ELAC

Обзор ELAC Navis ARB-51 / Whathifi.com

Активные полочные колонки потрясающе хороши при кабельном подключении.


Вердикт


Колонки ELAC Navis ARB-51 поддерживают беспроводную передачу аудиосигнала – однако на этом фронте они не самые выдающиеся игроки, и это не самое сильное их свойство. С другой стороны, их звучание при кабельном подключении просто великолепно; полностью аналоговый тракт сигнала обеспечивает превосходную музыкальность и первоклассную гибкость настройки.

За


Невероятно музыкальное звучание...
... по активному аналоговому тракту
Настройка непосредственно динамиков

Против


Менее захватывающий звук при беспроводной передаче сигнала

Многие активные беспроводные колонки принимают сигнал по соответствующей сети, обеспечивая владельцу максимум удобства. Компания ELAC пошла другим путем. Эти АС можно использовать как беспроводные при посредстве одного из фирменных передатчиков. Но в этом случае вам, вероятно, не удастся получить от них максимум возможного. Чтобы полностью раскрыть их таланты, следует задействовать их аналоговые входы – небалансный RCA либо балансный XLR.

Оснащение


Сегодня германская компания ELAC более всего известна своими Hi-Fi-колонками, удостоенными наград сабвуферами и другими компонентами аудиосистем. Но ее корни уходят в разработку гидроакустической аппаратуры; а в «золотую эру» Hi-Fi она славилась превосходными проигрывателями винила и ресиверами, в 1980-х же годах занялась выпуском АС. В последнее время ее электронное направление возрождается.

Поэтому сейчас у компании есть все необходимое, чтобы применить свой опыт в области электроники и акустики для создания активных колонок. Концепция Navis реализована также в напольной модели ARF-51, но полочная ARB-51 оказывается, пожалуй, еще более привлекательным предложением. Высота АС составляет вполне практичные 35 сантиметров; наш тестовый экземпляр сияет белым глянцем, физически и зрительно сужаясь к темно-серому основанию, которое с задней стороны снабжено разъемом электропитания у каждой колонки. Секция питания превосходно изолирована от двух вышеупомянутых сигнальных входов. Для оптимальной установки АС можно приобрести фирменные стойки – модель L80.

У этих полочников необычная трехполосная конструкция: дюймовый твитер с мягким куполом коаксиально встроен в середину 102-миллиметрового среднечастотного динамика с алюминиевым конусом, а под ними располагается 133-миллиметровый вуфер с диффузором из того же материала; сигнал под их рабочие диапазоны делит кроссовер на частотах 2,2 кГц и 260 Гц. Расположение твитера в центре среднечастотника способствует формированию более точного образа, поскольку эти динамики фактически действуют как точечный источник. Эндрю Джонс делал свои первые шаги в компании KEF, где тот же принцип применяется в конструкции коаксиального модуля Uni-Q.


Порт фазоинвертора у Navis выходит назад; на вытянутой панели под ним расположены не только входы, но и несколько маленьких переключателей – по семь на каждой колонке. В отличие от многих активных АС, в этой паре нет ведущей и ведомой, они идентичны, так что с помощью первого переключателя можно назначить каждой колонке ее позицию – левую или правую.

Другой трехпозиционный переключатель выбирает вход – RCA, XLR или беспроводной канал AirX2. Еще три трехпозиционных тумблера позволяют скорректировать уровень звукового давления каждого динамика на 1 дБ вверх или вниз, причем индивидуально для каждой колонки; удивительно, что Эндрю Джонс, разработчик с уверенностью и большим опытом (сотрудничавший с Celestion, KEF, Infinity, Pioneer и её High-End-брендом TAD), позволяет покупателям вмешиваться в выбранную им настройку, но эта операция предназначена в основном для коррекции звучания с учетом особенностей помещения.

У НЧ-переключателя несколько иные варианты настройки (+1 дБ, 0 и -4 дБ); последний предназначен для случая, когда колонки размещаются ближе к границам комнаты. Джонс мудро предлагает развернуть их внутрь, чтобы создать идеальный треугольник и максимально реализовать потенциал коаксиальных динамиков.

Оставшиеся переключатели – это селектор коэффициента усиления на входах и тумблер фильтра высоких частот, который применяется при добавлении к системе сабвуфера и имеет три позиции: ровная АЧХ, 60 Гц и 80 Гц.

Каждая колонка Navis оснащена тремя строго аналоговыми блоками усиления – по одному для каждого динамика: 160-ваттным усилителем BASH для вуфера, 100-ваттным, выполненным по той же технологии – для среднечастотника и 40-ваттным усилителем – для твитера (все три работают по схемам класса AB).

Усилитель BASH в нашем понимании – это каскад класса D, подающий быстро масштабируемую импульсную мощность на усилитель класса AB (заменяя традиционный источник питания), устраняя таким способом необходимость в выходном фильтре и при этом сохраняя высокую эффективность. Все это обеспечивает не только внушительную мощность в 300 Вт на канал, но и такие аудиофильские характеристики, как отношение сигнал/шум 110 дБА и уровень собственных шумов 100 мкВ.

Прослушивание


Мы с самого начала отметили великолепное звучание этих АС, наделенное редкой масштабностью и способностью заполнить большое помещение, каких трудно ожидать от полочных колонок – даже таких солидных, как Navis. Таких преимуществ полочников, как управляемость и точность, также в изобилии; особенного упоминания заслуживает безупречность фокусировки. И в то же время они продемонстрировали глубокие и контролируемые басы.

АС великолепно справились с песней Билли Айлиш bad guy, где в первом куплете звучат намеренно приглушенные барабан-бочка и бас, на фоне которых многослойный вокал певицы выпукло парит в трехмерном пространстве; сочетание точной фокусировки благодаря работе коаксиальных модулей ELAC и углубления НЧ придает композиции блеск и мощь.

В списке характеристик стоит обратить внимание на нижнюю границу частотного диапазона: у полочных колонок Navis (44 Гц) она всего на 1 Гц выше, чем у напольной версии этой модели, которая имеет ту же заявленную мощность и такие же динамики, только вместо одного вуфера у нее их целых три. Соответствующий график в руководстве не приведен, но мы можем подтвердить значительную отдачу в области ниже 44 Гц; кривая поднимается от 30 с чем-то герц до небольшого провала около 110–120 Гц, а затем формируется исключительно ровное плато до спада, начинающегося на более чем приличной точке – 28 кГц.

Не менее впечатляющая подача НЧ была продемонстрирована при переходе от мрачного электропопа Айлиш к мечтательной композиции Musk исполнительницы из Мельбурна Tash Sultana: грув бас-гитары, с которой начинается песня, был в максимальном фокусе от верхней ноты до нижней ми, детализированный вплоть до шуршания пальцев по струнам в глиссандо и безупречно оформленный в каждом звуке – настоящий портрет этого инструмента, притом по масштабу гораздо ближе к тому, чего можно было бы ожидать от напольной акустики. В этой песне происходит множество событий, но ELAC отлично управляются с делом, одновременно разделяя и объединяя все элементы музыки – и даже приподняв обработанную трубу в левом канале над миксом, чтобы дать ей собственное музыкальное пространство. Просто здорово.


Перейдя к классическому року, ELAC устояли перед искушением экстравагантности, самолично привнесенным группой Rolling Stones в песню She's A Rainbow и большую часть альбома Their Satanic Majesties Request, из которого она взята. Вместо этого АС увлеклись игрой в пинг-понг: Мик Джаггер слева, бэк-вокалы – справа, группа уверенно располагается в центре, пока безумно сжатая партия фортепиано не переходит в оркестровую интерлюдию. Все это звучит именно так, как и было задумано: мультяшное представление шайки хиппи, с чрезмерным усердием пытающихся исполнить что-то в духе «Сержанта Пеппера». Начиная с определенного уровня, стала чувствоваться некоторая резкость, из-за которой мы не рискнули прибавлять громкость – впрочем, все и без того было чертовски громогласно.

В более качественных фонограммах, чисто записанных и сведенных, таких искусственных лимитов громкости не возникало. Мы от души наслаждались композицией Ganges Delta Blues Рая Кудера и Вишвы Мохана Бхатта – сначала слушали AAC-файл с битрейтом 320 кбит/с с Qobuz, а затем вспомнили, что у нас есть собственная версия с частотой дискретизации в 88,2 кГц, и воспроизвели ее на громкости, которая заставила хозяйку дома удалиться. Но даже на этом уровне в звучании не было заметно никаких искажений (издание лейбла Water Lily Acoustics совершенно великолепно); затухающее эхо думбека Иоахима Кудера было слышно еще целых три секунды после завершения дуэли двух кудесников гитарного грифа.

Умница Roon сразу же переключился на совместную работу Рая Кудера и Али Фарка Туре Talking Timbuktu; мы вдруг вспомнили, насколько замечательна эта пластинка и как давно мы ей не радовались, и прослушали ее без отрыва до конца. Колонки ELAC создали столь же впечатляющую звуковую сцену, позволяя повышать громкость до ошеломляющего уровня без малейшего намека на напряжение со стороны усилителей или динамиков. (К этому моменту хозяйка ушла работать в саду и сказала, что даже через стену дома ей все прекрасно слышно).

Провода долой


Все вышеописанные прослушивания производились при кабельном подсоединении предусилителя к аналоговому входу, а именно – к балансным XLR-разъемам. Такое подключение обеспечивает максимально чистую передачу сигнала – и, как уже отмечалось, полностью аналоговую, без цифровой обработки, используемой в подавляющем большинстве активных АС.

Теперь пришла пора поэкспериментировать с беспроводными функциями, а также изучить различные способы коммутации колонок ELAC с любыми источниками, которые вам могут приглянуться. Мы пришли к выводу, что гораздо проще оставить предусилитель подключенным к аналоговым входам, однако возможность беспроводной передачи аудио в CD-качестве посредством технологии ELAC AirX2 позволяет использовать и другие варианты.

В каталоге ELAC есть два устройства, способные подключаться к колонкам Navis. Первое из них – это беспроводной передатчик Air-X2TW. Он прост и представляет собой небольшую коробочку с парой линейных RCA-входов, которая передает сигнал по беспроводной сети на колонки. С ее помощью можно транслировать записи в форматах до 16 бит/44,1 кГц с предусилителя на беспроводной вход Navis. Но, как уже отмечалось, гораздо лучше подсоединить кабели прямо к колонкам, если есть такая возможность; а беспроводной канал сгодится для ситуаций, когда не удается разместить Hi-Fi-компоненты в одном и том же месте либо проложить между ними кабели.


Второе – это более габаритный компонент Discovery Connect (DS-C101W-G, на фото выше), который требует некоторой подготовки. Он обеспечивает управление с приложения и поддерживает Spotify Connect, а также AirPlay и Bluetooth – и снабжен значком Roon Ready, что становится все более полезным. Все вышеописанное он способен транслировать на колонки Navis по протоколу AirX2.

Мы предполагали, что это устройство также будет оснащено входами, к которым можно будет подключать источники – в том числе, например, оптическими для приема сигнала от телевизора или медиаплеера; в этом случае ARB-51 можно было бы поставить по бокам от телевизора, как это часто бывает с активными АС.

Но, несмотря на наличие двух наборов оптических и коаксиальных разъемов, а также одной пары аналоговых, ни один из них не является входом – все это выходы: два комплекта, способные работать как с «родным» цифровым сигналом, так и с пониженным разрешением. Они пригодятся только тем, кто подключает модуль к другому усилителю или решит подсоединить аналоговые выходы непосредственно к колонкам.

Таким образом, модуль Discovery Connect не позволяет подключать к колонкам дополнительные устройства по беспроводному каналу, как это делается с большинством подобных АС (например, DALI и Q Acoustics). Мы так и не нашли простого способа воспроизведения звука с телевизора посредством Navis.

Очевидно, что для подачи аналогового сигнала на колонки Navis необходим предусилитель с регулятором громкости и, желательно, балансными выходами, если таковой у вас найдется. Поэтому мы считаем, что для потоковой трансляции лучше иметь отдельный сетевой плеер, подключенный к предусилителю, или предусилитель со встроенной функцией стриминга. Некоторое время в качестве предусилителя мы использовали Cambridge Audio DACmagic 200 M, назначив его балансные выходы переменными, чтобы можно было пользоваться соответствующим регулятором.

Затем по воле случая у нас появился Uniti Atom HE от Naim – потоковый предусилитель с балансным выходом, оптическим входом для телевизора и аналоговым для проигрывателя виниловых дисков – идеальный компаньон. Это была полноценная Hi-Fi-система в одном корпусе – компактная, интеллектуальная и универсальная. Довольно дорогое (если добавить предусилитель Naim), но блестящее во всех отношениях решение – от аналогового звучания с проигрывателя до потоковой трансляции по Roon.

Тем не менее, мы все же настроили Discovery Connect для воспроизведения через AirX2 на беспроводной вход Navis, для чего потребовалось выполнить сопряжение каждой колонки с DS-C101, а затем задать это устройство как целевое в Spotify – и вскоре зазвучала отличная музыка. Параметры передачи ограничены значениями 16 бит/44,1 кГц, а для переключения с аналогового входа на беспроводной придется повозиться с задними панелями обеих колонок и переключить маленькие тумблеры.

Ситуация усугубляется тем, что колонки не имеют пульта дистанционного управления ни для переключения источников, ни для регулировки громкости – поскольку предполагается, что Navis будут находиться под контролем предусилителя. Поэтому при потоковой трансляции с Discovery Connect мы были ограничены управлением со смарт-устройства при помощи довольно скромного приложения, которое должно было называться «Discovery Connect App», но после долгих поисков нашлось в австралийском магазине Apple под более прозаичным названием «DS-C101».

К сожалению, к середине первой песни, передаваемой по беспроводной сети, правая колонка начала затихать, а затем совсем замолкла. Мы переключились на AirPlay с iPad Pro, но по-прежнему звучал только левый канал. Перезагрузив все устройства, мы так и не смогли добиться их сопряжения. Поэтому у нас было слишком мало времени для оценки потоковой трансляции по AirX2 с точки зрения качества звука.

Надо сказать, мы в принципе не рекомендуем тратить время на беспроводное подключение колонок ELAC. Подайте на них аналоговый сигнал с хорошего предусилителя напрямую – и наслаждайтесь лучшим, на что они способны.

Окончательный вердикт


Активные колонки ELAC Navis ARB-51 не похожи на большинство других. Прежде всего, вам потребуется предусилитель, к которому можно подключить источники сигнала. И пока ELAC не выпустит беспроводной модуль со входами, мы советуем использовать кабели. Подсоединяйте его к аналоговым входам, а источники и потоковое вещание оставьте предусилителю. В такой конфигурации вы сможете по достоинству оценить эти совершенно потрясающие активные аналоговые полочные колонки.


Вся техника была протестирована в специальных комнатах "What Hi-Fi?"

https://www.whathifi.com/news/about-us

Подготовлено по материалам портала "What Hi-Fi?", декабрь 2021 г.

Обзоры продуктов