Новости

Мой первый сабвуфер: Elac SUB3030 / Darko.audio

2021-04-14 14:00
Колонки Spendor Classic ½ были прекрасны, но слишком сильно выделялись на фоне обстановки: представьте себе датского дога в маленьком коттедже. Однако мне были по душе их басы, спускавшиеся к 30 Гц (в помещении).
Я некоторое время раздумывал о том, не поможет ли мне сабвуфер сымитировать звук больших колонок, чтобы не пришлось воздвигать в гостиной башни-близнецы? Конечно, его пришлось бы интегрировать с основными АС меньшего размера. Это либо очень простая, либо совершенно неблагодарная задача — в зависимости от того, с кем вы советуетесь. Возможно, в этом и есть половина удовольствия? Я бы не отказался кое-чему поучиться.
Итак, представляю вам исследование «Мой первый сабвуфер». Забудем про REL Stygian, которым я пользовался давным-давно. Технологии, применяемые при создании сабов, с тех пор наверняка прошли долгий путь. По крайней мере, автокалибровка ELAC SUB3030 посредством приложения определенно показалась мне любопытной.

Что это такое?

SUB3030 занимает среднее положение в линейке сабвуферов ELAC. Направленный вперед 12-дюймовый динамик, который получает сигнал от усилителя мощностью 500 Вт в непрерывном режиме и 1000 Вт в пике, работающего по технологии BASH, нагружен на 12-дюймовый пассивный излучатель, направленный вниз. По своей сути это устройство класса A/B со схемой класса D, регулирующей напряжение питания — что, по утверждению ELAC, дает выигрыш в виде высокой мощности и низкого уровня искажений.
SUB3030 — далеко не Дюймовочка; у него довольно приличные габариты: 43×43×46 см и 22,7 кг веса. Корпус отделан под черный ясень и выглядит качественным, но не слишком роскошным. Шипы входят в комплект. Фиксированная пластиковая решетка визуально имитирует расположенный позади нее динамик, придавая сабвуферу решительный облик, и скорее подчеркивает, чем скрывает его размеры. Если установить SUB3030 в гостиной, может оказаться, что он выбивается из общей гармонии дома.
Сзади расположена пара RCA-разъемов для подключения к стереосистеме; проверьте, есть ли у вашего усилителя выход с предусилителя с разъемами RCA.
Дальше начинаются чудеса. Список разъемов на задней панели довершают USB-вход (только для обслуживания), кнопка сброса и гнездо подключения к электросети; других элементов управления нет, даже регулятора коэффициента усиления и частоты кроссовера. Для настройки и интеграции сабвуфера предназначено приложение ELAC SUB Control 2.0 для смартфона под iOS и Android, которое связывается с сабвуфером по Bluetooth. Очень футуристично! Настройка параметров из позиции слушателя оказывается очень удобной.

Sub Control 2.0

Приложение порадовало широкими функциональными возможностями и удобным интерфейсом, а также надежным соединением с сабвуфером. При частом изменении громкости она может вернуться к предыдущему уровню — но это легко устранимый и довольно простительный недостаток. Инструкция не помешала бы, но в целом навигация по приложению интуитивно понятна.
В первую очередь мое внимание привлекла функция Auto EQ (Автоматический эквалайзер). Она предназначена для адаптации звучания сабвуфера к условиям помещения и очень проста в использовании. Поместите смартфон рядом с основным динамиком и выполните прогон. Повторите операцию в позиции слушателя. Приложение использует разницу между двумя показаниями для настройки частотной характеристики. Отлично продуманная система работает быстро; запустить и при необходимости повторить процесс — проще простого.
Однако этот эквалайзер подстраивает сабвуфер под особенности помещения, а не интегрирует его с основными колонками (как я поначалу решил). Для последнего нам следует правильно задать частоту среза кроссовера сабвуфера, громкость, фазу и расположение: четыре переменных, для настройки которых не существует автоматизированного процесса. Непростая задача для того, кто впервые устанавливает саб.
Вернемся к приложению. Фазу можно менять в диапазоне от 0 до 360 градусов; при необходимости бас допустимо задержать на 20 мс. В приложении также есть пятиполосный параметрический эквалайзер. Я немного побаловался с ним, но в итоге все оставил без изменений. Наконец, четыре пресета работают параллельно с другими настройками. Flat (Плоская характеристика) сводит на нет влияние помещения. Music (Музыка) чуточку возвращает его назад. Movies (Кино) добавляет звучанию живости (+2 дБ на частоте 50 Гц), а Night (Ночь) уменьшает уровень НЧ, чтобы не беспокоить соседей. Все пресеты очень деликатны; я выбрал «Плоский», чтобы уменьшить количество переменных на единицу.
В целом приложение отлично выглядит и хорошо работает — аплодисменты создателям.

Система

Для проведения теста использовались полочные колонки Graham LS6. Затем я переключился на ELAC Debut B6.2. Сетевой проигрыватель Cambridge Audio Edge NQ подавал сигнал на пару усилителей мощности Gold Note PA-10. На бетонном полу SUB3030 опирался не на шипы, а на четыре антивибрационных подставки IsoAcoustics Iso-Puck.

Настройка

Подсластить пилюлю в данном случае не получится: процесс настройки был очень трудоемким. Журналист Hifi News Кит Ховард объяснил причины такой ситуации. Эндрю Джонс из ELAC, разработчик SUB3030, был еще более откровенен:
…если вы не проводите измерений, очень трудно заранее определить, как будут сочетаться звучание сабвуфера и пары колонок. Это в первую очередь вопрос проб и ошибок — а также удачи… Задача разработчика АС — согласовать излучение динамиков, чтобы получить бесшовный и слаженный акустический сигнал. И это непростая задача. Однако в случае с сабвуферами мы говорим клиенту: «Давайте, пробуйте! Я знаю, что у вас нет инструментов или опыта — остается пожелать вам удачи».
В качестве частоты среза кроссовера Дерек Хьюз (разработчик Graham LS6) предложил самое нижнее положение, 40 Гц, чтобы минимизировать любое перекрытие в диапазоне 40−60 Гц (у LS6 -2 дБ/45 Гц). Эндрю Джонс согласился с ним. Я попробовал более высокое значение, однако они оказались правы.
Что касается расположения SUB3030 в помещении, рекомендуется устанавливать его в угол. Это отлично сработало; при размещении у боковой стены и всего в 60 см от фронтальной сабвуфер звучал менее мощно. Увеличение громкости с целью компенсации этого недостатка нарушило общий баланс, не вернув самые низкие ноты. Очевидно, что 9 дБ волнового усиления, обеспечиваемого угловым расположением, имеют значение.
Все вышеперечисленное было проделано одновременно с поиском оптимальной громкости сабвуфера, включая проверку фазы, чтобы убедиться, что сабвуфер добавляет басы, а не обнуляет их. Четыре параметра и бесконечное число вариантов. Неудивительно, что процесс занял так много времени.
Самым чувствительным фактором оказалась громкость: незначительные изменения приводили к непропорционально большой разнице. Чуть ниже — и SUB3030 исчезает; чуть выше — и басы начинают «бухать». Кроме того, результат зависел от записи: то, что подавалось гармонично в одной композиции, в другой оказывалось перегруженным. К счастью, приложение позволяло легко менять любые параметры. Возможно, даже слишком легко — я еще долго продолжал возиться с настройками.

Прослушивание

Первым делом я включил альбом Мики Вайнио Konstellaatio. В первой композиции Otava низкий бас коварно кружит по комнате. Частотный анализатор в приложении ELAC (компонент Auto EQ) подтверждает наличие фундамента в 40 Гц, пронизанного 30-герцовыми всплесками, которые великолепно звучат в исполнении SUB3030. При отключении сабвуфера они пропадают, и музыка частично теряет свой угрожающий характер.
Далее следует Olympic Fanfare c альбома Pomp & Pizazz оркестра Cincinnati Pops. Это была любимая вещь Ричарда Лорда (основателя REL): блистательная запись лейбла Telarc с высококачественными низами. SUB3030 великолепно удается передать весомость оркестра даже в самых тихих пассажах. Без сабвуфера LS6 справляются неплохо, однако им недостает апломба ELAC, усиливающего эмоциональное воздействие музыки.
Теперь пригласим в гости настоящего короля — не Элвиса, а орган кафедрального собора — в составе Бостонского симфонического оркестра под управлением Шарля Мюнша, исполняющего Третью симфонию Сен-Санса. Заезженный номер для тестирования низких частот, но кому какое дело; финал великолепен, комната сотрясается от повышения давления, SUB3030 ревет, как ракетный двигатель, поражая величественной мощью.
Медленная вторая часть превосходно демонстрирует присущее сабвуферу ELAC расширение НЧ. Я слушал эту симфонию на концерте в Bridgewater Hall. Самые низкие ноты — 16-герцовые, вероятно, издаваемые 32-дюймовыми трубами — скорее ощущаются, чем слышатся. SUB3030 удается воссоздать это чувство лучше, чем всем другим АС, которые мне доводилось слышать с тех пор; нижнюю границу в 25 Гц можно считать экспериментально подтвержденной. Фантастическое впечатление.
В звучании порой слышна чрезмерная полнота, но я склонен относить это на счет влияния комнаты, а не недостаточного контроля ELAC. Со временем я узнаю это точно, протестировав другие сабвуферы (REL уже в планах). Измерения тоже будут полезны. Пока что, чуточку понизив громкость, этот эффект удалось устранить.
Более серьезной проблемой оказывается поиск музыки для прослушивания. Частота среза кроссовера SUB3030 составляет 40 Гц, и вам придется потрудиться, чтобы найти записи с более низкими звуками (к примеру, контрабас дает только 41,5 Гц). По правде говоря, большую часть времени LS6 не выигрывают от наличия SUB3030. Закрадываются сомнения: а нужен ли мне сабвуфер?
Пришло время попробовать другую пару колонок. К делу приступают полочные ELAC Debut B6.2. Габаритами они схожи с моделью Graham, но стоят на порядок меньше и, очевидно, во многом отличаются от них. Эндрю Джонс предлагает установить кроссовер на отметке 45 Гц (это опять-таки ниже, чем я ожидал). Окажется ли SUB3030 более полезен в этих условиях?
Определенно да — и намного. Для своей ценовой категории B6.2 очень хороши, но их басы и близко не дотягиваются до заданного LS6 уровня. На долю SUB3030 приходится больше работы, и это чувствуется. С включением сабвуфера в аудиотракт музыка становится намного более богатой и наполненной. Эффект от этого события непропорционален сухим цифрам: саб прибавляет всего 5 Гц — но они сказываются намного сильнее. Вопрос заключается не в том, стоит ли использовать сабвуфер, а в том, какой именно выбрать. Возможно, ELAC SUB3010 будет более подходящим по соотношению цены и качества?

Последний штрих

REL доказывает, что сабвуфер делает звуковую сцену более плотной даже при воспроизведении простой музыки. Это кажется парадоксальным: как сабвуфер может что-то изменить, если в записи нет басов? Но я много раз слышал это своими ушами, причем разница более чем заметна.
Однако в случае с SUB3030 это было не так — а я слушал очень внимательно и действительно хотел услышать разницу. Однако ее не было: добавление сабвуфера не повлияло на музыкальные сцены Graham LS6 и Debut B6.2. Я упоминаю об этом для полноты картины.

Выводы

Я говорил, что готов чему-нибудь поучиться — и я нашел для этого немало поводов. Как подчеркнул Эндрю Джонс, настройка сабвуфера — дело непростое. Она может в мгновение ока из увлекательного процесса стать источником разочарования. Это относится к сабвуферам в целом, а не конкретно к SUB3030.
Меня поразило то, насколько мало Graham LS6 нуждались в сабе. Напротив, Debut B6.2 охотно воспользовались возможностью нарастить низы при помощи SUB3030. Дело в данном случае не в цене; более дорогие колонки не всегда дают более низкий звук. Мои старые напольные B&W 802 дотягивали только до 27 Гц.
SUB3030 значительно повышает объем музыкальной информации; два 12-дюймовых динамика позволяют ему достичь впечатляющей глубины в 25 Гц. Несмотря на изрядные габариты, при необходимости ELAC можно будет скрыть от глаз, чему способствует его любовь к размещению в углу.
Удобное приложение значительно облегчает процесс установки. Продуманная функция Auto EQ отменно работает. Когда все складывается, как положено, SUB3030 легко интегрируется в Hi-Fi-систему; его влияние на впечатления от прослушивания неоспоримо, и очень скоро без него становится трудно обходиться. Это еще одно напоминание о том, что процесс не менее важен, чем результат — и что акустика помещения, а также музыкальный вкус играют далеко не последнюю роль.
SUB3030 мне пришелся по душе. Удалось ли ему поднять планку качества в своей ценовой категории? Это мой первый сабвуфер, так что в категориях и планках я не очень разбираюсь. Но я не стал бы утверждать и обратного.

Подготовлено по материалам портала «darko.audio», апрель 2021 г. www.darko.audio

Обзоры продуктов