ELAC

Тест сабвуфера ELAC Varro RS500: когда можно настроить все • Stereo.ru

2023-09-21 18:40
Технологии в#nbsp;наше время появляются очень быстро, а#nbsp;распространяются еще быстрее. Стоило одному производителю акустики освоить компьютерное моделирование и#nbsp;лазерно-измерительные комплексы, и#nbsp;вот уже мало кто делает колонки по#nbsp;старинке. Новые микросхемы появляются в#nbsp;компонентах с#nbsp;невероятной синхронностью, то#nbsp;же#nbsp;самое происходит с#nbsp;новыми кодеками, интерфейсами, стриминговыми сервисами и#nbsp;прочими модными штучками.
Все потому, что большинство технологий разрабатывают сторонние компании и#nbsp;предлагают их#nbsp;сразу всем производителям. Живые примеры#nbsp;— Linkplay с#nbsp;их#nbsp;стриминговыми модулями, Dirac и#nbsp;их#nbsp;технологии автокалибровки звука, хорошо знакомые всем компании Dolby и#nbsp;DTS, предлагающие, помимо прочего, многочисленные технологии обработки звука для акустики, наушников и#nbsp;даже для смартфонов.
Ну и, конечно, многочисленные производители микросхем, такие как ESS Technology, Asahi Kasei, Texas Instruments, Analog Devices, XMOS, Qualcomm и#nbsp;прочие, продукцией которых пользуются буквально все. По#nbsp;этой причине какие-то новые технологии, особенно реализованные на#nbsp;уровне чипов или софта, не#nbsp;особенно удивляют. Появляется что-то новое#nbsp;— и#nbsp;можно быть уверенным, что если не#nbsp;сегодня, то#nbsp;в#nbsp;самое ближайшие время то#nbsp;же#nbsp;самое будет у#nbsp;доброй половины брендов.
Но#nbsp;если разработчик технологии сам является активным игроком на#nbsp;рынке Hi-Fi, ситуация меняется кардинально: его собственные ноу-хау создают уникальное конкурентное преимущество, делиться которым не#nbsp;имеет смысла. Как раз таким путем идет компания ELAC, имеющая немало оригинальных технологий. Например, коаксиальные динамики с#nbsp;АМТ-твитерами и#nbsp;сложные алюминиевые диффузоры-сэндвичи с#nbsp;«кристаллической» поверхностью. В#nbsp;этот раз мы#nbsp;обратимся к#nbsp;технологии, которая не#nbsp;столь заметна и#nbsp;популярна, но#nbsp;значимость ее#nbsp;сложно переоценить. А#nbsp;живым примером нам послужит сабвуфер ELAC Varro RS500.

Технология

Главная сабвуферная технология ELAC на#nbsp;самом деле не#nbsp;нова, и#nbsp;текущая реализация#nbsp;— это уже третье ее#nbsp;поколение. Но#nbsp;поскольку развивает ее#nbsp;одна компания, популярности в#nbsp;массах она еще не#nbsp;приобрела. Речь идет об#nbsp;абсолютно революционном подходе к#nbsp;настройке сабвуфера.
Как мы#nbsp;обычно это делаем? Ищем оптимальное место расположения в#nbsp;комнате, чтобы поменьше гудело и#nbsp;резонировало, а#nbsp;потом бегаем туда-сюда, сначала к#nbsp;сабвуферу, чтобы покрутить ручки, затем обратно на#nbsp;место прослушивания, чтобы услышать результат. И#nbsp;так много раз, пока не#nbsp;получится добиться идеальной (или хотя#nbsp;бы приемлемой) настройки.
Более продвинутые модели сабвуферов имеют дистанционное управление с#nbsp;пульта или (что ныне встречается чаще) через приложение, что хотя#nbsp;бы избавляет от#nbsp;беготни. А#nbsp;совсем продвинутые имеют не#nbsp;только регулятор частоты среза, но#nbsp;и#nbsp;эквалайзер, позволяющий вырезать 1−3 резонансных пика, либо оснащаются предустановленным режимами рум-коррекции типа «в#nbsp;углу», «у#nbsp;стены», «в#nbsp;свободном пространстве».
В#nbsp;домашнем кинотеатре процесс несколько упрощается за#nbsp;счет системы автокалибровки AV-ресивера, которая сама что-то там подкрутит, чтобы стало хорошо (или опять#nbsp;же — приемлемо), после чего нужно будет докрутить звук уже в#nbsp;ручном режиме.
Разработчики ELAC собрали в#nbsp;одну технологию все самое лучшее и#nbsp;удобное, добавили возможности ювелирной настройки звука, необходимые профессионалам, но#nbsp;при этом упростили процесс использования до#nbsp;такого состояния, что ей#nbsp;сможет воспользоваться даже тот, кто сабвуферы в#nbsp;жизни никогда не#nbsp;настраивал.
В#nbsp;фирменных сабвуферах есть полностью дистанционное управление из#nbsp;приложения, встроенный многополосный эквалайзер, набор стандартных ручных настроек, а#nbsp;также функция автокалибровки. Реализовано это следующим образом: в#nbsp;сабвуфер встроен мощный и#nbsp;быстрый DSP, а#nbsp;для всего остального используется приложение. Актуальная на#nbsp;сегодняшний момент версия называется ELAC Sub Control 3.0.
Настройка по-новому
Если вы#nbsp;новичок, то#nbsp;алгоритм действий предельно простой: располагаете сабвуфер там, где он#nbsp;будет стоять в#nbsp;ходе эксплуатации, и#nbsp;запускаете в#nbsp;приложении систему автокалибровки. Приложение попросит поднести микрофон смартфона к#nbsp;динамику сабвуфера, чтобы сделать первый замер#nbsp;— в#nbsp;точке, где влияние помещения минимально.
Затем, сидя на#nbsp;том месте, где вы#nbsp;будете слушать систему, делаете второй замер. Сравнивая оба варианта, система устранит негативное влияние переотраженного звука, по#nbsp;возможности приводя звучание в#nbsp;точке прослушивания к#nbsp;тому, что было записано вблизи динамика. Так работает технология Auto Room EQ, обеспечивающая автоматическую рум-коррекцию.
Для профи есть ручной режим с#nbsp;восьмиполосным эквалайзером, имеющим регулировки амплитуды и#nbsp;ширины выборки, ну и, конечно, стандартные настройки частоты, фазы, громкости тоже имеются. Все это можно делать уже поверх произведенной калибровки. Зарубежные коллеги даже нашли где-то возможность загружать кривые коррекции, полученные с#nbsp;помощью профессионального измерительного оборудования, что должно дать и#nbsp;вовсе прецизионную точность настройки. А#nbsp;еще с#nbsp;одного приложения можно рулить несколькими сабвуферам, что может пригодиться при работе с#nbsp;большим кинозалом.
В#nbsp;целом, полезность и#nbsp;уникальность элаковской технологии настройки сабвуфера трудно переоценить. Мало того, что он#nbsp;настраивается автоматически, так еще и#nbsp;есть возможность покрутить эквалайзер, не#nbsp;вставая с#nbsp;места, оценивая результат в#nbsp;реальном времени.
Казалось#nbsp;бы, сабвуфер с#nbsp;такими возможностями должны были раскупать как горячие пирожки, но#nbsp;много#nbsp;ли вы#nbsp;таких сабов встречали? Вот и#nbsp;я#nbsp;до знакомства с#nbsp;ELAC Varro из#nbsp;«умных» моделей этого бренда тестировал лишь Sub 2010, который является хоть и#nbsp;продвинутой, но#nbsp;все#nbsp;же ультракомпактной лайфстайл-моделью, главная задача которой#nbsp;— это красиво вписаться в#nbsp;интерьер и#nbsp;поразить потенциального покупателя своей универсальностью.
Надо признать#nbsp;— Sub 2010 действительно поражает вариативностью установки и#nbsp;звук выдает для своего форм-фактора неплохой. Однако матерый аудиофил и#nbsp;опытный киноман в#nbsp;сторону такой «игрушки» даже не#nbsp;посмотрит. Прочие сабвуферы ELAC#nbsp;— это, опять#nbsp;же, либо необычного вида лайфстайл, либо их#nbsp;прямая противоположность: весьма брутальные на#nbsp;вид конструкции с#nbsp;металлическими грилями. Одним словом, ничего классического, привычного и#nbsp;традиционного на#nbsp;вид. Новая линейка Varro призвана исправить эту ситуацию.

Новое семейство

История линейки Varro довольно проста. Вдоволь наигравшись с#nbsp;технологической частью и#nbsp;доведя приложение ELAC Sub Control до#nbsp;состояния продвинутой и#nbsp;быстро работающей третьей версии, разработчики наконец задумались над тем, во#nbsp;что#nbsp;бы ее#nbsp;интегрировать, чтобы не#nbsp;ударить в#nbsp;грязь лицом. И#nbsp;говорят, что для создания акустической части сабвуферов был приглашен специалист и#nbsp;опытный разработчик сабвуферов из#nbsp;одной очень известной компании. Какой именно#nbsp;— не#nbsp;уточняют, а#nbsp;фантазия у#nbsp;нашего брата-аудиофила богатая…
В#nbsp;итоге на#nbsp;свет появились аж#nbsp;три серии сабвуферов, входящих в#nbsp;линейку Varro. Самые младшие#nbsp;— Premium с#nbsp;отделкой и#nbsp;динамиком попроще, фазоинверторным оформлением и#nbsp;калибрами излучателей 10, 12, 15 дюймов. Более продвинутая серия#nbsp;— Reference, до#nbsp;детального разбора которой мы#nbsp;вот-вот доберемся; она базируется на#nbsp;оригинальном излучателе, имеет закрытый и#nbsp;более богатый на#nbsp;вид корпус, но#nbsp;предлагается только в#nbsp;размерах 10 и#nbsp;12 дюймов (что, видимо, обусловлено конструкцией излучателя).
Самая топовая версия, Dual Reference, это по#nbsp;сути тот#nbsp;же Reference, но#nbsp;совмещает сразу два саба в#nbsp;одном большом (и#nbsp;почему-то глянцевом) корпусе необычной трапецевидной формы. Доступные калибры драйверов#nbsp;— те#nbsp;же#nbsp;10 и#nbsp;12 дюймов, но#nbsp;динамиков там два. Соответственно, Dual Reference нужны в#nbsp;тех ситуациях, когда ясно что одного Reference будет мало, и#nbsp;они в#nbsp;первую очередь позволяют сэкономить деньги и#nbsp;пространство в#nbsp;помещении. По#nbsp;звуку это примерно одно и#nbsp;то#nbsp;же, с#nbsp;поправкой на#nbsp;масштаб.

Референс

Подход к#nbsp;созданию акустической части сабвуферов Varro Reference выглядит весьма бескомпромиссным. Начнем с#nbsp;того, что корпуса изготавливают из#nbsp;плит MDF толщиной 35#nbsp;мм с#nbsp;внутренними перегородками и#nbsp;ребрами жесткости, что делает их#nbsp;тяжелыми и#nbsp;акустически инертными. Корпуса имеют мощные ножки с#nbsp;резиновыми накладками. В#nbsp;комплект поставки также входят шипы, для которых прямо в#nbsp;ножках имеются резьбовые втулки. Шипы понадобятся в#nbsp;том случае, если на#nbsp;полу лежит что-то мягкое#nbsp;— ковер или ковролин.
Динамик#nbsp;— это, без сомнения, главное украшение старших сабвуферов ELAC. Диффузор выполнен по#nbsp;фирменной технологии алюминиево-бумажного сэндвича, создающего легкую и#nbsp;предельно жесткую конструкцию с#nbsp;хорошим внутренним демпфированием. Оригинальный «гексагональный» подвес HEX необходим для того, чтобы обеспечить поршневой режим работы.
В#nbsp;ходе исследований разработчики ELAC пришли к#nbsp;выводу, что подвес с#nbsp;обычным полукруглым профилем не#nbsp;обеспечивает идеально ровного движения диффузора по#nbsp;оси, и#nbsp;дополнительные складки подвеса выполняют роль ребер жесткости, не#nbsp;дающих диффузору уходить в#nbsp;сторону даже при большой амплитуде движения. Далее в#nbsp;конструкции все довольно привычно: длинная катушка, массивный ферритовый магнит, литая, максимально жесткая корзина.
Усиление#nbsp;— еще одна гордость ELAC. В#nbsp;фирменных сабвуферах уже давно применяются усилители BASH, схемотехника которых доработана и#nbsp;усовершенствована инженерами компании. По#nbsp;сути своей усилители BASH —это вариация класса H, в#nbsp;котором напряжение питания усилителя также модулируется входящим сигналом, в#nbsp;результате чего обеспечивается динамический диапазон кратно больший, чем у#nbsp;того#nbsp;же усилителя с#nbsp;питанием постоянным напряжением.
В#nbsp;схеме BASH усилитель, через который проходит полезный сигнал, работает в#nbsp;классе AB, что дает более «аналоговое», цельное и#nbsp;чистое звучание, а#nbsp;блок питания#nbsp;— импульсный. То#nbsp;есть по#nbsp;сути за#nbsp;питание отвечает усилитель класса D, который, как известно, быстрее прочих реагирует на#nbsp;резкие пики сигнала и#nbsp;в#nbsp;данном случае обеспечивает отличную динамику.
Коммутация у#nbsp;серии Varro Reference тоже не#nbsp;так проста, как может показаться. Входы RCA дают возможность подавать на#nbsp;него как стереофонический сигнал от#nbsp;предусилителя, так и#nbsp;LFE от#nbsp;AV-ресивера. Внутри корпуса скрыт второй, беспроводной «вход», работающий с#nbsp;фирменными передатчиками ELAC AirX2.
Примечательно, что к#nbsp;одному передатчику можно подключить до#nbsp;трех сабвуферов, поэтому беспроводной способ подключения может оказаться реальным спасением при оснащении большого домашнего кинозала, когда нужно установить нескольких сабов на#nbsp;значительном расстоянии друг от#nbsp;друга и#nbsp;кабельная линия по#nbsp;периметру комнаты получается очень длинной. У#nbsp;топовой версии Dual Reference для решения этой проблемы есть дополнительный балансный вход, но#nbsp;это совсем другая история.
И, наконец, третий способ подключения#nbsp;— высокоуровневый, что также может оказаться весьма полезным. Пользуясь случаем, напомню, чем именно он#nbsp;полезен. Самое главное и#nbsp;очевидное#nbsp;— это может быть единственным способом подключения сабвуфера, если у#nbsp;предварительного усилителя или устройства, выполняющего эту роль, нет регулируемых входов для того, чтобы можно было снять с#nbsp;них низкоуровневый сигнал.
Второй плюс#nbsp;— возможность сохранить единый характер звучания в#nbsp;системе, что особенно актуально, если частота раздела высока, а#nbsp;усилитель, который работает с#nbsp;основной стереопарой, имеет ярко выраженный характер в#nbsp;низкочастотном диапазоне. Высокоуровневые входы помогут перенести характер звучания усилителя на#nbsp;сабвуфер, в#nbsp;то#nbsp;время как при использовании низкоуровневой коммутации саб может лишить систему желаемого звукового почерка.

Калиброванный звук

Тестирование я#nbsp;проводил не#nbsp;в#nbsp;шоуруме, а#nbsp;в#nbsp;домашней обстановке#nbsp;— для того, чтобы понять, насколько эффективен сабвуфер будет в#nbsp;обычной квартире без какой-либо серьезной акустической подготовки. Все прослушивания проводились в#nbsp;формате трифоника с#nbsp;небольшими полочниками DALI Mentor Menuet, не#nbsp;особенно эффективными в#nbsp;басовом диапазоне, и#nbsp;винтажными напольниками TDL Line 2, которые имеют акустическое оформление типа «трансмиссионная линия» и#nbsp;в#nbsp;моих 25 квадратах басят так, что о#nbsp;необходимости подключать сабвуфер мысли не#nbsp;возникает.
Начал я, естественно, с#nbsp;калибровки и#nbsp;настройки саба. Проведя едва#nbsp;ли не#nbsp;десяток калибровок с#nbsp;расположением саба как в#nbsp;оптимальных, так и#nbsp;в#nbsp;заведомо неудачных местах, могу сказать, что Auto Room#nbsp;EQ действительно позволяет ставить сабвуфер там, где он#nbsp;будет красиво смотреться и#nbsp;не#nbsp;мешать, не#nbsp;задумываясь особенно о#nbsp;резонансах и#nbsp;прочих проблемах. Основные пики/провалы окрашивающие звучания калибровка нивелирует.
Но#nbsp;если хотите выжать максимум и#nbsp;получить истинное низкочастотное чудо в#nbsp;отдельно взятой квартире#nbsp;— сначала воспользуйтесь стандартными рекомендациями по#nbsp;установке сабвуфера, потом проведите калибровку, а#nbsp;в#nbsp;заключение с#nbsp;помощью тон-генератора и#nbsp;встроенного эквалайзера можно довести результат до#nbsp;идеала на#nbsp;слух. Прелесть автокалибровки состоит еще и#nbsp;в#nbsp;том, что она дает возможность пользователю достаточно примерно отстраивать частоту среза#nbsp;— лишнее автокалибратор «услышит» и#nbsp;подрежет.
При стыковке с#nbsp;полочниками звучание системы преображалось кардинально, ведь в#nbsp;частотной характеристике появлялись несколько десятков герц, причем с#nbsp;приличным таким звуковым давлением. На#nbsp;метале ELAC Varro RS500 продемонстрировал отличную скорострельность, упругость и#nbsp;четкость баса, а#nbsp;ведь сабу досталась приличная часть этого диапазона!
В#nbsp;то#nbsp;же время в#nbsp;джазе без какого-либо труда и#nbsp;с#nbsp;безупречной точностью отрабатывались длинные гулкие контрабасовые ноты со#nbsp;вполне реалистичными реверберациями и#nbsp;призвуками деки инструмента. На#nbsp;танцевальной электронике ощущение масштабного клубного саунда передавалось в#nbsp;полной мере, и#nbsp;если крутануть ручку громкости, бас вполне можно было ощутить физически.
С#nbsp;напольниками ситуация была несколько иная. Формально сабвуфер добавил лишь несколько самых нижних нот, и#nbsp;нельзя сказать, что при его включении в#nbsp;композициях становятся слышны какие-то новые звуки и#nbsp;басовые линии, которые не#nbsp;были заметны ранее, как это было с#nbsp;полочниками. Но#nbsp;ощущение скорости, динамики, масштаба звуковой картины и#nbsp;общий эффект присутствия существенно менялись, стоило ELAC Varro RS500 вступить в#nbsp;игру. Любопытно, что это влияло даже на#nbsp;ту#nbsp;музыку, в#nbsp;которой низ не#nbsp;был прописан особенно глубоко#nbsp;— например, на#nbsp;джазовые стандарты пятидесятых.
Ну и#nbsp;в#nbsp;качестве вишенки на#nbsp;торте. Когда мы#nbsp;уже убедились, что сабвуфер можно точно отстроить и#nbsp;согласовать буквально с#nbsp;чем угодно, обратим внимание еще и#nbsp;на#nbsp;то, что в#nbsp;приложении есть возможность выбора одного из#nbsp;четырех режимов звучания. Flat#nbsp;— режим для перфекционистов, без какого-либо подкрашивания звука, Cinema#nbsp;— для киноманов, привыкших к#nbsp;более гулкому, мощному и#nbsp;раскатистому басу, Music#nbsp;— добавляющий бас более деликатно и#nbsp;скорее в#nbsp;средней его части, ну и, наконец, Night#nbsp;— для любителей смотреть кино и#nbsp;слушать музыку по#nbsp;ночам. А#nbsp;почему#nbsp;бы нет?

Итог

Знакомство с#nbsp;ELAC Varro RS500 стало очередной весьма убедительной демонстрацией постулата «сабвуфер лишним не#nbsp;будет». Но, конечно, лишь в#nbsp;том случае, если он, во-первых, точно настроен, а#nbsp;во-вторых, звучит по-настоящему качественно с#nbsp;реально глубокими нотами, без окрашивания и#nbsp;смазывания звука. Всеми этими качествами новинка от#nbsp;ELAC обладает в#nbsp;полной мере. И#nbsp;если достойной акустической частью конкуренты еще могут похвастать, то#nbsp;такого набора возможностей настройки, который доступен в#nbsp;приложении ELAC Sub Control, я#nbsp;не#nbsp;встречал нигде.
Остается только виртуально апплодировать разработчикам и#nbsp;продолжать удивляться, почему подобное решение еще не#nbsp;распространилось повсеместно. Конкуренты могли#nbsp;бы если не#nbsp;купить, то#nbsp;хотя#nbsp;бы попытаться сделать что-то подобное.

Подготовлено по#nbsp;материалам сайта «stereo.ru», сентябрь 2023#nbsp;г. www.stereo.ru

Обзоры продуктов