Новости

Penaudio Karelia. Inner magazine

Новый флагман Karelia венчает коллекцию АС Penaudio. В плане технологии изготовления корпуса он значительно отличается от предыдущих топовых моделей этой марки.

Сами Пенттила, главный разработчик финской компании Penaudio, в последнее время упорно трудился и учился. Совсем недавно вышли колонки Sonata Supreme и Sonata Signature — топовые модели соответствующих линеек АС. Они просто замечательны, что, однако, не помешало Пенттиле, как только ему дали зеленый свет, взять за рога намного более могучего «быка» и спроектировать изделие, на которое он раньше не решался, да и не располагал необходимыми ресурсами: новые Penaudio Karelia, самую выдающуюся модель компании на сегодняшний день, а также наиболее дорогую.


Карелия — это область на границе Финляндии и России, которая в XIX веке дала жизнь национальному поэтическому эпосу «Калевала», составленному Элиасом Лённротом на основе карельского и финского устного фольклора и мифологии. Эта поэма, повествующая ни много ни мало о сотворении Земли, является одним из самых значительных произведений финской литературы, сравнимым с четырьмя или пятью аналогами из разных частей света. В формировании финской национальной идентичности в конце XIX — начале XX века «Калевала» сыграла важную роль.

Я не буду тратить время и место на биографию Сами Пенттилы или историю компании, поскольку журнал INNER широко освещал их во многих интервью и рецензиях. Мы в разное время протестировали не менее полудюжины пар колонок Penaudio. В сумме эти статьи дают достаточно полное представление об идеях Сами Пенттилы относительно разработки АС.


В этот раз многое было иначе: хотя Сами и раньше проектировал дорогие колонки, теперь, благодаря новой структуре компании, он получил свободу действий без каких бы то ни было духовных или бюджетных ограничений, будь то габариты, материалы или комплектующие. Ему дали карт-бланш на создание лучших в мире АС.

Что вышло из условия «деньги — не проблема», можно понять, взглянув на комплектующие Karelia. Например, в них применены самые «звездные» динамики из каталога SEAS. Пенттила всегда предпочитал продукцию этой скандинавской компании для своих колонок, но в этот раз он рассматривал только самую дорогую.

Самые высокие частоты, три-четыре октавы выше 4500 Гц, воспроизводятся твитером SEAS с алмазным куполом, который, по словам Пенттилы, «исключительно быстро реагирует на сигнал за счет легкости и жесткости мембраны, а также благодаря по-настоящему мощному движку — системе звуковой катушки и магнита». Кроме того, эта модель, по утверждению производителя, отличается чрезвычайно низким уровнем искажений. Тыловая сторона диафрагмы демпфирована синтетическим материалом и имеет форму алмаза, практически не создающую вредных внутренних отражений.



Два 180-миллиметровых динамика SEAS Excel, характеризующихся низким уровнем искажений, с диффузорами из целлюлозного волокна и пластика отвечают за средние частоты. Выше и ниже полюсного наконечника звуковой катушки расположены медные кольца. Изготовленный на заказ ее титановый каркас способствует более быстрому формированию пиковых сигналов и повышению механической добротности динамика. Внешний подвес ослаблен, а внутренний усилен, чтобы справляться с повышенной мощностью. И все остальное выдержано в таком же духе.

В качестве НЧ-динамиков выбраны 260-миллиметровые SEAS Excel «с ультранизким уровнем искажений» и диффузорами из магниево-алюминиевого сплава. Каждая колонка оснащена четырьмя такими вуферами, расположенными симметрично — над среднечастотной секцией и под ней. Звуковая катушка имеет сопротивление 16 Ом, что позволило упростить конструкцию кроссовера и увеличить добротность динамика.

Пенттила особо подчеркивает, что материалы, использованные во всех перечисленных излучателях, были подобраны таким образом, чтобы они идеально подходили для воспроизведения соответствующего частотного диапазона, то есть не были склонны к резонансному поведению, а также обеспечивали за счет внутреннего демпфирования высокую скорость атаки и затухания.

Регулируемая направленность


Итак, у нас есть лучшие динамики, которые удалось создать SEAS; но самое интересное, что это только половина дела. По словам Пенттилы, при проектировании новой модели ему пришлось провести еще более серьезную исследовательскую работу, чем обычно, особенно в отношении излучения звука и его расхождения. В результате Karelia стали первыми колонками Penaudio, в которых эффективно используется технология регулируемой направленности, причем контроль достигается за счет решений и мер, примененных к самому корпусу.

Однако излучение ВЧ не ограничивается, поскольку «твитер естественным образом направляет звук настолько сильно, что увеличение направленности только ухудшит стереопанораму в обычных условиях прослушивания», — объяснил Пенттила журналу INNER. Кроме того, самые высокочастотные акустические волны начинают затухать в воздухе уже на пути к слушателю, даже не говоря о том, что они поглощаются коврами, диванами, комнатными растениями и другими толстыми и мягкими объектами вокруг колонок. Что касается направленности, то главную проблему составляет область низких частот, поскольку почти в любом помещении в диапазоне 50−200 Гц возникают стоячие волны. В нем, по мнению Пенттилы, любая попытка управления направленностью звука дает максимальный эффект. Коррекция распространения акустических волн в среднем диапазоне также может в худшем случае привести к чрезмерной направленности, в результате чего «зона комфорта» станет слишком узкой, а звучание за ее пределами — «странным». При лучшем раскладе сохранение достаточно широкого угла расхождения волн по направлению к местоположению слушателя способствует уменьшению вредных отражений от объектов и плоскостей комнаты и повышению точности звучания, расширению музыкальной сцены и увеличению ее глубины, при этом стереопанорама сохраняет многослойность в более широкой зоне прослушивания.

СЧ-динамики располагаются вертикально по обе стороны от твитера, то есть по схеме D’Appolito; по мнению Пенттилы, это позволяет добиться идеально бесшовного согласования высоких и средних частот. Кроме того, поскольку вуферы также симметрично расположены над и под СЧ-секцией, можно рассчитывать на однородность АЧХ выше и ниже оси симметрии (традиционное расположение динамиков дает совершенно разные частотные характеристики при измерении выше и ниже твитера), что напрямую влияет на ее поведение в помещении.


В СЧ-диапазоне (200−2400 Гц) динамик работает в кардиоидном режиме. При такой диаграмме направленности утечки среднечастотного звука назад практически не происходит, а боковое излучение вверх и вниз невелико. В результате большая часть волн направлена вперед, то есть к позиции слушателя. Звук, который слышен в ней, исходит непосредственно от динамиков и не содержит отражений от близлежащих стен. Кардиоидный режим работы достигается стандартным образом: путем ослабления (поглощения) излучения, направленного назад, при помощи тщательно подобранного и продуманно размещенного демпфирующего материала, а также нескольких отверстий в боковых и передней стенках камеры. Учитывая присущий системе плавный переход от средних частот к высоким, Karelia обещают превосходную стереопанораму с реальным ощущением глубины сверху и снизу — в отличие от многих чистых диполей, у которых, по словам Пенттилы, форма сцены скорее напоминает трубу.


U-образная рама


НЧ-динамик Karelia представляет собой полудиполь, реализованный при помощи так называемой U-образной рамы. Однако при надлежащем ослаблении в верхнем басе излучение приближено к режиму кардиоиды (минимум в направлении назад), чтобы звук от вуфера плавно смешивался с акустическими волнами от СЧ-динамика в области частоты раздела полос. Из-за ограничений, обусловленных законами физики, ближе к 50 Гц НЧ-динамик начинает вести себя как диполь (сильнее излучает вперед и назад — и меньше в стороны, вверх и вниз). По мнению Пенттилы, это чрезвычайно полезная особенность воспроизведения нижнего баса, поскольку благодаря ей колонка не излучает звук равномерно во всех направлениях и, таким образом, предотвращается возникновение стоячих волн в помещении. Согласно заявлению компании, воспроизведение НЧ у модели Karelia чрезвычайно точное, быстрое и уверенное благодаря особенностям ее корпуса и четырем десятидюймовым вуферам.


Дополнительные вопросы


Похоже, что кардиоида у СЧ-динамика была реализована без применения перфорированной пластины или чего-то подобного, а только благодаря использованию некоторого демпфирующего материала. Так ли это? И если да, то как было реализовано это демпфирование, учитывая высокую чувствительность кардиоиды к точным размерам и применяемым материалам?

Пенттила: Да, вы правы. Кардиоидное поведение СЧ-динамика Karelia реализовано за счет корпуса, задемпфированного без применения перфорированной пластины или щелей. Его тыловая часть заглушена пеной определенной плотности, а область непосредственно за динамиком — специально выбранным синтетическим поглощающим материалом, количество которого очень важно для конечного результата. Демпфирующий материал, его объем и расположение были определены путем тщательного прослушивания, поскольку я не доверяю измерительному оборудованию, особенно при создании такой новаторской конструкции. На это ушло несколько месяцев, но нам был важен результат.

Действительно ли в диапазоне между 50 и 200 Гц Karelia вообще не излучает звук назад, а вести себя как диполь начинает только на частотах ниже 50 Гц? Другими словами, верно ли, что при оценке общего звучания или частотного отклика в области от середины до верха НЧ-диапазона не нужно учитывать отражение от задней стены?

Пенттила: НЧ-модуль Karelia представляет собой диполь, у которого направленная назад волна сильно ослаблена благодаря использованию двух различных демпфирующих материалов и продуманному размещению их в определенных местах. Да, в диапазоне 50−200 Гц некоторая часть волн просачивается в направлении назад, но разница составляет несколько децибел по сравнению с прямым излучением, поэтому колонка не так чувствительна к влиянию задней стены, как это было бы в случае, если бы она была снабжена просто открытой панелью.

Вы славитесь дотошностью и бескомпромиссностью при выборе комплектующих для разделительных фильтров. Насколько сложно было в этот раз найти самые подходящие элементы для кроссовера?

Пенттила: Колонки, подобные Karelia, создающие прямой и ясный звук, выявляют все недостатки комплектующих, применяемых в кроссовере. Поэтому в результате тестовых прослушиваний были выбраны конденсаторы Mundorf MCap Supreme Evo Silver/Gold Oil для ВЧ- и СЧ-фильтров, а также MCap Evo для НЧ. В ВЧ- и СЧ-фильтрах применены катушки Mundorf Hepta Strand, а в НЧ-фильтре — катушки без ферромагнитного сердечника MCoil с проводом 2,36 мм. Резисторы тоже отличные — Mundorf MResist Supreme. Подбирая комплектующие для кроссовера, мы стремились к исключительной чистоте, прозрачности и точности звучания.

Вы постоянно говорите о том, что в Penaudio на разных этапах проектирования колонок проводится огромное количество контрольных прослушиваний. Не могли бы вы рассказать о том, что это были за тесты, что в них входило, насколько они были систематичны или интуитивны, принимали ли в них участие другие эксперты?

Пенттила: В своих личных тестовых прослушиваниях я использую около 10 знакомых образцов музыки разных типов, чтобы добиться правильного звучания. После каждой серьезной коррекции я измеряю АЧХ в свободном пространстве — вдоль оси, на 30, 60 и 180 градусов от нее. В случае с Karelia следовать этой процедуре было гораздо сложнее, чем с более традиционными АС, в поведении которых я разбираюсь более 22 лет, поэтому ими легче управлять. Отчасти это объясняется тем, что в Karelia демпфирующий материал кардиоидных аттенюаторов и их расположение сильнее влияют на слышимый звук, чем это отражается в измеренных откликах. Другими словами, если обычный процесс разработки продукта включает в себя внесение корректировок в элементы кроссовера, когда объем корпуса, настройка резонанса и особенности демпфирования уже определены, то в этот раз приходилось использовать те же музыкальные фрагменты, чтобы настраивать кроссовер одновременно с кардиоидными демпферами и их расположением. В результате нужно было учитывать больше переменных. Кроме меня на этапе доводки АС тестировали еще два человека, чьему слуху я доверяю. Их отзывы помогали мне выбираться из тупика или лабиринта, в который, я думаю, время от времени попадают все разработчики. Эти советы были важны, потому что через определенный период времени ухо теряет чувствительность к внесенным изменениям, и утром звук отличается от того, что был прошлым вечером. Когда я достигаю точки, где сегодняшнее звучание близко ко вчерашнему, я знаю, что процесс создания колонок завершен.

На что именно вы обращали внимание, когда приступали к проектированию технических аспектов этой модели? Не так давно вы выпустили еще одну модель High-End-класса, Sonata Signature, и я уверен, что ваш вклад в ее разработку тоже был солидным.

Пенттила: Я бы сказал, что Karelia «крутилась» у меня в голове как своего рода набросок на протяжении многих лет. Два года назад, когда стало очевидно, что возможность спроектировать АС наивысшего класса появилась, у меня уже практически сложилось окончательное представление о ней. Например, я планировал использовать конфигурацию D’Appolito задолго до создания Sonata — но именно положительный опыт, полученный с ней, мотивировал меня применить этот принцип в Karelia. В конце концов, всем известно, как сильно помещение способно влиять на звук, а также как можно радикально уменьшить этот эффект с помощью определенной конструкции корпуса. Мне потребовалось полтора года, чтобы понять и протестировать различные варианты, прежде чем я смог приступить к разработке Karelia. Я говорю о выборе кардиоидных и/или дипольных схем для СЧ- и НЧ-динамиков.

А что можно сказать о звучании? Например, по сравнению с Sinfonia или Sinfonietta?

Пенттила: В плане звучания я искал те же свойства, которые ценил всегда, с первых лет своей работы: естественность, объемность сфокусированного образа, быстрый отклик и точность. При создании Karelia мне удалось достичь такого качества звука, которое я даже не мог себе представить раньше, когда использовал более традиционные решения. Я думаю, отчасти это стало возможным благодаря тому, что в этом проекте у меня была возможность создавать прототипы с использованием комплектующих Mundorf высочайшего класса, а также модифицированных СЧ- и НЧ-динамиков SEAS. Первоначально мы планировали использовать твитер SEAS Beryllium Excel, которым сейчас оснащаются все модели Penaudio серии Supreme, но мы не смогли удержаться от соблазна поэкспериментировать с топовым пленочным твитером SEAS Diamond — и оказалось, что он звучит еще лучше. Благодаря сотрудничеству с WAD я теперь могу проводить такие дорогостоящие эксперименты. Один экземпляр модели SEAS Diamond стоит около 4000 евро. Вряд ли раньше я мог бы даже подумать о том, чтобы попробовать применить его в своей АС.


Karelia


Итак, наконец, перейдем непосредственно к предмету нашего обсуждения. Это трехполосные напольные АС с дипольной/кардиоидной направленностью высотой 180 сантиметров, шириной 33 см, глубиной 44 см и весом 80 кг каждая. Как уже упоминалось, за воспроизведение частот выше 4500 Гц отвечает 26-миллиметровый твитер с куполом из искусственного алмаза Seas Excel, оснащенный запатентованной системой на базе шести радиально расположенных магнитных блоков из неодимового сплава NdFeB (неодим-железо-бор). Эффективная вентиляция и демпфирование предусмотрены для каждой потенциально резонансной полости за куполом, подвесом и звуковой катушкой. Точно установленная медная гильза снижает уровень нелинейных, в том числе, интермодуляционных искажений. Надрезы на акриловой тыловой камере помогают рассеивать внутренние звуковые волны при минимальном демпфировании. Вкупе с нерезонансной магнитной системой это обеспечивает его высокие динамические характеристики.

Твитер расположен между двумя 176-миллиметровыми СЧ-динамиками SEAS Excel с диффузором CURV, создающими звук в диапазоне от 200 до 4500 Гц. Каждый из них оснащен новым тканым полипропиленовым диффузором с превосходными параметрами внутреннего демпфирования, а также располагает безупречно подогнанными друг к другу движущимися частями, титановой звуковой катушкой, короткозамкнутыми кольцами выше и ниже T-образного полюсного наконечника, а также центрирующей шайбой особой конструкции, рассчитанной на применение с корпусом с дипольной характеристикой. Последний обеспечивает своего рода гибрид кардиоиды и диполя, если говорить о диаграмме направленности.

Четыре 269-миллиметровых вуфера Seas Excel с диффузорами из магниево-алюминиевого сплава и короткозамкнутыми медными кольцами выше и ниже T-образного полюсного наконечника воспроизводят частоты от 200 Гц и ниже. НЧ-динамики установлены в конструкции с U-образной рамой для создания дипольной диаграммы направленности. Кроссовер включает такие комплектующие, как резисторы Mundorf MResist Supreme, конденсаторы Mundorf MCap Evo SilverGold. Oil и MCap Evo Oil, катушки индуктивности Mundorf Hepta Strand и MCoil Air Core, а также полюсные терминалы WBT.

Заявленный диапазон частот в помещении составляет 25 Гц — 65 кГц, чувствительность — 87 дБ (2,83 В/1 м), номинальный импеданс — 4 Ом. Все усилители мощностью выше 30 Вт должны быть способны прокачать эти АС.


Первые звуковые впечатления


Хочу сразу подчеркнуть, что это не обычный стандартный обзор по итогам объемного и продолжительного критического прослушивания. Но мне удалось провести с этими могучими колонками время, достаточное для того, чтобы прогнать подборку из десяти любимых тестовых образцов и некоторых других музыкальных записей. Конечно, этого слишком мало для того, чтобы полностью осознать присущий звучанию характер или постепенно проникнуться его отличительными особенностями, что требуется для поиска наиболее точных терминов для описания звука — этот процесс часто занимает не дни, а недели. Кроме того, комната прослушивания была мне не знакома, поэтому я мог не заметить амплитудные аномалии из-за особенностей помещения или динамиков, если таковые имелись. К счастью, в этот раз у меня было преимущество: с колонками Penaudio я уже встречался — я сделал обзоры многих из них, включая такие флагманские модели, как Sinfonia и Sinfonietta. Поэтому мне не пришлось начинать с чистого листа, и я чувствовал себя вправе делать сравнительные суждения по поводу новых Karelia и предыдущих топовых моделей.

С самого начала было очевидно, что Karelia обладают огромными ресурсами для проигрывания практически любой музыки и делают это с минимальным уровнем компрессии или напряжения. Что и неудивительно — стоит только посмотреть на них со стороны. Слушатель полностью окунается во всеобъемлющее и ошеломляющее звуковое поле, не испытывая ощущения перегруженности. Огромный объем акустической энергии сочетается с непревзойденной легкостью формирования музыкального пространства. АС нет нужды рисоваться или выпендриваться; их звучание и без того более чем убедительно — без напряжения, без принуждения. Колонки делают то, что от них требуется, с огромным запасом по силе и динамике.

Красноречивым примером могут служить Боб Минцер и его биг-бэнд. Некоторым композициям альбома требуется много пространства, воздуха и открытости, чтобы их исполнение было приятным для слуха. Karelia не устают от саксофонов и тарелок, не возражают против грубоватых побочных тонов. Барабаны лупят четко, но не слишком мощно. Временами резковатость звучания ансамбля отчетливо чувствуется, но по большей части с ним обращаются цивилизованно и эффективно. По какой-то причине у меня сложилось впечатление, что внутри большой колонки играет АС меньшего размера. Не то чтобы меньшая из них не справилась бы со сложными пассажами самостоятельно; скорее всего, это было связано с тем, что НЧ-контур менее охотно включался в работу, когда для этого не было серьезной причины. Это повод для будущего исследования.
Заложенная в Karelia невероятная музыкальность была очевидной; но мне также показалось, что в тональном плане что-то изменилось по сравнению с предыдущими топовыми моделями — однако не так легко объяснить, что именно. Давние предпочтения Penaudio определенно остались неизменными — например, вокальная музыка подается в элегантной и доброжелательной манере. Мягкому голосу Джессики Пильнас присущи тонкость проработки и точность тембральной палитры, и только в миксе ее вокал самую малость казался избыточным (его «увеличение» не сделало звучание более захватывающим). На протяжении всей своей истории компания Penaudio неоднократно подчеркивала, что настраивает свои модели для расслабленных и непринужденных моментов жизни, создавая АС, которые приятно слушать, а не сухо анализировать составляющие звучания; это колонки, которые отлично сочетаются с хорошим вином и хорошей едой. Не знаю, как насчет еды, но вместо вина я бы рекомендовал к Karelia чистую и прозрачную натуральную воду из горного родника. Это творение Penaudio следует слушать в состоянии максимальной ясности ума.

Звуковой характер нельзя было назвать особенно мягким, округлым или ориентированным на басы. Поясню свою мысль чуть подробнее. Важно помнить о том, что предыдущие топовые модели Penaudio были настроены, причем совершенно осознанно, на определенный объем помещения для прослушивания, поэтому нижняя часть спектра была чрезмерно чувствительна к окружающей обстановке. Поместите большие Penaudio в комнату чуть меньшего размера, чем предполагалось, и басы легко выйдут из-под контроля. При создании Karelia от этого подхода, кажется, отказались — или, по крайней мере, он стал менее заметен. Мне практически не удавалось заставить Karelia и ее квазидипольный НЧ-динамик звучать гулко — по крайней мере, на моем ограниченном наборе тестовых композиций. Я не утверждаю, что Karelia неуязвимы к влиянию комнаты, но уверен в том, что у них меньше шансов раздуть и приподнять басы, чем в случае с предыдущими флагманами.

Приведу два примера. Трио Михаэля Вольны: от нижней до средней части НЧ-диапазона ноты были отменно согласованы со средними частотами, не маскируя их, не доминируя в помещении. Контрабас не бил подобно пушке, а играл строго по правилам. Порой мне хотелось, чтобы басы были немного более отчетливыми и чистыми; но пока средний диапазон Karelia сохранял решительность и открытость, без чрезмерной резкости или легковесности, все было в порядке.

Блюзовый гитарист Джонни Лэнг предлагает любителям (электрического) баса много разного материала — от расслабленных и медленных композиций до быстрых и плотных, с большим количеством «ловушек». Стратегия Karelia здесь заключалась в том, чтобы сформировать чуточку смягченное, но в основном правильное представление, позволяя немного убавить самый нижний бас, а средний и верхний его поддиапазоны сделать более убедительными. В других отношениях блюзовая игра Лэнга воссоздана превосходно — порой она подается энергично, порой напряженно, но никогда не кажется неприятной. Возможно, гитаре можно было бы уделить чуть больше внимания, но в фокусе колонок были главным образом вокальные партии Лэнга.

Иэн Бостридж поет арии Баха. Здесь мне показалось, что Karelia изо всех сил старались быть беспристрастными по отношению к этой трансцендентно прекрасной музыке, но не полностью преуспели в этом. Грань между нейтральностью и выразительностью очень тонка, и именно здесь АС Penaudio всегда проявляют свое искусство. Звучание было воздушным и просторным, как это часто бывает у колонок с открытым акустическим оформлением. Было заметно, что АС предпочитают не выдвигать на первый план голос тенора. Музыке в быстром темпе чуточку не хватало динамичности, однако качество в целом было высоким.

Колонки такого класса не могут делать все, что им вздумается; они должны понимать, что и когда уместно применить. Поэтому Karelia слегка приглушили драматизм и воодушевление вокальных опусов Николы Порпоры, сделав звучание очень уверенным и последовательным. Не время устраивать шоу; Karelia не свойственны патетика и провокационный настрой, но эти АС определенно способны вдохнуть в музыку дыхание жизни.

Еще один пример — фортепианные пьесы Яначека в исполнении Алена Планеса. Рояль в основном воспроизводится тонально точно, естественно и эффектно; Karelia держатся нейтральной позиции, стараясь не делать его подачу ни слишком сентиментальной, ни чрезмерно пышной. Они играют, как большие колонки, но не огромные, что представляется мне преимуществом. Габариты музыкальной сцены разумны, фокус уверенно располагается между АС.

Альбом Йо-Йо Ма с записью сольных произведений американских композиторов оказался одним из самых притягательных во время предварительного прослушивания. Превосходное исполнение было передано великолепно, тембры виолончели — совершенно точны. Karelia в очередной раз подчеркнули, что даже сольная виолончель требует от АС достаточного запаса энергии, чтобы отдать должное музыке и инструменту. И запись Йо-Йо Ма, и скрипичные сонаты Баха в исполнении Гленна Гульда и Хайме Ларедо продемонстрировали высший класс воспроизведения. Я ожидал чуть большей безупречности в ритмическом плане, но в целом все было убедительно. Музыка, звук и колонки идеально подошли друг к другу.

Объем производства
Penaudio Karelia будет невелик; если вы планируете приобрести систему подобного калибра и стоимости, не упустите свой шанс.
Новинки Обзоры продуктов
Made on
Tilda