», направленном вниз порте фазоинвертора. Такая «стрельба вниз» в сочетании со сложной конструкцией опоры корпуса обеспечивает идеальное, точно рассчитанное расстояние от его выхода до пола. Пьедестал «высокий каблук» – отличительная черта АС Concentro 507 и 509, поскольку он напоминает элегантную женскую обувь.
Разумеется, оснастка Concentro 509 завершается высококачественными входными разъемами для подключения по двухкабельной (Bi-wiring) и двухусилительной (Bi-amping) схемам. Колонки без проблем можно подсоединить к усилителю, например, посредством штекеров типа «банан».
А какой именно выбрать? Мы слышали о линейке ELAC Alchemy, которую в качестве источника может дополнить музыкальный сервер ELAC Discovery.
Здесь приведены некоторые моменты, касающиеся системы из компонентов серии Alchemy; мы ограничимся предусилителем и усилителем мощности. Предусилитель/стример/ЦАП DDP-2 впечатляет широким спектром разъемов и универсальностью использования: среди аналоговых входов вы найдете балансный XLR и два несимметричных RCA. Аналоговые выходы: XLR, RCA с фиксированным уровнем и такой же с переменным. Цифровые входы представлены USB-портом, двумя коаксиальными и парой оптических, AES/EBU, а также двумя интерфейсами I2S (Alchemy и HDMI). Помимо этого, подключение может выполняться посредством Ethernet, Bluetooth и WLAN. Среди поддерживаемых потоковых форматов скоро появится и MQA, а уже сейчас принимаются PCM и DSD. Кроме того, DDP-2 выступает как оконечное устройство Roon и совместим с технологией Spotify Connect. Предусилитель DDP-2 весит 6,25 кг, имеет габариты (ВхШхГ) 5 х 44,5 х 38 см.
Усилитель мощности DPA-2 используется в нашей системе дважды: по одному в режиме моно на каждую АС Concentro S 509, при этом проблем со звучанием не возникает. 325 Вт на канал в стереофоническом режиме (на 4 Ом) и внушительные 625 Вт на канал (на 4 Ом) в моно обеспечивают ему чистоту. Усилитель весит 6,35 кг и отличается небольшой высотой корпуса – всего 5 см при ширине 44,5 см и глубине 39,5 см. Он располагает несимметричным RCA- и балансным XLR-входами. В конструкции DPA-2 скомбинированы: во входном контуре схема усиления, работающая в режиме класса A, в которой применены дискретные полевые транзисторы и линейный блок питания с тороидальным трансформатором, а также выходная секция, функционирующая в классе D, с импульсным источником питания.
Добавьте к этому музыкальный сервер Discovery DS-101G с габаритами (ВхШхГ) 4,45х21х11 см и массой 0,9 кг. Он располагает двумя аналоговыми выходами наряду с парой цифровых – оптическим и коаксиальным, поддерживающими потоки с параметрами до 192 кГц/24 бит. Устройство также оснащено USB-портом и разъемом Ethernet.
Теперь расскажем о сериях тестов.
Первая серия тестов
Мы были удивлены, обнаружив, что S 509 «выкладываются по полной», как и уже прослушанная нами пара S 507. The Look Of Love Дайаны Кролл впечатляет точно сформированной музыкальной сценой. Полная акустическая однородность, ощущение погружения в звук еще более ярко выражены, чем у S 507. При этом голос Дайаны легко отрывается от динамиков и равномерно распределяется по помещению. Звучание воспринимается как тонкий ковер, идеально сотканный и не имеющий зазоров. Отдельные инструменты выделяются благодаря соответствующей тональности и тонким нюансам, которые обеспечивают изысканное динамичное проигрывание.
Даже с более старым материалом, таким как Nessun dorma (в исполнении Лучано Паваротти и Orchestra del Teatro Arena di Verona под руководством Армандо Гатто) из оперы Дж. Пуччини «Турандот», АС ELAC не испытывают никаких проблем. Наши опасения, что звук будет слишком поверхностным и слегка жестяным (из-за плохого качества исходного контента), оказываются совершенно необоснованными. Эта пара благородных исполнителей берется за дело с четкостью и с точностью, которых мы не ожидали. Незабываемый вокал Паваротти обладает большой харизмой и воскрешает оперу в наших мыслях. Системе отлично удается отделить голос от инструментов, но здесь следует снова добавить, несмотря на то, что «исходник», в лучшем случае, среднего качества.
Даже если вам по вкусу что-то совершенно иное, S 509 все равно окажутся полностью в своей стихии. Песня Deutschland группы Rammstein подается в запоминающейся манере. Поражает к тому же мощность оконечного усилителя Alchemy DPA-2, который обеспечивает потрясающую стабильность звука благодаря своим 625 Вт в режиме моно. И даже, несмотря на чрезвычайно громкий голос Тилля Линдеманна, создаются великолепные звуковые образы, наблюдается четкая фокусировка. Другими особенностями можно назвать стремительную и масштабную динамику, а также чрезвычайно насыщенный и в то же время точный басовый диапазон.
О том, что эксклюзивные колонки из Киля справляются практически с любым материалом, свидетельствует звучание песни Sonic Empire (в исполнении Тома Вокса и Яна Оливера). Здесь бас просто хриплый и в то же время абсолютно контролируемый – да, даже такую музыку слушают потенциальные покупатели S 509, не только джаз и классику. Превосходные образы, плотное звучание, в то же время органичная объемность говорят о том, что даже с жанром техно/транса не возникнет ни малейших затруднений. Акустическая наполненность весьма притягательна и в сочетании с непревзойденной манерой игры, несомненно, представляет нечто особенное.
Вторая серия тестов
Еще не полностью ознакомившись с Concentro S 509, мы решили немного «переварить» услышанное. Поэтому через некоторое время стартовала вторая серия прослушиваний, и в качестве открывающей ее мы выбрали песню West End Girls (обновленную версию 2001 года) группы Pet Shop Boys. Очень четкие басы Concentro S 509 подтверждают наши предыдущие впечатления, они не ослабевают даже при высоком уровне громкости. Жесткие, четкие, насыщенные – именно такими предстают НЧ, и все же они никогда не перекрывают другие акустические эффекты. Вокал всегда убедителен и находится в центре внимания, звук синтезаторов также тщательно проработан. Во всем этом восхищает легкость, с которой Concentro S 509 воспроизводят каждую ноту. Конечно, следует очень многого ожидать от таких благородных АС, но это ни с чем несравнимое звучание поражает снова и снова.
Теперь мы проиграем с помощью этой пары ELAC две композиции Тилля Брённера. Первой мы выберем Stand by Me (вокал Грегори Портера), и в ней нас удивит чуткость, которую проявляют эти крупные колонки. Не то чтобы у других моделей High-End-класса наблюдались серьезные недостатки в этом отношении – ни одна компания-производитель не может себе этого позволить. Но ощущение легкого, воздушного, проницаемого пространства, создаваемого Concentro S 509, уже само по себе превосходно, даже в сравнении с сильными конкурентами. Звучание трубы настолько тонко выверено, что вы непременно отметите мастерство игры Тилля. И в то же время не ослабевает фокусировка вокала, раскрывается вся его харизма. Ни в коем случае не избыточный, но всегда основательный фундамент мы отмечаем благодаря басовому диапазону.
Вторая песня O Que Sera (вокал Ванессы Да Маты) особо подчеркивает эту изысканную и в то же время атмосферную, с тонкой проработкой, манеру воспроизведения – своеобразие этой песни прекрасно соответствует красоте города Киля. Голос, по нашим ощущениям, сфокусирован посреди комнаты и полностью отделен от его источника – колонок, а Concentro S 509 к тому же умело создают созвучный песне басовый фундамент.
При переходе к композиции No Goodbye Пауля Калькбреннера полностью меняется стиль музыки, но S 509 спокойно преодолевают новое препятствие. Теперь боковые вуферы могут проявить все свои таланты, что они и делают в абсолютно убедительной форме. Сила, структура и глубина подачи поражают. Вокал ни в коей мере не теряется во время этой низкочастотной демонстрации, более того он прорисовывается тонко и точно при безупречной тональности.
Сравнение с конкурентами
Quadral Aurum Titan 9. Достойные конкуренты, которые также впечатляют, но по-другому расставляют акценты. Звучание Titan кажется более массивным, не будучи по-настоящему подавляющим, глубина не так ярко выражена, даже наблюдается акцентирование в басовом диапазоне. Типично «немецкие» АС – в положительном смысле. А вот Concentro S 509 могли бы быть разработаны итальянцами – в них не ощущается холодного и трезвого расчета немецкого Севера. Колонки играют настолько легко, бодро и в то же время филигранно, что это всегда вызывает удивление.
KEF Reference 5. Большие и красивые напольники KEF – непревзойденные мастера акустической гармонии. Вряд ли какие другие колонки будут звучать так полно и приятно, что можно объяснить безупречной работой модуля Uni-Q. ELAC представляются более утонченными, Titan – более мощными, KEF оказываются в отличие от них решением для тех пользователей, у которых сбалансированность ставится во главу угла.
Вывод
Выпустив высококлассные Concentro S 509, компания ELAC значительно обогатила рынок. Внешний облик АС, обусловленный новым языком дизайна из Киля, который начался с Concentro S 507, чрезвычайно удачен. Четкие, но в то же время размашистые линии, шикарная концепция опорных ножек и не слишком большие боковые басовые динамики – так выглядят современные колонки. В плане акустики модель из Киля использует все существующие возможности. И все это выливается в безмерную легкость, всеобъемлющую простоту, с которой S 509 выполняют поставленные задачи. Они также достоверно отрабатывают басовый диапазон, при этом звучание всегда остается очень точным, поэтому исполнение любой музыки колонками с севера Германии действительно впечатляет своей игривостью и изысканностью. Так что по результатам тестирования Concentro S 509 компании ELAC на все 100 процентов заслуживают нашей самой высокой оценки.
ELAC Concentro S 509 поражают нас своим непревзойденно изысканным и точно выверенным звучанием
Напольные колонки High-End-класса
Тест от 22 июня 2020 года