Новости

Колонки ELAC Carina BS 243.4 / Stereophile.com

Никто не назовет меня обладателем отличной памяти, но я легко могу воспроизвести несколько фраз из обзора АС Debut B6 от ELAC, который я написал в марте 2016 года. Чаще всего мне вспоминается следующее предложение: «Я могу простить вам то, что Пол нравится вам больше, чем Джон, Джордж или Ринго; но если вы не оценили гениальность Мела Торме, спасти вас может только Бог». Я чувствовал вину за втягивание Бога в эту историю, но искренне хотел, чтобы все прикоснулись к чуду под названием Velvet Fog и поняли, насколько великолепно может звучать голос Мела Торме на паре недорогих колонок с претензией на аудиофильское качество.

И еще одно не могу забыть: «Поддавшись импульсу, я вскочил и положил ладони на корпуса колонок... Они вибрировали, как секс-игрушки!» Я не преувеличивал.
Когда прибыли новые колонки ELAC Carina BS 243.4, я сразу заметил, насколько они отличаются от Debut B6. Забудьте о вибрирующих, покрытых дешевым винилом ящиках: BS 243.4 со скругленными углами передних панелей и трапециевидным основанием выглядят гладкими, увесистыми, фигуристыми и современными.

Дорогая матово-черная отделка BS 243.4 похожа на сталь. Из любопытства я постучал маленьким фонариком по бокам и верхней части корпуса. По звуку они напоминали MDF, но каждая боковая поверхность отзывалась по-разному. При помощи своего многофункционального инструмента я заглянул внутрь и измерил отделанный пластиком порт фазоинвертора, направленный вниз (15 × 4,5 см). Возможность его работы обусловлена тем, что передняя часть корпуса BS 243.4 прикреплена к прочному жесткому пластиковому основанию, поэтому спереди АС выглядит как обычная прямоугольная колонка. Однако в боковой проекции видно, что спереди назад дно корпуса поднимается примерно на 4,3 см, позволяя воздуху свободно выходить с трех сторон. Я было подумал, не разработан ли корпус специально для настольного размещения, и смогут ли мои 61-сантиметровые стойки Sound Anchors Reference, которые частично открыты сверху, обеспечить порту правильную нагрузку. А затем я вспомнил...

Когда я вхожу в комнаты компании ELAC на выставках аудиотехники, я всегда ощущаю прилив энергии, который поднимает настроение и побуждает меня улыбнуться. Потом, конечно, я вижу заразительную ухмылку Эндрю Джонса над головами толпящихся посетителей. И после этого я замечаю новейшие колонки ELAC. (На стендах ELAC всегда есть новые колонки). На одном таком мероприятии я подождал, пока Эндрю закончит свою речь, и толпа разойдется, а затем нашел место рядом с самым популярным дизайнером АС в Америке. Когда я сел, он рассмеялся: «Вибрировали, как секс-игрушки, да?»

Несколько мгновений спустя, прослушивая песню с мощными басами, я заметил, что занавески за левой колонкой дико развеваются на ветру, создаваемом ее тыловым портом. Я улыбнулся, похлопал Эндрю по плечу и указал на них. Мы оба рассмеялись.


Описание


Линейка Carina компании ELAC Americas включает три модели: полочную АС BS 243.4, напольную FS 247.4 и АС центрального канала CC 241.4.

«Мы в компании ELAC предпочитаем морскую тематику, потому что наш германский офис находится в Киле, крупном портовом городе, – сказал мне Эндрю. – «Киль» так и есть по-немецки «киль», стабилизатор судна. Название «Carina» происходит от латинского слова, обозначающего киль».

При разработке серии Carina Джонс применил обновленную версию знаменитого твитера JET от ELAC Germany и 5,25-дюймовый СЧ/НЧ-динамик, снабженный алюминиевым диффузором с криволинейными образующими, который расширяет частотный диапазон и позволил выбрать для BS 243.4 относительно высокую (2,7 кГц) точку раздела полос.

Твитер JET


Мой личный опыт говорит о том, что звучание любой акустической системы во многом определяется ее твитером. По этой причине большинство производителей колонок строят всю серию на базе ВЧ-излучателя определенного рода. В последнее время преобразователь воздушного потока (AMT) доктора Оскара Хейла стал самым распространенным типом твитера в линейках нескольких известных производителей. GoldenEar называет свою версию AMT «высокоскоростным складчатым ленточным твитером» (HVFR). Adam Audio предпочитает название «уникальный ускоренный ленточный твитер» (U-ART), у MartinLogan он носит название «складчатый преобразователь потока» (FM), а у компании ELAC это «твитер с реактивной эмиссией» (JET).

Но какое бы пафосное название ему ни дали, AMT – это простой дипольный преобразователь, который выжимает воздух из напоминающих гармошку складок листа полиамидной пленки, подвешенного в сильном магнитном поле. Обычно этого не видно, но на поверхностях таких мембран нанесен тонкий непрерывный проводник.

Мой друг, волшебник аудиодизайна Джеффри Джексон из EMIA, почитающий Хейла как бога, рассказал мне, как работает AMT: «Пропускающий аудиосигнал провод твитера поднимается, опускается и снова поднимается. Противоположные по направлениям токи в соседних проводах (как в композиции One Down, One Up Колтрейна), заставляют его сжимать или толкать воздух».

Мы называем такие конструкции преобразователями воздушного потока, потому что они перемещают воздух со скоростью, в несколько раз превышающей скорость движения мембраны. В результате твитер AMT имеет повышенную чувствительность и обеспечивает улучшенную передачу пиковых сигналов.

Звуковой эффект этого движения воздуха на высокой скорости и в большом объеме, на мой взгляд, заключается в тихой, неутомительной для слуха детализации и очевидно низком уровне искажений.

Настройка


В отличие от куполов, сложенные гармошкой ленты позволяют разработчикам управлять как горизонтальной, так и вертикальной угловыми диаграммами направленности излучения. Поэтому твитеры типа АМТ обычно обеспечивают более широкий угол по горизонтали, чем их купольные аналоги. Эндрю Джонс писал мне по электронной почте: «У Carina BS 243.4 практически нет изменений в АХЧ при смещении на 15 градусов по горизонтали почти до частоты 15 кГц – и вплоть до угла в 30 градусов отклонений все еще мало. Таким образом, вам не удастся легко сместить тональность колонок за счет большего или меньшего разворота по направлению к слушателю.

Если направить их прямо вперед, то получится широкая, но не максимально сфокусированная панорама; если немного развернуть колонки внутрь, то фокус станет несколько четче. Но важнее всего расстояние до боковых стен. Если АС стоят слишком близко к ним, разверните их еще больше внутрь».

На мой вопрос о том, на каком расстоянии их следует располагать от задней стены, он ответил: «30 см в большинстве случаев будет нормально, но это может зависеть от помещения. Как всегда, рекомендуется двигать колонки, пока не получите подходящий для себя звук».

BS 243.4 снабжены надежными с виду винтовыми клеммами и поддерживают двухкабельное подключение, но решетки в комплект не входят.

Снова в тумане


Первая пластинка, которую я подверг критическому прослушиванию с ELAC, была выпущена самым искусным из певцов – Мелом Торме: Live at the Crescendo (винил, Affinity AFFD 100). Мне хотелось посмотреть, насколько хороши BS 243.4 по сравнению с моими воспоминаниями об ELAC B6.

Для начала я прослушал песни Autumn Leaves и It's Alright With Me – и сразу же заметил явный недостаток насыщенности в голосе Мела. Контрабас звучал хлестко и упруго, сочные скрипки были детально проработаны, разнообразные звуки зала и аплодисменты точно очерчены. Ритм эти колонки держат – на зависть любым другим. Но в целом звук был немного суховат, и ему слегка не хватало Мело-гармонии.

На тот момент я еще не получил инструкции Эндрю Джонса по расстановке, и BS 243.4 находились на расстоянии около 75 см от задней стены, считая от тыловой панели корпуса. В поисках истинного голоса Мела я начал медленно отодвигать колонки назад. Разница не была огромной, но она становилась все ощутимее с каждым дополнительным сантиметром. Когда АС достигли расстояния в 30 см от стены, «Бархатный туман» (Velvet Fog) опустился вновь, и я смог насладиться звучанием Carina, в полной мере раскрывших свой тональный потенциал. Все сеансы критического прослушивания я проводил с колонками BS 243.4 на расстоянии полутора метров друг от друга, на 61-сантиметровых стойках Sound Anchors Reference и не далее 180 см от моей позиции слушателя.

Я экспериментировал с акустическими кабелями от AudioQuest и Black Cat (оба варианта давали хороший звук), но в конечном итоге остановился на Triode Wire Labs American Series, потому что они лучше передают верхние октавы.


С усилителем Rogue Stereo 100


Rogue Stereo 100 мощностью 100 Вт на канал – мой постоянный референсный усилитель – добавил малышам ELAC сил, сделав их звучание весомым и динамичным. Под управлением Rogue колонки BS 243.4 придали инструменту французского пианиста Александра Торо такую цельность и точность тона, что мое зарождающееся пристрастие к альбому 2017 года Barbara ( FLAC 44,1/24, Erato-Warner Classics/Qobuz) тотчас окрепло.

Всегда приятно открыть для себя еще одну запись демонстрационного качества и в ходе тестирования проникнуться мастерством создания каждого ее трека. Если бы вы могли, как я, прочувствовать естественную плотность и несравненный тон фортепиано Торо, вы бы уже звонили друзьям, умоляя их прийти и послушать. Я так и сделал. (Однажды вечером пришел мой русский сосед; он высоко оценил ELAC, но ему совершенно не понравились Александр Торо и «вся эта французская кабаретная чушь»).

Не забывайте, что эти скромные колонки ELAC я тестировал в составе своей основной референсной системы, включающей ЦАП HoloAudio Spring с предусилителем RP-7 и усилителем Stereo 100 от Rogue Audio. Не менее важно то, что я слушал их практически в ближнем поле, так что взаимодействие комнаты и колонок было минимальным. В этих условиях звуки фортепиано восхищали чистотой и максимальной выразительностью, начиная от момента удара и заканчивая длительным затуханием. Мощь и четкость басов были превосходными, но соразмерными; объем НЧ в тональной палитре – безупречно точным. В результате басовый драйв и детальная проработка каждого удара молоточков по струнам позволили наполнить содержанием левую сторону мануала Торо. Ноты, сыгранные правой рукой, продемонстрировали приличную ударную силу и красочность.

Я использовал эту запись для тестирования твитера JET и нашел, что его звук не был ни тусклым, ни слишком мягким. Мне показалось, что JET передает высокие ноты фортепиано с тонкой проработкой атаки, без размытости и без звона на обертонах. Во всей области верхних частот пространство было заполнено приятным светом.

С усилителем Schiit Aegir


На работу Carina BS 243.4 с новым усилителем мощности Aegir от Schiit я возлагал большие надежды. Если бы эта комбинация могла воспроизводить записи демонстрационного качества со звуком аналогичного стандарта, это было бы идеально.

Я уже знал, что ELAC способны быть элегантными и утонченными, но в моем сознании оставался какой-то Х-фактор, какая-то проблема со звуком, которую я не мог распознать. Это чувствовалось, потому что во время прослушивания мой мозг продолжал сканировать акустическое поле в поисках аномалий и пытался решить, хватает ли BS 243.4 точности для фокусировки и формирования панорамы. Я понял, что, несмотря на отличную диаграмму угловой направленности излучения ELAC – а может быть, и благодаря ей – разворот колонок внутрь работает как кольцо фокусировки объектива фотоаппарата. Но, к сожалению, на данном этапе тестирования мой мозг не смог определить, был ли достигнут момент оптимальной фокусировки.

Нуждаясь в помощи, я включил записанный в режиме двойного моно розовый шум с тестового компакт-диска Editor's Choice журнала Stereophile. Перед подачей розового шума я прослушал трек Channel Phasing на большой громкости под управлением Schiit Aegir мощностью 20 Вт на канал – и обнаружил, что маленькое трио ELAC и Aegir способно выдавать впечатляющие нижние октавы, примерно до 50 Гц. (Как это обычно бывало в моей комнате, область 100 Гц казалась завышенной на 3–5 дБ).

Двойной монофонический розовый шум продемонстрировал мне стабильную, сфокусированную в центре массу – заметно шире, чем панорамы, которые создавали Falcon LS3/5a, KEF LS50 или Magnepan LRS. При перемещении на одно место вправо или влево от «зоны комфорта» тон шума менялся очень незначительно. Однако вертикальное окно было гораздо более узким; я рекомендую сидеть так, чтобы уши находились примерно на высоте твитеров.

Образ страсти


В детстве я ходил в серьезную начальную школу Висконсинского евангелического лютеранского синода, где все ученики должны были петь в церковном хоре. Наш учебный год был организован вокруг христианской литургии. В результате я всю жизнь откликаюсь телом, сердцем и душой на музыкальные воспоминания о Страстях Христовых. Одно из самых любимых моих произведений – «Страсти по Матфею» (Passion selon St. Matthieu), написанные в 1673 году Иоганном Тайле (винил, Harmonia Mundi HMC 1159). В «Страстях» Тайле акцент сделан на сольных ариях и музыкальном сопровождении, которое лирически окаймляет слова Христа звучанием двух скрипок, а монологи других персонажей – посредством генерал-баса. Поддержкой хору выступает орган. Поразительно, но колонки ELAC под управлением Aegir сумели воспроизвести силу, масштаб и огромный энергетический заряд церкви Святого Иакова в Клеркенвелле (Лондон). Немногие записи настолько достоверно передают ощущение огромной энергии и настолько точно расставляют хор, солистов и орган, придавая им впечатляющую весомость. Я совершенно не ожидал, что Schiit Aegir и ELAC BS 243.4 сумеют все это воссоздать в самой полной мере. Горячо рекомендую эту комбинацию усилителя и колонок.


С усилителем Line Magnetic LM-518 IA


Помня, как успешно ELAC B6 работали с интегрированным усилителем Line Magnetic LM-518 IA мощностью 22 Вт на канал, я переключился с Schiit Aegir на Line Magnetic, используя его в качестве усилителя мощности с предусилителем Rogue Audio RP-7. Изменения в характере звука оказались весьма заметны.

Верхние октавы у BS 243.4 сразу же стали более прозрачными, объемными и детальными.

В мечтательной аранжировке композиции Александра Торо Septembre (также из альбома Barbara) в атаке фортепианных нот появились следы размытости, но меня это совершенно не беспокоило: расширенные ряды гармоник и звучные, светящиеся тоны этих нот были чистым счастьем.

Голос Камелии Жорданы в исполнении ELAC навевал восхищенную задумчивость. (Мне пришлось поискать ее в Google, а теперь я подписан на ее Instagram.) В этой записи звучание фортепиано наделено многослойной глубиной и ароматом. Я часами наблюдал за истаивающими вслед за нажатием клавиш фортепиано реверберациями. Вокал Камелии откровенно намекал на флирт, чего не было заметно с моими колонками Harbeth или Falcon.

Я не могу себе представить, чтобы Эндрю Джонс проектировал BS 243.4 специально для несимметричных триодов с катодами прямого накала. Но, по моим ощущениям, комбинация из лампового усилителя на несимметричных триодах марки 845 и пары этих колонок творит невероятно увлекательное музыкальное волшебство. Я полагаю, это стало возможным благодаря спокойному характеру твитера JET, подкрепляющему присущее LM-518IA экстраординарное качество воспроизведения ВЧ.

В моей коллекции есть один диск, который позволяет мне мгновенно определить, насколько хорошо звучит система. Это запись звукорежиссера Кеннета Уилкинсона, которой я наслаждаюсь только на аудиотрактах с правильным тоновоспроизведением и превосходной детальностью: Gloria Вивальди и Magnificat Перголези в исполнении хора Королевского колледжа в Кембридже под управлением Дэвида Уилкокса (Argo LP ZRG 505).

Уже через пару мгновений после установки иглы картриджа Koetsu Rosewood Signature Platinum в канавку диска стало очевидно, что ELAC BS 243.4 способны обеспечить проработку супермикроскопической информации лучше, чем любые известные мне АС в этом ценовом диапазоне. Хор воспринимался как настоящая группа подростков, наделенных лицами и подвижными ртами, голос каждого певца был уникальным и отчетливо различимым среди остальных. Я считаю их в этой записи своим лучшим инструментом для выявления искажений в динамиках, и BS 243.4 не уступали чистотой и точностью ни одной другой паре колонок, с которой я слушал этот диск.

Для сравнения, Harbeth P3ESR наделили «Глорию» Вивальди более полной и естественно насыщенной подачей, а также более четким ощущением пространства церковной капеллы. У Falcon LS3/5a солисты предстают более реалистично и материально – однако в целом, как ни удивительно, звук Falcon оказался заметно более зернистым, чем у ELAC, которые отличаются исключительной гладкостью и отсутствием шероховатостей.

Тонкие панели Magnepan LRS продемонстрировали более четкий фокус и большую прозрачность по сравнению с ELAC, но BS 243.4 грациозно и мощно пропустили через себя эту сложную классическую музыку. Их 5,25-дюймовый СЧ/НЧ-динамик более чем удовлетворительно справился с органом Королевского колледжа.

Сравнение с KEF LS50


Чтобы обеспечить себе успешное выживание и процветание на рынке, ELAC BS 243.4 придется потягаться силами с чрезвычайно популярными представителями близкой ценовой категории KEF LS50, отличающимися непревзойденной мощью и слаженностью.

Я готов признаться, что с самого начала этого обзора и вплоть до данного момента я не был полностью уверен в возможностях твитеров AMT. Мне всегда казалось, что присущий им низкий уровень искажений сочетается с недостатком воодушевления. Может быть, я привык к пищалкам со склонностью к звучному резонансу?

Но теперь это предубеждение исчезло. В процессе анализа аудио впечатления определяются последовательностью прослушивания; и когда я переключился с JET на твитер Uni-Q от KEF, я наконец-то смог заметить некоторую нечуткость на верхних частотах, которая присуща ребристому куполу LS50. Внезапно я понял, что Uni-Q обезличивают голоса в хоре. В сравнении с ним характер твитера JET от ELAC показался более точным, но вместе с тем чуточку сглаженным.

Лучший ВЧ-излучатель – это тот, которого не слышно; при воспроизведении Gloria сложенная гармошкой лента JET как будто совершенно исчезала, и в сравнении с ней купол KEF был очень негромко, но отчетливо слышим. Однако это сопоставление также показало, что у LS50 значительно сильнее выражены напористость и динамика, особенно в районе границы НЧ- и СЧ-диапазонов. В целом ELAC показались мне более утонченными, а KEF – более энергичными.

По правде говоря


В кабинке для исповеди или во время проповеди со змеями мне пришлось бы поклясться в том, что у новых Carina BS 243.4 намного более утонченное звучание, чем у любых других известных мне АС этой ценовой категории. Однако главным достоинством полочных колонок ELAC является невероятно точный баланс между октавами. На протяжении всего процесса обзора слово «элегантный» так и крутилось у меня в голове. Браво, Эндрю и ELAC!

Характеристики


Описание: Двухполосные фазоинверторные полочные колонки. Динамики: ленточный твитер JET, 5,25-дюймовый (13,3 см) СЧ/НЧ-динамик с алюминиевым диффузором. Частота раздела полос: 2,7 кГц. Диапазон частот: 46 Гц – 30 кГц, ±3 дБ. Номинальное сопротивление: 6 Ом. Минимальное сопротивление: 4,8 Ом. Чувствительность: 85 дБ (2,83 В / 1 м)
Рекомендуемая мощность усилителя: 30–150 Вт на канал. Пиковая мощность: 100 Вт.
Габариты (ВШГ): 31,8 × 20,5 × 21,6 см. Вес: 6,8 кг.
Варианты отделки: черный атлас, белый атлас.
Серийные номера рассмотренных устройств: 32302E000037/38.
Производитель: ELAC Electroacoustic GmbH, Fraunhoferstrasse 16 Kiel, 24118, Германия.

Сопутствующее оборудование


Аналоговые источники: проигрыватель винила Dr. Feickert Analogue Blackbird, тонарм Jelco TK-850L, MC-картридж Koetsu Rosewood Signature Platinum.
Цифровые источники: Apple Mac mini с приложением Audirvana Plus. ЦАП: HoloAudio Spring «Kitsuné Tuned Edition» Level 3, Chord Qutest, Denafrips Ares.
Предварительные усилители: повышающий трансформатор Excel Sound ET-U50 Phono, фонокорректор Tavish Design Adagio, линейный предусилитель Rogue Audio RP-7.
Усилители мощности: Benchmark AHB2, PrimaLuna Prologue Premium, Schiit Aegir, First Watt J2, Rogue Audio Stereo 100; интегрированный усилитель Line Magnetic LM-518 IA в режиме усилителя мощности.
Акустические системы: KEF LS50, Magnepan LRS, Falcon LS3/5a, Harbeth P3ESR.
Кабели: цифровые: AudioQuest Cinnamon (USB), Kimber Kable D60 Data Flex Studio (коаксиальный). Межблочные: Triode Wire Labs Spirit, Auditorium 23. Акустический: AudioQuest Triode Wire American Series. Электропитания: AudioQuest Tornado.
Аксессуары: стабилизатор напряжения AudioQuest Niagara 1000; изоляционная платформа Harmonic Resolution Systems M3X-1719-AMG GR LF; стойки под акустику Sound Anchors Reference.

Херб Райхерт


Результаты измерений


Для измерения амплитудно-частотных характеристик ELAC Carina BS 243.4 в дальней зоне я использовал систему MLSSA компании DRA Labs и калиброванный микрофон DPA 4006, а для измерения характеристик в ближнем поле – микрофон Earthworks QTC-40. Измерения производились без решеток.

Номинальная чувствительность BS 243.4 составляет 85 дБ/2,83 В/м, моя оценка оказалась ближе к 82,5 дБ/2,83 В/м. Номинальное сопротивление составляет 6 Ом с минимальным значением 4,8 Ом. Сплошная кривая на Рис. 1 показывает, что, несмотря на то, что в области мидбаса и нижней части среднего диапазона величина сопротивления кратковременно падает ниже 6 Ом, на высоких частотах его среднее значение приближается к 8 Ом. Минимальное составляет 4,6 Ом на частоте 190 Гц, и хотя электрический фазовый угол (пунктирная кривая) достигает -57,4° на частоте 101 Гц, величина сопротивления на этой частоте составляет 12,65 Ом. Таким образом, BS 243.4 представляют собой не особенно сложную нагрузку для усилителя.

Рисунок 1. ELAC BS243.4, сопротивление (сплошная кривая) и фаза (пунктирная кривая) импеданса (2 Ом/вертикальное деление).

На графике нет никаких мелких разрывов, которые могли бы свидетельствовать о наличии вызванных вибрацией резонансов корпуса. Однако при исследовании вибрационного поведения корпуса при помощи акселерометра с пластиковой лентой я обнаружил две моды высокого уровня на частотах 453 Гц и 566 Гц на боковых панелях (Рис. 2), а также на верхней. Обе эти моды имеют высокую добротность, то есть для их полного развития необходимо возбуждение в течение некоторого времени; поскольку они также имеют относительно высокие частоты, маловероятно, что они приведут к ощутимой перенасыщенности на средних частотах.

Рисунок 2. Диаграмма кумулятивного спектрального затухания для ELAC Carina BS 243.4, рассчитанная по показаниям акселерометра, закрепленного в центре боковой панели (подаваемое на динамик задающее напряжение MLS – 7,55 В; полоса измерения – 2 кГц).

График зависимости сопротивления от частоты имеет седло с центром на 54 Гц, из чего следует, что это частота настройки фазоинвертора. Синяя кривая на Рис. 3 показывает амплитудно-частотную характеристику СЧ/НЧ-динамика в ближнем поле, которая действительно имеет зазубрину с минимальной амплитудой движения на частоте 54 Гц. (Это точка, на которой обратное давление, обусловленное резонансом фазоинвертора удерживает диффузор в неподвижном состоянии). АЧХ направленного вниз порта (красная кривая) в ближнем поле достигает пика на той же частоте; спад на верхних частотах ровный, но есть пара небольших пиков между 400 и 550 Гц. Небольшой подъем в верхней части НЧ-диапазона обусловлен техникой измерения ближнего поля, которая предполагает, что СЧ/НЧ-динамик установлен в экране, простирающемся до бесконечности в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Рисунок 3. Акустический раздел полос ELAC Carina BS 243.4 на оси твитера на расстоянии 127 см с поправкой на характеристику чувствительности микрофона; АХЧ для СЧ/НЧ-динамика (синяя кривая) и порта (красная кривая) в ближнем поле отражены ниже 350 Гц и 700 Гц, соответственно.

Имеющие более высокую частоту на Рис. 3 результаты измерения в дальнем поле СЧ/НЧ-динамика (синяя кривая) и ВЧ-излучателя (зеленая кривая) BS 243.4 выглядят впечатляюще плоскими в пределах своих полос пропускания, а точка настройки кроссовера располагается на заданной частоте 2,7 кГц. У СЧ/НЧ-динамика с алюминиевым диффузором имеются резонансные пики на частотах 5 кГц и выше, но кроссовер высокого порядка подавляет их примерно на 20 дБ. АЧХ ELAC в дальнем поле в диапазоне выше 300 Гц, усредненная по горизонтальному окну 30° с центром на оси твитера, представлена на Рис. 4. Средний и верхний диапазоны – на редкость однородные. Участок черной кривой ниже 300 Гц на Рис. 4 показывает сумму выходных сигналов СЧ/НЧ-динамика и порта в ближнем поле с учетом фазы аудиосигнала и разницы расстояний каждого излучателя от номинального положения микрофона в дальнем поле. Мы вновь наблюдаем пик в ближнем поле, но настройка низких частот BS 243.4 обеспечивает максимально ровный отклик и понижение на 6 дБ на частоте настройки фазоинвертора.
Рисунок 4. Безэховая АЧХ ELAC Carina BS 243.4 на оси твитера на расстоянии 127 см, усредненная по горизонтальному окну 30°, с поправкой на характеристику чувствительности микрофона; в диапазоне ниже 300 Гц представлена комплексная сумма выходных сигналов СЧ/НЧ-динамика и порта в ближнем поле.

На Рис. 5 представлена угловая диаграмма направленности излучения АС ELAC в горизонтальной плоскости; как мы видим, в верхней части полосы пропускания СЧ/НЧ-динамика наблюдается незначительный недостаток энергии вне оси, из-за чего звучание колонок в больших помещениях может оказаться несколько сглаженным. В диапазоне выше 7,6 кГц излучение BS 243.4 вне оси быстро становится направленным, а поскольку у сигнала вдоль оси нет обычного пика на верхних октавах, в чрезмерно демпфированных помещениях среднего и большого размера характер звучания этих АС будет недостаточно воздушным. В вертикальной плоскости (Рис. 6) в области точки настройки кроссовера, более чем на 5° выше и 10° ниже оси СЧ/НЧ-динамика, развивается всасывание. Эти колонки следует устанавливать на стойках достаточной высоты, чтобы их верхние панели не были видны слушателю.

Рисунок 5. ELAC Carina BS 243.4, семейство АЧХ в горизонтальной плоскости на расстоянии 127 см, нормированных на АЧХ по оси твитера, от тыла к фронту: различия в АЧХ на расстоянии 90–5° от оси, эталонная характеристика, различия в АЧХ на расстоянии 5–90° от оси.

Рисунок 6. ELAC Carina BS 243.4, семейство АЧХ в вертикальной плоскости на расстоянии 127 см, нормированных на АЧХ по оси твитера, от тыла к фронту: различия в АЧХ на расстоянии 45–5° над осью, эталонная характеристика, различия в АЧХ на расстоянии 5-45° под осью.

При представлении во временной области отклик Carina BS 243.4 на прямоугольный импульс (Рис. 7) показывает, что и твитер, и среднечастотник подключены в положительной акустической полярности. (Я убедился в этом, понаблюдав, в какую сторону двигается СЧ/НЧ-динамик, если приложить к его клеммам постоянное напряжение 2 В). Затухание шага твитера, сигнал с которого первым доходит до микрофона, плавно сливается с началом шага СЧ/НЧ-динамика, что говорит об оптимальной настройке и реализации кроссовера. График кумулятивного спектрального затухания ELAC (Рис. 8) чрезвычайно чист, высокочастотные резонансы в диффузоре СЧ/НЧ-динамика успешно подавлены.

Рисунок 7. Отклик ELAC Carina BS 243.4 на прямоугольный импульс по оси твитера на расстоянии 127 см (временное окно – 5 мс, полоса пропускания – 30 кГц).

Рисунок 8. График кумулятивного спектрального затухания ELAC Carina BS 243.4 по оси твитера на расстоянии 127 см (время нарастания – 0,15 мс).

Чтобы довольно дорогой мини-монитор оправдал свою цену, он должен быть настоящим шедевром конструкторской мысли. ELAC Carina BS 243.4 именно таковы. 

Джон Аткинсон

Обзоры продуктов
Made on
Tilda