ELAC Vela FS 409. Точный немецкий расчет / Soundex.ru
2020-12-28 14:00
Нынешний обзор посвящен старшей напольной акустической системе ELAC — Vela FS 409, возможность оценить которую предоставила компания Аудиомания — ведущий российский поставщик аудиокомпонентов. Кратко о технических характеристиках. Конструкция: 3,5 полосы, НЧ динамики 2×180 мм, СЧ динамик 150 мм, ленточный твитер JET V. НЧ оформление — фазоинвертор, порт направлен в пол. Импеданс 4 Ом, чувствительность 89 дБ. Заявленный частотный диапазон: 28 Гц — 50 000 Гц. Габариты 276×1307×332 мм, вес 32,1 кг. Акустические системы смотрятся очень стильно. Отделка —на самом высоком уровне, класс акустики к этому обязывает. Имеются варианты: белый глянец, черный глянец и глянцевый орех. В качестве дополнительной опции можно заказать индивидуальные грили для динамиков. Vela FS 409 — это развитие успешной 400-й серии. И дело не только во внешнем виде. Все, на первый взгляд, «косметические» изменения, имеют под собой точный немецкий расчет. Наклон корпусов назад — это не только дань стилю. Таким образом производитель выстраивает акустические центры динамиков, минимизируя временные задержки — один из способов получить ровную амплитудно-частотную характеристику в области «сшивки» динамиков фильтром. Элегантно изогнутая передняя поверхность Vela FS 409 также уменьшает влияние лицевой части корпуса, снижая интерференцию отраженных от него звуковых волн. Подставка Vela FS 409 — массивная алюминиевая пластина, к которой крепятся шипы. Смещение центра тяжести акустических систем вниз, дополнительный вес и устойчивость в данном случае служат более сфокусированному басу. Там же снизу, между подставкой и корпусом, расположен порт фазоинвертора. Отдельно стоит сказать пару слов о динамиках. Ленточный твитер JET V имеет очень высокую верхнюю граничную частоту — 50 кГц, заметно превосходящую возможности человеческого слуха. Казалось бы, это избыточно, однако говорит о том, что в своем диапазоне этот высокочастотник будет чувствовать себя вполне уверенно. Новый волновод оптимизирован для воспроизведения стереофонического и многоканального звука в современной обстановке. Необычные фасеточные купольные СЧ и НЧ-динамики сконструированы для более точной передачи переходных процессов с высокой энергией. Представляют собой «сэндвич» из алюминия и целлюлозы, изготовленный по фирменной технологии AS-XR, позволяющей расширить границы воспроизводимых частот. Как же все вышеперечисленные технологии проявят себя в деле? Начать прослушивание было решено с усилителем, имеющим «каменное» сердце, — транзисторным Mark Levinson 5805 (125 Вт на канал, класс АВ). При первом включении сразу обращает внимание высокая степень прозрачности, особенно в средней и высокочастотной части звукового диапазона, а также весьма ровный тональный баланс. Насыщенные богатством интонаций и красок динамичные записи Вивальди (Giuliano Carmignola, Concerto in G minor, RV 331, Deutsche Grammophon, 2006) подтвердили первоначальное впечатление. Микродинамика, атака струнных, разборчивость и информативности в деталях — на высоте. Партии второго-третьего плана, клавесин, скрипки очень хорошо прослеживаются. Сразу же ловишь себя на мысли, что прозрачность акустических систем диктует необходимость подбора высококачественного источника. Относительно построения акустикой образов на виртуальной сцене — важно учитывать один момент. Высокочастотный динамик в 409 модели расположен немного выше среднего, поэтому для оптимального результата лучше использовать не самое низкое кресло — чтобы, по возможности, ленточные твитеры были на уровне ушей слушателя — в таком случае фокусировка зрительных образов будет максимальной. Мидбасовый регистр — не выпячивается, в произведениях А. Пьяцоллы (Astoria, A. Piazzolla, Fuga Libera, 2006), а также на роке хочется большей «густоты». Но металлические баллады весьма приятны и притягательны (Legend Rock Ballads volume 2). ELAC Vela 409 явно больше тяготеют к классике и строгости. И на классическом репертуаре они раскрывается в полной мере. Акустические системы прекрасно показали себя на вокале. Выверенный тональный баланс — отчетливо проявил себя на знаменитых записях трех теноров (Best of The 3 Tenors, Decca, 1990). Голоса Л. Паваротти, Х. Каррераса и П. Доминго — раскрываются всей своей многогранной широтой. Натуральность и живость аплодисментов, отданных великим певцам благодарной публикой, — также хороший показатель точной настройки акустических систем. Что касается басового диапазона, то тут нужно иметь в виду, прежде всего, объем помещения — в достаточно большом шоуруме № 15 Аудиомании (100 кв. м) любым акустическим системам окажется непросто выдавать нужный уровень баса. Кроме того, ELAC Vela FS 409 имеют достаточно стройные и компактные корпуса — это, естественно, накладывает ограничения на объем воспроизводимых низких частот, с физикой сложно спорить. Однако в точке прослушивания недостатка баса на большинстве записей не ощущалось. Для большей гибкости в подборе оптимального расположения в комнате и максимального качества низких частот производитель предусмотрел возможность подключения колонок в режиме би-ампинг — с отдельным усилением НЧ-динамиков, а также фазоинвертор, направленный в пол. Далее мы подключили Elac к ламповому усилителю Octave V 70 SE (двухтактный ламповый усилитель на пентодах 6550, 70 Вт на канал на 4 Ома) Добавилась живость, прозрачность, пластичность. Особенно это слышно на медных инструментах. При этом звучание стало в целом мягче, и в записях пропал некоторый «нерв», которого кому-то может не хватать. Замечательный способ проверить макродинамику — поставить запись духового оркестра (образцово-показательный оркестр Федеральной пограничной службы России, записи 2000−2002 гг.). Баса по сравнению с транзисторным усилителем ожидаемо больше не стало, но и не убавилось. Однако, как ни странно, заметно улучшилась его артикулированность, ударные стали играть свободнее, задышали динамикой. Духовой оркестр доставил массу удовольствия, залихватски, с военной с удалью играя марши. Что в итоге? Особая черта акустики ELAC Vela FS 409 — способность передать эмоциональность записей, светлый приятный тональный баланс. Nessun Dorma в исполнении трех теноров (Best of The 3 Tenors, Decca, 1990) и скрипка Д. Ойстраха (Ciacona in G Minor, Tommaso Antonio Vitali, Мелодия 1950 г.) — трогают. «Лебединое озеро» в исполнении оркестра под управлением Е. Светланова (Мелодия, 1987) и концерты Моцарта для фортепиано с оркестром (Arthur Rubinstein, Mozart Piano Consertos #20 & #21, RCA, 1962) — вовлекают, искрятся широтой звуковой палитры. Музыке отдаешься, забывая про аудиосистему. Состав системы, в которой проходило прослушивание: CD-транспорт — Cambridge Audio Azur 851C ЦАП — RME ADI2 DAC Усилители — Mark Levinson 5805 и Octave V 70 SE Кабели — Analysis-Plus Oval 12, Nordost Heimdall, Nordost Blue Heaven.
Подготовлено по материалам портала «Soundex.ru», декабрь2020г.www.soundex.ru