В мире акустических систем нечасто удается, фигурально выражаясь, погнаться за двумя зайцами и поймать обоих. Идея, согласно которой можно стать обладателем небольшого устройства, качество звучания которого обратно пропорционально его габаритам, традиционно воспринималась не более чем фантазией – однако в последнее время ситуация изменилась, поскольку некоторые производители решили опровергнуть сложившееся представление.
Еще в семидесятых группа британских компаний, включавшая Linn, Naim, Meridian, Nytech, Arcam и ARC, выступила единым фронтом ради популяризации идеи активных АС. Такие колонки во многих отношениях лучше пассивных моделей, поскольку их разработчики могут уделить гораздо больше внимания продуманной интеграции двух наиболее важных звеньев аудиотракта. Иными словами, в случае успешного согласования динамиков с усилителями посредством электронного кроссовера полученный результат значительно превосходит сумму отдельных слагаемых.
Создавая Navis ARB-51, компания ELAC стремилась именно к этой цели – но не только. Перед разработчиками стояла непростая задача: сделать пару небольших колонок с отличным звуком, которые по желанию владельца могли бы работать и в беспроводном режиме. На рынке есть и беспроводные, и активные модели, но мне не удается припомнить хотя бы несколько примеров, в которых применялся бы аналогичный случаю с Navis ARB-51 подход. Чем глубже вы погружаетесь в их устройство, тем интереснее становится процесс. Дизайнер Эндрю Джонс, ранее работавший в KEF и TAD, подчеркивает, что это по-настоящему активные колонки старой школы, а не просто беспроводные коробочки с усилителем. У них полностью аналоговый путь прохождения сигнала от предусилителя до электронного активного кроссовера, который разделяет слышимый диапазон на нижний, средний и высокочастотный поддиапазоны и направляет их на усилители, которые, в свою очередь, напрямую раскачивают динамики.
ПОДРОБНОСТИ
Продукт: ELAC Navis ARB-51
Страна происхождения: США/КНР
Тип: Беспроводные активные полочные АС
Вес: 8,1 кг
Габариты (ШxВxГ): 189 x 345 x 240 мм
ОСОБЕННОСТИ
- Заявленная выходная мощность: 2 x 300 Вт
- Твитер: 25 мм
- СЧ-динамик: 100 мм
- НЧ-динамик: 130 мм
- Входы: RCA, XLR
Внесу ясность: внутри АС не выполняется абсолютно никакой цифровой обработки сигнала; есть чисто аналоговое усиление. Пользователю нужно только добавить предусилитель или цифровой источник с регулируемым выходом и подать с него сигнал на колонки при помощи RCA- или XLR-кабелей. Но и это еще не все: можно приобрести автономный модуль беспроводной и потоковой передачи данных ELAC Discovery Connect DS-C101W-G, который транслирует музыку на обе колонки по фирменному протоколу ELAC AirX2 с параметрами 16 бит/44,1 кГц, а также поддерживает AirPlay 2, Spotify Connect, Roon и Bluetooth. Таким образом, эту модель ELAC можно использовать либо как чисто аналоговые активные АС, либо как беспроводные колонки, управляя ими при помощи приложения.
ARB-51 снабжены толстыми алюминиевыми основаниями, внутри каждого из которых расположились 160-ваттный усилитель класса AB с технологией BASH для низкочастотного динамика, аналогичный 100-ваттный усилитель для среднечастотника, а также 40-ваттный усилитель класса AB для твитера. Важно отметить, что усилительные модули класса D здесь вовсе не используются – по словам Джонса, такой выбор обусловлен заботой о качестве звука. Конечно, с ними было бы проще и дешевле, а примененный комплект усилителей определенно заставляет основания колонок греться – однако компания ELAC сознательно предпочла этот путь из соображений аудиофильской безупречности. На задней панели имеются переключатели для подстройки уровней каждого динамика – 0, +1 дБ или -1 дБ; эти изменения также выполняются аналоговым образом.
Сами излучатели, конечно, собственного производства ELAC и разработки Эндрю Джонса. Это настоящая трехполосная конструкция с коаксиальным ВЧ/СЧ-динамиком и вуфером. В нее входят 25-миллиметровый твитер с мягким куполом,100-миллиметровый среднечастотник с алюминиевым диффузором, а также 130-миллиметровый НЧ-динамик с мембраной из того же материала. В сумме они отрабатывают заявленный диапазон частот от 44 Гц до 28 кГц, а усилители выдают 300 Вт мощности.
Переключатели на задней панели позволяют настроить колонки в соответствии с персональными предпочтениями
Как и следовало ожидать, акустическое оформление АС фазоинверторное, и они поставляются на выбор в отделке черным или белым лаком.
Алюминиевое основание придает колонкам весом 8,1 кг устойчивость в любом месте. В целом качество изготовления очень высокое для этой ценовой категории.
ARB-51 легко подключить к аналоговому предусилителю, однако в беспроводном режиме они поначалу работают с небольшими сбоями, а сопряжение с модулем Discovery Connect требует времени. Прилагаемая инструкция по настройке – не самая внятная из всех, что мне доводилось видеть, а приложение для управления представляется недостаточно современным для такого рода устройства в сравнении с конкурентами; но после всех процедур и начала работы про эти замечания можно забыть.
Качество звучания
Это одна из самых интересных пар маленьких полочников, с которыми мне приходилось иметь дело в последние годы. Navis ARB-51 – вовсе не банальный lifestyle-продукт, который эффектно смотрится в шикарной квартире; это и в самом деле отличные миниатюрные Hi-Fi-колонки, просто они «сели» после стирки. Более того, я готов пойти еще дальше и заявить, что это отменная реклама активных АС как таковых.
Они отлично играют при подаче как цифрового, так и аналогового сигнала.
Благодаря врожденной музыкальности они превосходно подходят для музыки, основанной на ритме – например, Living In The Past в исполнении Manix. Это высокоскоростное напористое техно с гиперактивным инфразвуковым басом, и ELAC очертя голову бросаются в этот микс. Они демонстрируют неожиданную глубину НЧ, которые звучат и дышат на удивление независимо от очень насыщенного среднего диапазона с его неистовыми барабанными сбивками и клавишными брейками.
Способность АС передавать такое головокружительное количество деталей и при этом точно удерживать громоподобную басовую линию просто невероятна; я предполагаю, что ключом к ней является сочетание настоящей трехполосной конструкции и активной природы. Такое умение выпукло проявляется в песне Рэнди Кроуфорд You Might Need Somebody. В этой грандиозной соул-балладе конца семидесятых отметилась фантастическая команда сессионных музыкантов, входивших в число лучших в своем деле. Здесь на первый план выходит утонченность ELAC, которые способны разбирать музыку на составляющие вплоть до интервалов между нотами и демонстрировать превосходное синкопирование. Мощный вокал Кроуфорд танцует вокруг увлекательного ритма, пульсирующей бас-гитары и спокойного повествования родес-пиано – и в результате получается настоящее волшебство. Эта песня вновь заставила меня забыть о том, что я слушаю довольно миниатюрные колонки – причем вполне недорогие, если учесть, что в их стоимость входят усилители мощности.
Предложите им сильно сжатые записи гитарного инди-попа – в форме композиции Twisterella группы Ride из начала девяностых – и они бесстрашно возьмутся за дело. У меня не самая большая комната для прослушивания, но в ней я в этой песне могу довести громкость до удивительно высокого уровня, прежде чем она начнет утомлять. Тональный характер очень хорош сам по себе – и к тому же не ухудшается на высоких уровнях. Трек изобилует многослойными наложениями гитар, поверх которых располагается вокал, записанный на близком расстоянии от микрофона – но и эту вещь АС исполняют динамично и продуманно. Они полностью сохраняют самообладание, позволяющее им чисто и точно подавать бэк-вокал.
Коаксиальный модуль из твитера и СЧ-динамика образует точечный источник, и создается ощущение, что вся музыка доходит до слушателя одновременно. В плане формирования пространства их звучание великолепно; звуковые образы постоянно сфокусированы, и кажется, что можно перемещаться по комнате прослушивания в любом направлении и в любой точке получить четкое впечатление об акустике помещения, в котором была сделана запись. Песня Саймона и Гарфанкела America в полной мере отражает экспансивный подход шестидесятых к организации стереофонического звука: с акустической гитарой в дальнем левом конце сцены и ударной установкой – в дальнем правом. ELAC поистине наслаждаются своим излюбленным фокусом, создавая намного более масштабное звучание, чем можно было бы ожидать от колонок столь скромных габаритов.
Сказать, что все идеально, нельзя: ВЧ несколько уступают утонченностью более высококлассным колонкам. Тарелки в композиции Sun Hits The Sky группы Supergrass звучат четко и чисто, но им немного недостает деликатности и гладкости. Проигрывание с беспроводного модуля впечатляет не меньше, и колонки сохраняют свою захватывающую манеру исполнения – но аналоговый тракт для меня остается предпочтительным вариантом.
В поле зрения
- Коаксиальный модуль: 25-миллиметровый твитер и 100-миллиметровый СЧ-динамик
- Порт фазоинвертора
- RCA- и XLR-входы
- 130-миллиметровый НЧ-динамик
Заключение
На свете есть lifestyle-колонки с претензией на высокую достоверность звучания и Hi-Fi-акустика с устремлением к этому стилю – и Navis ARB-51 оказываются яркими представителями второй категории. Это потрясающие маленькие активные полочники, качество которых намного превосходит ожидания, к тому же поддерживающие возможность беспроводного подключения с отличным звуком. Если музыка для вас важнее всего, но по семейным обстоятельствам вы вынуждены ограничиться компактными полочными АС, они станут отличным выбором.
Сравнение с конкурентами
Порой кажется, что модель ELAC Navis ARB-51 была создана как прямой соперник активным АС KEF LS50 Wireless (HFC 433). KEF проще в использовании по сравнению с ELAC, зато не могут похвастаться трехполосной конструкцией. У Navis ARB-51 менее сжатый и более открытый, а также прозрачный звук. При том, что у KEF действительно прекрасное звучание, они не могут похвастаться теми же уровнями ясности и динамики.
Вердикт
Превосходные и доступные компактные активные АС
Оценка: 10 из 10
ЗА
- Непосредственность
- Энергичность
- Мощь и сила