Octave

Класс А с турбо-модулем. Обзор усилителя Octave V 70 Class A / image hifi

2021-04-13 14:00
Представив в 2019 году в модели Jubilee 300 B необычный несимметричный выходной каскад на триодах, компания Octave заявила о своем абсолютном превосходстве. Этот «мотор» благодаря специальной схеме соединения ламп выдает на колонки удивительные 30 Вт в классе А. Но Андреас Хофманн осознавал, что со своими моноблоками весом по 60 килограмм и стоимостью свыше 50 000 евро он оказался в ценовом диапазоне, выходящем за пределы финансовых возможностей многих клиентов фирмы Octave. А они ожидали получить мощный, стабильный и беспроблемный двухтактный ламповый усилитель, с которым смогут работать любые стандартные колонки. То есть задача состояла в том, чтобы совместить класс, А и двухтактную схему под одной крышкой корпуса и к тому же по приемлемой цене.

На выходе получился интегральник V 70 Class A, представляющий собой двухтактный усилитель с пентодной схемой, для которого была разработана оригинальная технология класса А. С помощью системы динамического управления смещением (Dynamic Bias Control) Хофманну удалось поднять границу диапазона регулирования и тем самым повысить ограниченную ее рамками мощность усилителей класса А. Динамическая настройка тока покоя не допускает, чтобы усилитель, работающий, например, с низкоомными колонками, слишком рано оказывался в типичном для класса А предельном диапазоне.


В результате этот интегрированный ламповый усилитель выдает 2×50 Вт RMS мощности вплоть до 70 Вт в пике, не покидая границ класса, А своих четырех выходных ламп. «Этот усилитель может и в классе, А обеспечивать необходимый пиковый ток и связанную с этим динамику», — подчеркивает Андреас Хофманн.

У Octave само собой разумеется, что у клиента не должно возникать ни малейших сомнений относительно изощренных технических подробностей, кроющихся за этим концептом. V 70 — саморегулирующееся ламповое устройство, которое благодаря своей схеме Auto Bias без каких-либо сложных измерений автоматически настраивается на используемые лампы. Контроль смещений посредством светофорной индикации зеленого, желтого, красного цветов служит лишь тому, чтобы обеспечить возможность в любое время определить корректность функционирования ламп. Если спустя годы какая-то из выходных КТ 120 действительно «испустит дух», то и здесь компания Octave заранее побеспокоилась о ее замене без каких-либо проблем.


Тщательно подобранные лампы не только пронумерованы по своим позициям от первой до четвертой, но и каждая из них дополнительно снабжена собственным кодом. С его помощью производитель может заменить любую лампу равноценной новой, которая в то же время будет точно согласована с тремя остальными. Наряду с этим, ограничение пускового тока 60-секундным «плавным стартом» и дополнительно предлагаемое подключение режима Есо позволяют продлить срок службы ламп. Если в течение 10 минут на вход не поступает музыкальный сигнал, они отключаются. Это также весьма полезно в случае, когда, например, после затянувшейся музыкальной сессии вечером кто-то забудет выключить устройство расположенным с левой стороны тумблером. Режим Есо не допускает ситуации, когда лампы всю ночь грелись бы без пользы.

Чтобы при таком уровне саморегуляции фрики ламп не сталкивались с непреодолимыми препятствиями для экспериментов с V 70 Class A, у устройства на задней панели предусмотрен переключатель Power Selector. Он позволяет выбирать выходную мощность: 50 Вт или 25 Вт. Положение HIGH предназначено для серийных ламп KT 120, с которыми без каких-либо проблем нагрузкой могут выступать классические многополосные колонки.

В положении LOW задействуются лампы типа KT 88 или 6550, позволяющие настраиваться с очень высокой эффективностью, например, на системы из пары АС и сабвуфера. «Но что касается обычных многополосных колонок, я не вижу ни одной причины для замены очень хороших и универсальных ламп КТ 120 какими-то другими», — говорит Андреас Хофманн. Усилитель V 70 Class A со своими серийными КТ 120 является, по его словам, именно тем, что нужно подавляющему большинству клиентов, так как он мощный, динамичный и не вызывает никаких проблем во время работы.

Под крышкой интегральника внизу слева можно увидеть сетевой трансформатор с вакуумной заделкой в стальном корпусе. В середине, рядом с клеммами для колонок, смонтирована в вертикальном положении плата блока питания для подвода энергии к выходным лампам. Если смотреть спереди, справа находится главная плата с четырьмя мощными лампами, в центре нее расположены электронный предохранитель и управляющая электроника. Контур предусилителя состоит из трех задающих ламп и вставлен в главную плату в виде модуля расширения. Чтобы пути прохождения сигнала были максимально короткими, на этой же плате размещены регулятор громкости и операционные усилители для Pre Out

Это подтвердило и подключение к Trenner & Friedl Parker 95. Для классических двухполосных напольных колонок усилитель V 70 предоставил неограниченные резервы мощности. Ручка регулировки громкости едва ли когда-нибудь была повернута далее положения часовой стрелки на девять часов. К тому же, ее уровень в любой момент с высокой точностью можно было откорректировать при помощи пульта дистанционного управления, причем без необходимости направлять этот удобно располагающийся в руке металлический блок с его двумя большими кнопками точно на само устройство.

Итак, динамика, динамика, динамика — вот на что претендует усилитель V 70 Class A. Конечно же, именно поэтому я в самом начале тестирования подверг его суровому испытанию необычайно динамичным музыкальным материалом, таким как Первая симфония Малера в исполнении Колумбийского симфонического оркестра под управлением Бруно Вальтера (CBS Classics 61 116, UK 1970, LP). В ее первой медленной части очень выразительно выступают на передний план отрывистые фразы духовых инструментов. И уже в первых строках обзора появляется замечание, которое, как кажется, неоднократно было повторено в ходе тестирования: «Инструментальные группы развернуты веером очень точно справа налево, а также спереди вглубь». Столь точная картина организации пространства является выдающейся особенностью интегрированного усилителя Octave. Это оказалось верным также и при проигрывании двух моих испытанных пластинок: «Петрушки» Игоря Стравинского — «Петрушка» в оригинальной версии от 1911 года (Chesky Records, CR42, US 1992, LP) и «Фантастической симфонии», опус 14, Гектора Берлиоза (Chesky Records, CR1, US 1986, LP).

Вверху: Тумблер для переключения режима Есо имеет три положения. В Eco on выходные лампы отключаются через десять минут при отсутствии за этот период музыкального сигнала. Как только он вновь появляется, усилитель включается в режиме плавного пуска. Справа от него находится вход Aux 2, который дополнительно может оснащаться платой ММ- или МС-фонокорректора. Слева: В самом верху слева видна секция входов. Они активируются сразу позади гнезд посредством реле. Чип за XLR-разъемами является «приемником» балансного сигнала. В середине находится высоковольтный блок питания с двумя реле для электронного предохранителя и ограничителя высоковольтного тока. Справа внизу, на сетевом трансформаторе, расположен еще один ограничитель пускового тока. Интегрированные усилители Octave имеют, как правило, двухступенчатое ограничение пускового тока. Первая ступень отвечает за сетевой ток включения, вторая – только за высоковольтное питание. Только так, по мнению разработчика, пусковые токи могут оптимально регулироваться, а неисправности надежно локализовываться или исключаться

Необыкновенно пластично записанные этим лейблом диски дали V 70 Class A желанную возможность козырнуть своими невероятными способностями по использованию пространства. Кроме того, здесь особенно выразительно проявляются как масштабные, так и тонкие перемены динамики. У Стравинского многократно обращали на себя внимание мощные литавры слева сзади. Барабан, расположенный, видимо, в этом же углу, сначала энергично врывался на сцену, а затем очень постепенно затихал вплоть до полного прекращения звучания. У Берлиоза литавры явственно отображали далекое громыхание грозы.

Реле и составные части высоковольтного выпрямителя и токоограничителя. Анодное напряжение генерируется здесь двумя отдельными источниками при их последовательном подключении

Катодные резисторы и электролитические конденсаторы, которые, как обычно, подключены параллельно сопротивлениям (схема класса А с автоматической настройкой тока покоя). В отличие от стандартной схемотехники здесь применены очень большие конденсаторы емкостью 15 000 мкФ. Резисторы имеют допуск 1% и обладают высокой устойчивостью по нагрузке

Особое воздействие на слух оказывали также нарастающие и затем вновь затухающие голоса скрипок, «в воздухе» — или здесь, наверное, было бы лучше сказать «в стиле Class A» — над смычковыми витали нежные звуки арфы, которые затем переходили в бодрый ритм танца. Присутствовали также речной поток и движение в музыке, и здесь была динамика, создававшая впечатление, будто отдельные масштабные события растворяются в нюансах, демонстрировавших отменную микродинамику.

Своими Super Black Box (слева) и Black Box компания Octave предлагает две превосходные возможности расширения для встроенного сетевого блока питания, который уже изначально оснащен очень эффективным трансформатором. Два набора электролитических конденсаторов добавляют дополнительные эффективные емкости 1 410 мкФ или 4 500 мкФ. Для обеспечения высокой диэлектрической прочности в 700 В электролитические конденсаторы должны подключаться последовательно. Это означает, что для эффективной емкости в 4 500 мкФ блоку Super Black Box требуются последовательно присоединенные 2 х 9 000 мкФ

Кстати, о последней. В этом месте настало время поговорить о «турбировании» Octave V 70 Class A. Речь идет об опционных блоках Black Box и Super Black Box. Они не снимают потребности во встроенном источнике питания интегрированного усилителя, но поднимают его рабочие характеристики на новый уровень. То есть при дооборудовании устройства одним из двух внешних блоков из его собственного не нужно ничего «выбрасывать», как это нередко бывает в случаях с аппаратами, у которых встроенный источник питания может в последующем быть заменен на более эффективный. «Сетевой трансформатор усилителя V 70 Class A обладает таким огромным запасом мощности, что он отвечает самым высоким требованиям», — говорит Хофманн и при этом обращает внимание на свою рассчитанную на длительную перспективу стратегию развития. «У нас вы не увидите такого, чтобы уже спустя два-три года на рынке появлялась новая MkII-версия какого-либо устройства. Любую новую разработку я продвигаю до тех пор, пока она, по моему мнению, совершенна и может включаться в производственную программу».
Опционные блоки Black Box и Super Black Box базируются на схемах с электролитическими конденсаторами, улучшающими подачу энергии от блока питания усилителя на выходной каскад. «Блок питания стабилизируется в отношении сетевых колебаний, низкочастотные сбои в сети подавляются, и повышается импульсная мощность», — говорит разработчик аппарата. «Благодаря этому к интегрированному усилителю могут подсоединяться колонки с сопротивлением около 2 Ом. «Цена Black Box вполне умеренная, у Super Black Box она существенно поднимается, в связи с чем у заинтересованного человека возникает вопрос, а что же он, собственно, получает за свои деньги. Ответ: разное, но в любом случае интересное. В ходе теста отличия между тремя режимами работы — V 70 «соло», с Black Box или с Super Black Box — можно было в любой момент услышать и понять. Конечно, следует подчеркнуть, что похвальные слова об обоих «турбо-инструментах» нисколько не девальвируют интегральник Octave при его работе в режиме «как есть». Усилитель V 70 Class, А является и при полностью самостоятельной работе весьма совершенным устройством с убедительными характеристиками звучания. При заявленной стоимости он заслуживает без всяких «если» оценки «достойная цена». Это класс, А с замечательной синхронизацией и детализованным стремительным напором, благодаря которому музыка непрерывно и целенаправленно устремляется вперед, не вызывая при этом внутреннего беспокойства или нервозности.

Ну, а что же делают Black Box и Super Black Box дополнительно? С чисто технической точки зрения, в Black Box встроен набор дополнительных конденсаторов с эффективной емкостью 1 410 мкФ, а в Super Black Box — 4 500 мкФ. «Но набор электролитических конденсаторов характеризуется диэлектрической прочностью в 700 В. Ввиду этого они должны подключаться последовательно, что, к сожалению, снижает эффективную емкость», — поясняет Хофманн. Чтобы добиться эффективной емкости в 4 500 мкФ у Super Black Box, потребовалось последовательное подключение 2×9 000 мкФ. «Но преимуществом является абсолютная устойчивость к скачкам напряжения, которые, как правило, и становятся основной причиной выхода из строя электролитических конденсаторов». Иными словами: в отношении как Black Box, так и Super Black Box фирма Octave делает ставку на надежность устройства в ходе длительной эксплуатации.

Забавы ради сначала блок Super Black Box был присоединен к многоамперному вводу усилителя. При прослушивании первой пластинки, проигранной на Kuzma Reference с Burmester MC 1, это дало значительное повышение стабильности работы сети. «Музыка теперь создает впечатление, будто она была раскатана, как большой бархатный ковер», — говорится немного цветисто в обзорах по результатам прослушивания. При переводе на технический язык это означает явное отсутствие любых артефактов или сетевых помех, что можно объяснить лишь тем, что Super Black Box превосходно защищает V 70 от непредсказуемого поведения сетевого тока. Такой вывод можно было сделать также и на том основании, что это положительное влияние оказывалось максимально высоким в полуденные часы, когда напряжение в розетках моей квартиры бывало каким угодно, кроме стабильного. При исполнении под управлением Бруно Вальтера симфонии Малера можно было почувствовать нарастание энергии, как будто музыканты прилагали больше усилий, когда водили смычками по струнам своих инструментов. Эту тему повышением энергичности своего звучания внесли в помещение для прослушивания и виолончели. Литаврам, которые V 70 и в «сольной» работе воспроизводил всегда с очень хорошей локализацией, динамично и с отличной атакой, блок Super Black Box придал чуточку больше объема и весомости. При прослушивании «Фантастической симфонии» отмечалось особенное спокойствие в поведении сети, которое дополнительные конденсаторы привнесли в звуковую сцену. «В блоке Super Black Box мы уже очень близки к созданию комбинации из аккумулятора и блока питания», — считает Андреас Хофманн. Возможно, именно поэтому, полагает он, большинство клиентов делают свой выбор в пользу Super Black Box.

Интегрированный усилитель V 70 Class A располагает полностью укомплектованной панелью соединений. Вверху слева находятся переключатель режима Есо и вход Aux 2, к которому за дополнительную плату может быть подключена плата ММ- или МС-фонокорректора. Ниже расположены другие RCA-входы, а также выход на запись Rec Out, вход Bypass для домашнего кинотеатра и выход с предусилителя Pre Out. К XLR-разъемам можно подсоединить источник с балансным выходом. Внизу справа рядом с клеммами для колонок находится многоамперный штекерный разъем для блоков Black Box или Super Black Box

Означает ли это, что значительно более доступный Black Box покидает гонку? «Я ни в коем случае так бы не считал», — продолжает Хофманн. Ведь и эта опция показала в ходе тестирования свои привлекательные свойства. Ясно, что спокойной работы Super Black Box, характерной для питания от аккумулятора, невозможно ожидать от его уменьшенной версии. Но Black Box смог продемонстрировать удивительные способности к тонкой передаче динамики. Это проявилось, например, при проигрывании In A Silent Way Майлза Дэвиса (CBS 63 630, EU 1969, LP). Множество раз слушал я эту навязчивую мелодию для расслабления после длинного дня. И все же эта пластинка с оборудованием соответствующего класса постоянно готова преподнести небольшие сюрпризы. Когда Black Box был подключен к V 70, слух улавливал мельчайшие микродинамические акценты — филигранные точки звуковых сигналов и акустические изюминки, например, в случае хай-хэта, ударного инструмента Тони Уильямса, или органа Джо Завинула.

Точно то же наблюдалось и при прослушивании Belafonte Returns To Carnegie Hall (RTI Record Technology, Test Pressing, LSO 6007, USA 1996, 2-LP). Например, во вступительных словах Мириам Макебы к песне Cluck Song певица в шутку рассказывает, что белые не смогли выговорить этот «Cluck» и поэтому назвали песню «Click-Song». Тут по публике прошел такой же веселый шепот. Нюанс, который был представлен Black Box в очень выгодном свете и очень сильно способствовал созданию чрезвычайно плотной атмосферы, преобладавшей на этом необычном концерте в «Карнеги-холле». Когда Белафонте в своем предисловии к композиции One More Dance поясняет, что речь идет всего лишь о песне, и что его жене не надо ни о чем беспокоиться, это вызвало у Мириам Макебы взрыв смеха, четко и эмоционально прозвучавший со сцены.

По итогу такого опыта прослушивания можно сказать, что с помощью Black Box тонкие динамичные нюансы, которые обычно находятся на пределе или ниже возможностей восприятия, поднимаются выше этого порога и расставляют именно те акценты, которые и создают эмоциональность музыки. То, что Super Black Box добавляет к этому еще кое-что, не должно удивлять. Так, например, этот «Cluck», как его произносит Мириам Макеба, звучит из колонок с еще большим акцентированием и одновременно без воспринимаемого слухом предшествующего и последующего резонирования. Но это не должно вызывать у гордого владельца усилителя V 70 Class A появления на лбу морщин, свидетельствующих о его озабоченности, если он в первом и втором шаге решится на то, чтобы сначала дать интегральнику поработать «соло», а затем подключить к нему Black Box. Каждый из вариантов имеет свое собственное право на существование и свое очарование.

В лице V 70 Class A Андреасу Хофманну удалось создать компонент, который благодаря своему уникальному концепту, своей повышенной энерговооруженности и своему соотношению цена/мощность отделяет зерна от плевел на огромном рынке ламповых усилителей. Эта модель технически совершенна, она предлагает невероятную выходную мощность в классе, А и при наличии финансовых средств может при желании в любое время быть дооборудована так, что при этом ни одна часть устройства не окажется лишней. Оба «энерджайзера» Black Box и Super Black Box предлагают поклонникам Hi-Fi всегда желанную опцию, позволяющую одним прекрасным днем добавить этой музыкальной машине дополнительную изюминку. Но и при «сольной» работе усилитель V 70 Class A убедителен в своем высокоразвитом чувстве «музыкального пространственного планирования» и в привносимой им в музыку «силе движения», спонтанно вызывающей покачивание ноги в такт исполняемой композиции. Этот Octave — универсал, на долгие годы полностью готовый к повседневной эксплуатации и обеспечивающий звучание, которого ему не придется стыдиться. В своем ценовом диапазоне, в любом случае, и уж тем более с учетом его потрясающей способности к расширению своих возможностей.

Интегрированный усилитель Octave V 70 Class A
Принцип работы: ламповый интегрированный усилитель, работающий в классе А, двухтактная пентодная схема с динамическим управлением смещением
Входы: 5 x линейных RCA, 1 x Bypass RCA, 1 x линейный XLR, опционально 1 x плата MM- или MC-фонокорректора
Выходы: 1 x Rec Out RCA, 1 x Pre-Out регулируемый RCA, 1 x LS
Выходная мощность: 50 Вт (с переключением показателя мощности и серийными выходными лампами 4 x KT 120), 2×50 Вт RMS, 2×70 Вт в пике на 4 Ом с Su­per Black Box; 25 Вт (с переключением показателя мощности и лампами KT88 или 6550), 2×15 Вт в классе A, 2×25 Вт музыкальной мощности
Частотный диапазон: 20 Гц — 70 кГц (50 Вт, -1/-3 дБ)
КНИ: < 0,1% (10 Вт на 4 Ом)
Соотношение сигнал/шум: -100 дБ (50 Вт)
Оптимальное сопротивление нагрузки: 4−16 Ом
Демпфинг-фактор: 5 при нагрузке 8 Ом
Особенности: электронный контроль уровня мощности, режим Есо, схема Bypass для домашнего кинотеатра, регулируемый выход с предусилителя, дополнительно плата MM- или MC-фонокорректора
Потребляемая мощность: 20 Вт в режиме Есо, 190 Вт при нормальном режиме, 500 Вт при полной нагрузке
Расширение: Black Box с дополнительной эффективной емкостью 1 410 мкФ; Super Black Box с дополнительной эффективной емкостью 4 500 мкФ, последовательная схема фильтрующих конденсаторов с диэлектрической прочностью 700 В, за дополнительную цену плата MM- или MC-фонокорректора
Аксессуары: сетевой кабель, инфракрасный пульт ДУ, гаечный ключ для снятия защитной крышки
Габариты: (Ш/В/Г): 45,1/17,4/40,5 см
Оборудование, задействованное в тесте
Привод: Kuzma Stabi Reference
Тонарм: Kuzma Stogi Refe­rence
Звукосниматель: Burmester B MC 1, Benz Micro Ruby open air, Benz LP, Benz L2 Wood, Ortofon Cadenza Red, Dynavector XV- 1S, Dynavector Te Kaitora Rua
CD-проигрыватель: Theta Data Basic (Philips CDM 9 Pro)
ЦАП: Theta DSPro поколение III
Форматы Hi-Res: McBook Pro с программным плеером Amarra
Фонокаскад: Jeff Rowland Cadence
Предусилитель: Jeff Rowland Synergy II
Оконечный усилитель: Jeff Rowland модель 12
Колонки: Trenner & Friedl Parker 95 (обновленная версия с бериллиевым твитером 2017 г.)
Кабели: Cardas Golden Reference, Cardas Neutral Reference, Cardas Clear (фоно и линия), Brodmann Acoustics, Audiodata LS CU4 (колонки)
Аксессуары: bFly-audio PowerBase, Clearaudio Vinyl Harmonicer, Millennium Carbon LP Matte, Dereneville Magic Mat, SID Analog (Sound improvement disc «A»), SIC (Sound improvement coupler), Clearlight Audio RDC-Kegel, Audioplan Sicomin Antispikes SIAS, демпфер ART, соединение для сети и сетевой кабель.

Подготовлено по материалам издания «image hifi» www.image-hifi.com