Октава включает в себя все музыкально значимые тона – будь то западная хорошо темперированная шкала или ближневосточная четвертьтоновая система. За пределами октавы все звуки повторяются кратно с удвоенной или с половинной частотой – и так до бесконечности в любом направлении или, в нашем случае, до пределов человеческого слуха. Когда производитель Hi-Fi-компонентов называет себя Octave – не добавляя к этому таких слов, как «аудио», «лаборатория» или «звук» – это говорит о многом. «Мы зовемся Octave; просто Octave». Где же Шон Коннери, когда он больше всего нужен?
С модульным полнофункциональным предусилителем HP 700 наш провокатор из мира Hi-Fi доводит ситуацию до хроматического глиссандо. MM- или MC-фонокорректор, полностью симметричные входы с трансформаторами собственной намотки, стандартный или 47-позиционный ступенчатый аттенюатор на выбор, выходы с разъемами RCA и XLR, регулятор баланса и прецизионный темброблок – этот зверь с внешним блоком питания готов предложить вам все эти опции. И, конечно, его императорское величество немыслим без ламп. Это то, чем всегда славились германские электронные кудесники.
Как легко понять по первой фотографии, колонки Focal можно заменить на Triangle, Dynaudio или другую модель, представляющую собой серьезную нагрузку; Octave не требует тепличных условий. По этому признаку прозорливый читатель сразу же заподозрит, что мы имеем дело с пентодным или тетродным двухтактным усилителем – и окажется прав. Босс компании Андреас Хофманн вполне реалистично представляет себе долю рынка SET (однотактных триодных усилителей).
«Выставка High End 2016 в Мюнхене прошла на деловом уровне, как это обычно бывает. Этот год будет для нас более интересным, поскольку мы представим новый несимметричный интегрированный усилитель Miniwatt. Он сочетает в себе «обычный» SET мощностью 10 Вт на канал плюс усилитель для наушников, но на выходе я использую лампы KT88 или KT120. Я уже год работаю над созданием модели 300B и несимметричных тетродных конструкций».
Причины необычайной «аллергии» инженерного мозга герра Хофманна на традиционные несимметричные усилители вполне понятны: это их большое выходное сопротивление, высокий коэффициент нелинейных искажений, низкая мощность и повышенный уровень собственных шумов. Ему не по душе сильные искажения и низкокачественные схемы усиления. Он искренне верит в безукоризненную точность измерений и в возможность «раскачивать» до высокого уровня громкости колонки с нормальной или даже низкой чувствительностью, не прибегая к помощи девушек и гитар, так что вся эта мистика SET с нулевой обратной связью ему по-прежнему чужда. Но запросы от зарубежных дистрибьюторов вдохновили Хофманна на исследование по теме: можно ли улучшить «породу» устройств этого типа до показателей, достойных продукции его компании.
В целом Octave можно считать германским аналогом VTL: ламповое оборудование, модернизированное для XXI века, его АС и музыки, насыщенной низкими частотами. Это вам не винтажная эстетика Quad.
[Селектор типов выходных ламп на правом рисунке может изменять сопротивление двух RCA-выходов в диапазоне от 100 до 300 Ом. По умолчанию установлен «низкий» уровень (Low). У XLR-выхода значение фиксированное – 150 Ом. При последующей настройке один из XLR- или RCA-входов может быть установлен в режим сквозного канала для беспрепятственной интеграции в систему ДК].
Селектор сопротивления
Расположение ламп: плата линейного выхода
У HP 700 можно выбрать три значения коэффициента усиления: высокий (18,5/25 дБ), средний (7,8/18 дБ) и низкий (4/12 дБ). Полоса пропускания для высокого – 10 Гц – 200 кГц по уровню -0,7 дБ или 0,7 МГц по уровню -6 дБ; для среднего – 10 Гц – 200 кГц (-0,3 дБ) или 1,2 МГц (-6 дБ); для низкого – 10 Гц – 200 кГц (-0,2 дБ) или 2,1 МГц (-6 дБ). КНИ при всех вариантах усиления составляет всего 0,01%/3 В/10 кОм. Отношение сигнал/шум равно 98 дБ или 38 мкВ для высокого коэффициента усиления, 104 дБ или 18 мкВ для среднего, 110 дБ или 8 мкВ для низкого; все значения даны для выходного напряжения 3 В. Входное сопротивление составляет 50 кОм. Внешний источник питания оснащен несколькими экранированными тороидальными трансформаторами и фильтром сетевого переменного тока.
Вкратце суммируем основные положения: мегаширокая полоса пропускания, малый уровень искажений и низкое выходное сопротивление – именно то, что мы ожидаем от современного предусилителя, независимо от конкретного способа звукоусиления. Герр Хофманн особенно гордится линейностью своей схемы, в том числе в отношении регулятора баланса и темброблока.
Видя подобные цифры, прозорливый читатель заподозрит наличие на XLR-выходе транзисторных буферов для подачи сигнала на симметрирующие трансформаторы. RCA-выходы, на которые работают транзисторные источники тока, подключаются через высококлассные фольговые конденсаторы к пентодам Mullard EF184, впрочем, Siemens D3A* работают не хуже. В середине прошлого века лампы обоих типов использовались в усилителях телевизионного сигнала в мегагерцовом диапазоне. Задающей лампой для выходного каскада служит один двойной триод ECC82. Высоковольтное питание подается на малошумящие мощные транзисторы, его сглаживает четверка конденсаторов Siemens емкостью 1500 мкФ. Модуль фонокорректора, о котором лично я не просил, включает три дополнительных двойных триода для RIAA-коррекции и звукоусиления.**
Дополнительная емкостная фильтрация применяется к различным вторичным источникам напряжения; силовой трансформатор собственной намотки залит компаундом для минимизации паразитного излучения. Металлический пульт ДУ предназначен только для изменения громкости. Выражаясь современным языком, HP 700 – это продукт на финальном этапе его жизненного цикла, воплощенное стремление к совершенству, роскошное предложение для самого бывалого покупателя. Даже если рецензенты не могут позволить себе и половины того оборудования, которое они имеют честь принимать у себя в течение недолгого времени, всегда любопытно узнать, как живет другая половина.
Исходя из этих соображений, герр Хофманн предложил мне добавить к тестовому комплекту стереоусилитель мощности RE 320 с опциональным блоком питания Super Black Box (сокращенно SBB), который обеспечивает серьезное повышение емкости для оптимизации работы на низкоомную нагрузку, требующую больше тока.
Расположение ламп модуля фонокорректора
Расположение ламп блока управления
Octave RE 320 представляет собой двухтактный пентодный усилитель класса A/B на четырех лампах KT150 с полосой пропускания 5 Гц – 85 кГц, отношением сигнал/шум 110 дБ(!) и мощностью 130 Вт на канал при нагрузке 4 Ом (на 20% меньше при 8 Ом). Переключаемые RCA- и полностью симметричные XLR-входы с одинаковым выходным уровнем позволяют подключать самые разные предусилители. Следуя фирменному стилю Octave, аппарат обеспечивает возможность настройки смещения для получения максимальной отдачи по мощности. Эта процедура выполняется с помощью поворотных регуляторов и контролируется посредством точной светодиодной кодировки. Как и положено конструкции современного типа, все цепи подогревателей и высоковольтные шины управляются логикой автоматического мониторинга, обеспечивающей комплексное выявление неисправностей, защиту и, как следствие, продление срока службы ламп. Последнему способствует многоступенчатый мягкий старт продолжительностью 30 секунд и таймер задержки включения на две минуты. При отсутствии сигнала в течение 10 минут усилитель переходит в эко-, или спящий, режим, в котором ток холостого хода снижается с уровня, соответствующего 180 Вт, до 20-ваттного. Потребление на полной мощности составляет 550 Вт.
Три лампы ECC82 различного происхождения выполняют функции входных и задающих. Селектор, удобно расположенный на задней панели, позволяет использовать лампы KT120/150 (для режима высокой мощности) и KT88/90/100, 6550 и EL34 (для низкой мощности, 75 Вт на канал). В печатной плате со сквозными отверстиями проложены медные дорожки толщиной 130 мкм для обеспечения должной проводимости. Модули Black Box и Super Black Box позволяют увеличить емкость блока питания в четыре и 10 раз, соответственно, поддерживая стабильность тока питания при нагрузке 2 Ом и снижая влияние реактивности нагрузки при подключении более требовательных АС. Входная чувствительность на разъемах RCA и XLR – 0,8 и 1,6 В, соответственно; входное сопротивление – 220 / 20 кОм. Полный коэффициент усиления по напряжению составляет 28 дБ. В комплект поставки входят легко снимаемый кожух для ламп и отвертка для регулировки смещения.
Взглянув под крышку, можно еще раз отдать должное современному подходу к схемотехнике. Избежать использования гибких выводных концов невозможно, однако основным структурным элементом является печатная плата, позволяющая гарантировать стопроцентно повторяемый результат.
«Для тестирования вам выдается только что выпущенный экземпляр HP 700, так как другие демонстрационные устройства временно закончились. Он оснащен модулем управления и дополнительным модулем линейного входа с трансформаторной развязкой для подключения различных балансных источников. Установлены лампы семейства E280/282F, положение селектора ламп «D3». Стандартная лампа EF184 (положение селектора «EF») также включена в комплект, чтобы можно было сравнить их работу. У HP 700 имеются семь входов, два из которых модульные. Если в гнезда 1 или 2 не установлен входной модуль, соответствующий светодиод на передней панели не горит.
В случае переключения со входа 1 на 2, а затем на вход 3 всегда будет наблюдаться короткая задержка появления аудиосигнала на выходе. Это необходимо для подавления коммутационных помех в случае установки входного модуля MC-фонокорректора в слоты 1 или 2. Я думаю, что лучше всего начинать прослушивание в следующей конфигурации: ЦАП подключен ко входу 3, усилитель мощности также подсоединен к RCA-разъемам, селектор выходов модуля управления в положении «все включено», коэффициент усиления в положении «MED» (средний)».
Когда из компании Schenker позвонили, чтобы узнать о планах наших обзоров, я был полностью готов. От Vivid Audio к нам только что отправили во временное пользование комплект Giya G4, что подняло уровень АС, имеющихся в моем распоряжении, на пару ступеней, причем до их возврата у меня было три недели, что вполне достаточно для использования в ходе моего исследования компонентов Octave. Я не только мог протестировать созданный Андреасом усилитель RE 320 на более солидных колонках, чем обычно имеются у нас; детальность и уровень искажений четырехполосных южноафриканских АС с пятью динамиками также были значительно выше среднего. Таким образом, у меня была аппаратура высокого класса плюс подходящая нагрузка для усилителя и добавочного блока питания SBB на 72 000 мкФ. А это важно: в конце концов, вы же не станете покупать Porsche Cayenne, если собираетесь ездить не выше третьей передачи. Если вам не знакомо обозначение «RE» в названии модели RE 320, то это сокращение от «Röhren Endstufe», что в переводе с немецкого означает «ламповый усилитель мощности». Отдельной поставкой я также получил Metrum Adagio – очень сложный R2R-преобразователь с переменным опорным напряжением, обеспечивающий, пожалуй, самый чистый и прямой способ управления громкостью. Он будет служить эталоном при проверке прозрачности HP 700.
Получив от Schenker гору палет на двенадцатиметровой фуре под управлением нашего бесстрашного водителя, мы обнаружили под черной термоусадочной пленкой отлично упакованный груз. Открыв коробки, я увидел аккуратно подписанные товарные накладные, толстые руководства пользователя и четкие инструкции о том, какую именно тщательно проверенную лампу KT150 следует установить в конкретное гнездо. Защитный кожух RE 320 оказался таким же прочным, с черными войлочными полосками по всем краям, которые прилегают к крышке трансформатора, предотвращая появление царапин и зазубрин.
Этот сверхпрочный элемент крепится к усилителю и снимается с него без использования болтов. Сделав обязательные фотографии, я уложил крышку обратно в картонную коробку, после чего убрал всю упаковку в гараж. Будем, как взрослые люди, смотреть на открытые лампы.
Для быстрой проверки работоспособности я завел свою драгоценную пару, подключив ее к ЦАП Aqua Hifi Formula и колонкам Vivid Audio. Вуаля! Все было в идеальном порядке. Пришла пора поклониться богам прогрева. Как и многие стареющие аудиофилы, они временами испытывают проблемы со слухом. Прежде чем они услышат ваши молитвы, может пройти немало времени.
Это дает нам возможность быстро осмотреться. Так же как и усилитель, предусилитель снабжен расширенной функцией приглушения звука (Mute), которая позволяет менять кабели без отключения питания. Сквозной канал и темброблок снабжены собственными светодиодными индикаторами, так что всегда можно увидеть, включены они или нет. Дополнительная лампа схемы темброблока...
... может быть внедрена в путь прохождения сигнала без смещения регуляторов ВЧ и НЧ с нулевых позиций. Здесь мы видим, что лампа установлена в армейском стиле, то есть горизонтально под вставной крышкой, где размещены дополнительные регуляторы данного модуля.
На этом фото можно рассмотреть первые три из них, с всеобъемлющим селектором входов и двумя монофоническими регуляторами баланса...
... за которыми следуют собственно ручки настройки НЧ и ВЧ, а также кнопка, которая включает их в путь прохождения сигнала, зажигая соответствующий индикатор на передней панели.
Наконец, на правой стороне передней панели демонстрируется выбранный вход, причем индикаторы «SL1» и «SL2» обозначают два вставных модуля расширения любого типа, выбранные владельцем.
Мифическая нейтральность. Для регулировки громкости ЦАП Adagio от Сейса Рутенберга (Metrum Acoustics ) «просто» меняет опорное напряжение на восьми параллельно включенных микросхемах цифроаналогового преобразования R2R лестничного типа на канал. Этот алгоритм, пожалуй, лучше даже самых совершенных переключаемых релейно-резисторных регуляторов громкости – и уж точно оставляет далеко позади любые цифровые. Я подключил Adagio к HP 700 на максимальном уровне, а затем сравнил результат с режимом прямого включения ЦАП. Это оказалась далеко не та ситуация, когда отсутствие предусилителя автоматически оказывалось лучшим вариантом; здесь взвешивались, с одной стороны, линейность отклика, динамика и субъективный драйв, а с другой – потенциальное снижение детальности и гармоническое окрашивание. Мне сложно представить себе, чтобы какой бы то ни было предусилитель превзошел Adagio в режиме прямого включения с точки зрения абсолютной дотошности. Точно так же, если комбинация усилителя и колонок склоняется к чересчур схематичному или слишком светлому звучанию, которому не хватает тела, веса или даже динамики, предусилитель премиум-класса должен развивать недостающие качества, не платя за это линейностью. Встроенные блоки питания предусилителя и сильноточные выходные каскады обеспечивают более заводной драйв, подобно тому, как в одном и том же ценовом диапазоне более мощные усилители способны создавать более масштабный и наполненный звук. Как всегда, желанный баланс между мясистостью и утонченностью каждый слушатель выбирает сам. От лампового предусилителя можно ожидать большей телесности и гармонической насыщенности; иначе, зачем вообще все это затевать? Чтобы повысить разрешающую способность моей тестовой системы, в качестве усилителей были взяты топовые моноблоки Nord Acoustics nCore 500; они эквивалентны Ref 600 от Bel Canto, если не считать дискретных буферных операционных усилителей с возможностью горячей замены, и стоят вдвое дешевле. Отношение сигнал/шум у них составляет почти 130 дБ; это одни из самых тихих высокомощных усилителей на рынке, что максимально соответствует нашей задаче определения уровня детализации.
Вердикт: первым действием HP 700 стало расширение динамического диапазона, за чем последовало увеличение весомости, особенно в области низких частот. Результат второго вызвал в памяти разницу между гладкими мячиками для гольфа и слегка ворсистыми теннисными. При прямом включении ЦАП звук был не только менее объемным и более податливым – его «мячи для гольфа» также были немного мельче и не демонстрировали «замшевую» текстуру, обеспечиваемую лампами, а также создающую некую соединительную ткань, и «сияние» которых увеличивало субъективный размер. В обмен на это у Octave слегка снижаются филигранность проработки глубокого пространства и видимость микроскопических деталей. Зато порой он добавляет «приправу», которую я характеризую как присущую пентодам остроту. Речь о совершенно особенном типе пиковых сигналов – таких как резонанс струн ситара Анушки Шанкар, едкие акценты певицы фаду Дулсе Понтеш, сильные удары по крайним правым клавишам фортепиано – которые вспыхивают бликами, словно солнечный свет, преломляющийся на гребнях волн. Снижение детальности в сравнении с прямым подключением ЦАП было весьма незначительным, хотя и чувствовалось. При сопоставлении со сверхдетализированным, но более сухим звучанием класса D это уменьшение более чем компенсировалось выигрышем в содержательности, насыщенности НЧ и динамике.
Интересно, что в отличие от оснащенного триодами Nagra Jazz у Octave совершенно не чувствовалось привкуса сладости. По характеру звучания его ламповая гвардия напомнила мне моноблоки Trafomatic Kaivalya Саши Чокича, оснащенные пентодами EL84: быстрое, заостренное, с широкой полосой пропускания и очень низким уровнем шума. Звуковой оттенок не казался розовым или обусловленным гармониками нелинейных искажений второго порядка. По сравнению с режимом прямого подключения ЦАП я не заметил улучшения в плане разделения слоев. В этом отношении безламповый вариант пошел дальше. Зато в активе HP 700 были преимущества в таких областях, как динамический диапазон, выразительность и тончайшая выделка текстур. И, как оказалось, это был не весь список его достоинств.
При подключении невероятно талантливых широкополосников Zu Druid, оснащенных 10,3-дюймовыми динамиками с жестким подвесом, и родственного им сабвуфера F3, потенциал которого изначально ограничен компактностью кубического корпуса, возможность усиления басов с помощью темброблока HP 700 была особенно кстати. Одно деление шкалы добавляет 3 дБ (полный диапазон составляет ±15 дБ), и на приправленных электроникой миксах полтора щелчка работали даже успешнее, чем подключение нашего сабвуфера Submission. Повышение уровня НЧ происходило постепенно и начиналось с более высокой отметки. По существу, оно не было жестко привязано к диапазону ниже 40 Гц; вместо этого естественный спад АЧХ просто задерживался таким образом, чтобы начать действовать уже в районе нижних СЧ и верхних НЧ. Этот более высокий уровень вовлеченности добавил музыке мощи, плотности и задора. В пуританской церкви аудиофилии одной из заповедей является табу на использование темброблока. Оно считается непреложным атрибутом ресиверов массового рынка, и сегодня практически не найти предусилителя с репутацией и родословной, который запятнал бы себя подобным поклонением дьяволу.
Тем не менее, похоже, что наличие под рукой бескомпромиссного регулятора уровней НЧ и ВЧ может оказаться неожиданно полезным, если не сказать – революционным. Если общий баланс системы не нарушается, его применение не должно существенным образом сказываться на звучании. Но даже эта малость, которую легко отключить или подстроить под переменчивые настроения, а также вкусы слушателей, стиль музыки и качество записи, способна радикально сказаться на индивидуальности системы. Ни Aptica, ни Druid V не желали никакого изменения характера подачи высоких частот, однако Zu всей душой откликнулись на высококачественное и очень постепенное аналоговое усиление НЧ. Зная, какие усилия прикладывают аудиофилы для получения подобного результата посредством замены кабелей, использования подложек и прочих аксессуаров, можно было бы только грустно улыбнуться, кабы не вопиющая разница в эффективности этих подходов. Простой и строгий темброблок – это надежность, масштабируемость и обратимость; самое настоящее волшебное зелье.
Вспомним эффект размывания при тихом прослушивании, который в обзорах часто обходят стороной из-за отсутствия общего метода «лечения». Каждый аудиофил знает, как его или ее система расцветает при определенном уровне сигнала. Выше него звук становится громче – и только; ниже – все начинает «сыпаться». Звучание делается более плоским, бледным, неплотным – в общем, гораздо менее приятным. Поэтому многие меломаны никогда не слушают музыку тихо. В идеале потери должны начинаться ниже любого уровня звукового давления, который кому-либо интересен. Именно здесь лучше всего проявляют себя рупорные колонки и высокочувствительные широкополосники. Для владельцев АС других типов темброблок HP 700 предлагает идеальное противоядие. Когда чувствительность слуха к ВЧ и НЧ начинает ослабевать (см. кривые Флетчера-Мэнсона), или сама аудиосистема по каким-либо причинам теряет качество, темброблок премиум-класса – такой, как в данной модели – противодействуют этому. Если же вы слушаете музыку на стандартном уровне звукового давления, одно нажатие кнопки полностью исключает его из схемы – или нет, по вашему желанию. Для этого нужно просто обзавестись Octave HP 700. Отсюда же следует второе удивительное свойство очень редко встречающихся в ламповых моделях темброблоков – превосходное воспроизведение шепота. Теперь ваши колонки могут вести себя как цивилизованные источники тихого звука с изысканным произношением и высокой разборчивостью, а не как грубые уличные громкоговорители.
Повторюсь, Octave HP 700 достойно выдержал состязание с подключенным напрямую ЦАП премиум-класса, лишь слегка уступив в детальности – что вдвойне удивительно для любого лампового устройства, которое часто страдает от более высокого уровня шума, чем полупроводниковый аналог – а затем сделал то, что пристало любому правильному предусилителю: выстроил динамику, текстуры и весомость нижнего диапазона. Непосредственный конкурент Nagra Jazz, замененного теперь в каталоге производителя новым предусилителем Classic, Octave значительно превосходит его оснащенностью в виде встроенного модуля фонокорректора и темброблока (Nagra предлагает компонентные фонокорректоры) и создает несколько иной оттенок звуковой палитры. У швейцарца он слегка сладковатый, мягкий и прозрачный, очень цивилизованный; у немца – более заостренный, бодрый, свежий и уверенный. Возможно, это отражение разницы между триодом и пентодом? Даже если это вызвано другими конструктивными особенностями, такое сопоставление, безусловно, соответствует популярным ожиданиям и многочисленным жизненным примерам. Для тех, кто следил за нашими обзорами усилителей FirstWatt, Nagra можно считать аналогом F6, а Octave – F5. Для всех остальных читателей скажем, что HP 700 – это по-настоящему премиальный ламповый предусилитель, который может похвастаться максимально широкой функциональностью и редким энтузиазмом, а также оправдывает все ожидания, обоснованно возлагаемые на любой дорогой референсный компонент, независимо от оконечников системы. Несмотря на возможность организации «ламповой карусели», мне не кажется, что компания Octave поощряет ее – и тому есть уважительная причина. Изменения при замене ламп очень невелики, и из четырех доступных комплектов я предпочел пару, установленную по умолчанию. Отличный выбор, герр Хофманн! Не вижу никаких оснований переубеждать его.
Лампы против транзисторов. Не ради возможности лишний раз поднять уже многократно обговоренную тему, но просто потому, что Pass XA-30.8 является нашим «домашним» референсным усилителем, с которым сравниваются все новички, мы также провели исследование по принципу «команда кремния против команды стекла». Обеспечивая возможность быстрой замены, я переставил стойки Artesania Audio, оставив оба усилителя во включенном состоянии. Короткая пауза на переподсоединение межблочных и акустических кабелей, затем обратная процедура – и воспроизведение в режиме PureMusic позволило легко провести A/B-тестирование прямо с ЦАП Adagio.
Результат был получен так же легко. Нужно только помнить, что статус отключения звука обозначается на предусилителе не горящим, а погасшим светодиодом Mute. Предположительно, это было сделано для того, чтобы в нормальном режиме работы горели два синих индикатора, что приятнее с эстетической точки зрения. Но это решение совершенно противоречит интуиции и служит главным источником фрустрации при поиске виновника отсутствия звука. Хотя по тембральному климату оба варианта вполне сопоставимы – не тропическая влажность «глубокого триода» и не нордическая строгость большинства усилителей класса D, но солнечный, теплый и сухой ветер в круизе с Club Med – однако с точки зрения соотношения напряженности и расслабленности их подачи заметно различались. Если усилитель Pass Labs реализовывал контроль по типу жесткой пружины, что давало явственно слышимый драйв с мощными басами и ощущением присутствия, то Octave звучал заметно мягче, нежнее, легче в низах и являл собой пример «эффекта отсутствия». При этом, хотя паспортные характеристики мощности у RE 320 выше, звук у XA-30.8 был куда сильнее.
Если по описанию вам кажется, что HP 700 может стать идеальным компонентом в любой системе, то вы правы. Я обнаружил, что свежая и бодрая манера звучания предусилителя повысила коэффициент жизненной силы усилителя мощности, достигший аналогичного уровня у модели Pass при прямом подключении ЦАП. По неизвестной мне причине аппарат Octave не особо хорошо проявил себя при подаче сигнала напрямую с цифроаналогового преобразователя. XA-30.8 же буквально кипел энергией и мачизмом, явно не нуждаясь в каких-либо дополнительных атрибутах. Однако объединение с HP 700 довело RE 320 до совершенства. Разобравшись с этим вопросом и сравнив два разных комплекта электроники, я обнаружил, что на выходе их звучание оказалось достаточно схожим. Да, полупроводниковый дуэт был более быстрым, заостренным и даже более развитым с пространственной точки зрения; в то же время ламповое трио играло весомее, богаче и динамически более разнообразно. В остальном тональные характеры и параметры звуковой сцены были примерно одинаковыми. Таким образом, следуя двум разным подходам, мы получили один и тот же результат. Отключение конденсаторной батареи SBB повлияло на контролируемость НЧ даже у вышеупомянутых двухполосных АС, а у четырехполосных Vivid с более глубокими басами эффект был значительно более выраженным. Но и в этом случае слушатели, для которых на первом месте стоят плотные и упругие низы, отдадут предпочтение транзисторам. Даже RE 320 не смог переписать свод правил и затмить более низкое выходное сопротивление и ток усилителя мощности класса D. Он сравнял счет благодаря мягкости и сочности ламповых текстур, которые, как уже было отмечено в отношении сопутствующего предусилителя, также несколько увеличили создаваемые образы.
Опытные слушатели и читатели хорошо понимают это. Гораздо легче писать обзоры, основываясь на слышимых отклонениях от нормы, чем на соответствии ей. Именно поэтому статьи об АС часто оказываются более красочными. Колонки как класс имеют существенные нелинейность и окраску, а значит, и индивидуальность. Кроме того, их поведение в намного большей степени зависит от того, как они взаимодействуют с помещением, и значительно меньше – от того, как их сопротивление и фазовая диаграмма модулируют управляющий ими усилитель. Читать о неудачных попытках АС обеспечить нейтральный с точки зрения слушателя звук так же увлекательно, как и писать о них. Намного меньше удовольствия в оценке компонентов, максимально приближенных к нейтральности, насколько ее вообще можно определить ушами, а не испытательным оборудованием. Если же говорить о RE 320, приходится одновременно учитывать тот факт, что его KT150 по звуку совсем не похожи на 20 запараллеленных полевых МОП-транзисторов на канал. Это возвращает нас к различию между теннисными мячами и мячиками для гольфа: первые отличаются большими размерами, а также нечеткостью ворсистой поверхности.
Заключение. Германская компания Octave предлагает простые в использовании интеллектуальные ламповые компоненты, снабженные комплексной системой автоматической диагностики и позволяющие легко менять смещение без опасения что-либо испортить. В различных журналах можно встретить прекрасные графики, отражающие работу этих устройств на испытательных стендах. Но и невооруженными ушами можно распознать нулевой уровень шума, а также особенности полосы пропускания, и частые посетители выставок неоднократно видели, как усилители Octave управляют большими и низкочувствительными многополосными напольными колонками всех разновидностей в громадных конференц-залах. Очевидно, что ламповые усилители Octave не требуют привычных оговорок и практически не идут на компромиссы. Мы по-прежнему выбираем лампы по той простой причине, что они звучат не как транзисторы, но уже не отвлекаемся на запутанные и часто противоречащие друг другу соображения согласования компонентов, необходимые во многих других случаях. И, наконец, это семейное предприятие третьего поколения с прочно утвердившимися традициями, что дает покупателю уверенность в долгосрочной поддержке. Чего же еще пожелать?
* Другими вариантами для параметра смещения D3 являются пентоды E180F, E280F и E282F.
** «На опубликованных фотографиях открытого корпуса HP 700 видно только пять ламп, поскольку та, что на входе фонокорректора, скрыта под левой боковой панелью серого цвета. Она расположена рядом с массивом маленьких красных конденсаторов. Можно увидеть только небольшую часть гнезда лампы. При наличии дополнительного модуля управления в схему темброблока добавляется еще одна лампа, однако она спрятана под его платой и также недоступна для обзора. Конечно, эту лампу можно заменить, не разбирая сам модуль».
Условия прослушивания и система
Источники: iMac 27" с дисплеем Retina 5K (четырехъядерный процессор 4 ГГц (ускорение Turbo Boost до 4,4 ГГц), диск Fusion Drive объемом 3 ТБ, 16 ГБ SDRAM, операционная система OSX Yosemite, приложение PureMusic 3.01); стриминговые сервисы Tidal и Qobuz, предусилитель/ЦАП COS Engineering D1, сетевой проигрыватель AURALiC Vega, ЦАП Aqua Hifi Formula, ЦАП Fore Audio DAISy 1, Apple iPod Classic 160GB (AIFF), Astell&Kern AK100 (модифицированный Red Wine Audio), Cambridge Audio iD100, Pro-Ject Dock Box S Digital, Pure i20, Questyle QP1R, Metrum Acoustics Adagio.
Предусилители: Nagra Jazz, Esoteric C-03, Vinnie Rossi LIO (с модулем AVC), COS Engineering D1, Wyred4Sound STP-SE II, Metrum Acoustics Adagio.
Усилители мощности и интегрированные усилители: Pass Labs XA30.8; FirstWatt SIT1, F5, F6, F7; Crayon Audio CFA-1.2; Goldmund Job 225; Aura Note Premier; Wyred4Sound mINT; Nord Acoustics UP SE NC500MB; AURALiC Merak.
Колонки: Albedo Audio Aptica; EnigmAcoustics Mythology 1; Sounddeco Sigma 2; soundkaos Wave 40; Boenicke Audio W5se; Zu Audio Druid V & Submission; German Physiks HRS-120; Eversound Essence; Rethm Bhaava.
Кабели: бухта кабеля Zu Event; USB-кабели KingRex uArt, Zu и LightHarmonic LightSpeed с двойными штекерами; Tombo Trøn S/PDIF; van den Hul AES/EBU; оптический кабель AudioQuest Diamond с разъемами Toslink; Arkana Research с разъемами XLR/RCA и акустические; сетевые Sablon Audio Petit Corona, Black Cat Cable redlevel Lupo.
Подвод энергопитания: сетевой фильтр Vibex Granada/Alhambra для всех компонентов, пятиметровые кабели для усилителей и сабвуферов.
Стойка под аппаратуру: трехъярусная Artesania Audio Exoteryc удвоенной ширины с опциональными стеклянными полками, Exoteryc Krion и стеклянные подставки для усилителей.
Hi-Fi-аксессуары: резонаторы Acoustic System.
Комната для прослушивания: прямоугольный зал открытой планировки 5,5 x 15 м с двухъярусным двускатным потолком, стальными фермами с деревянными муфтами и бетонным полом с каменным покрытием.
Автор: Сраджан Эбен
Подготовлено по материалам издания "6 moons", март 2017 г. 6moons.com