Новости

Интегральный усилитель Octave V70 Class A / журнал SalonAV

МАСТЕР-КЛАСС

Самые горячие споры среди сторонников лампового усиления вызывает вопрос, в каком классе должны работать выходные каскады. В однотактных схемах это всегда класс «А» с коротким шлейфом гармоник, но и с чрезвычайно низкой эффективностью — порядка 15 — 20%. Такие усилители приятно звучат, но требуют высокочувствительную акустику, поэтому массового распространения не получили. Для современных АС лучше всего подходят мощные двухтактные оконечники, работающие в «АВ», но по характеру звучания они уступают однотактникам. Конечно, можно и их перевести в «А», но в наше время это неприемлемо из-за расточительно высокого энергопотребления.
Поскольку система автоматически регулирует смещение, ручная балансировка каскадов не предусмотрена.
Но Андреас Хофманн, основатель и главный конструктор Octave, нашёл способ объединить преимущества обоих классов усиления. В интегральнике V70 Class A используется система динамического управления током выходных ламп. Разработанная Хофманном схема регулирует смещение на сетках в зависимости от амплитуды входного сигнала — чем она выше, тем больше анодный ток и тем ближе режим каскада к классу «А». При выходных пентодах КТ120 такая хитрость позволила получить номинальную выходную мощность 2×50 Вт и 2×70 Вт в пике. Поскольку система автоматически регулирует смещение, ручная балансировка каскадов не предусмотрена. На лицевой панели оставлена лишь светодиодная индикация режима каждой выходной лампы. Примерно через пять минут после включения огоньки меняют цвет с жёлтого на зелёный, и усилитель готов к работе.
Помимо КТ120, в V70 Class A можно установить и другие лампы — КТ150, КТ88 и 6550. При использовании двух последних типов переключатель Power Select на задней панели нужно перевести из положения HIGH в LOW, никаких других регулировок не потребуется.
Принято говорить, что сердце лампового усилителя — выходные трансформаторы. И это правда, поскольку от их качества зависит и диапазон рабочих частот, уровень искажений и потерь. Андреас Хофманн разработал собственную схему намотки на сердечниках особого качества, которые поставляются из Швейцарии. В результате удалось расширить полосу пропускания до 70 кГц при полной мощности и снизить индуктивность рассеяния. Отводов для низкоомной нагрузки нет, благодаря особой схеме обратной связи, разработанной Хофманном, усилитель нормально работает с акустикой сопротивлением 4 — 16 Ом.
Отводов для низкоомной нагрузки нет, благодаря особой схеме обратной связи, разработанной Хофманном, усилитель нормально работает с акустикой сопротивлением 4 — 16 Ом.
Предварительное усиление осуществляется двойными триодами: ЕСС83 на входе и пара ЕСС81 в фазоинверторе и драйвере.
Входная коммутация предусматривает подключение пяти линейных небалансных источников и одного балансного. Имеется вход Bypass для включения усилителя в систему домашнего кино. Ещё один вход Phono — резервный, плата ММ/МС фонокорректора встраивается в усилитель за дополнительную плату. Предусмотрен регулируемый линейный стереовыход, который может пригодиться для построения системы с активным сабвуфером.
Ещё одна опция — возможность подключения выносного блока Black Box с набором дополнительных фильтрующих конденсаторов. Это реально полезное устройство, заметно повышающее энерговооружённость и, соответственно, динамические способности усилителя. Именно с ним мы и слушали V70 Class A.
В схеме питания предусмотрен мягкий старт для плавной подачи высокого напряжения — это продлевает срок службы ламп. «Умная» система защиты предотвращает неприятности при сильных помехах и бросках напряжения в сети переменного тока.
Традиционно для Octave качество изготовления усилителя чрезвычайно высокое. Стальное шасси прочное, качество покраски безукоризненное. Масса солидная, 23 килограмма.
Источник в нашей системе был цифровой — двухблочный сетевой проигрыватель Merging + NADAC PL8 + PWR, а в качестве тестового материала мы использовали HD-файлы с локального сервера. Акустика — напольные 3,5-полосные ELAC FS 507 VX-JET. Системы с непростыми кроссоверами и сдвоенным басовым звеном, т. е. для лампового усилителя нагрузка серьёзная.
Ставил несколько боевых треков Yello, системы буквально выстреливали мощный электронный саунд с инфранизкими субтонами.
Но все опасения оказались напрасными — V70 Class A с подключенным «энерджайзером» Black Box выдал такую динамику, что приходилось лишь удивляться. Колонки легко прокачивали комнату площадью более 100 метров без каких-либо признаков искажений. Не ощущалось ни окраски в верхней середине, ни сухости на «атмосферных» обертонах. Специально ставил несколько боевых треков Yello, системы буквально выстреливали мощный электронный саунд с инфранизкими субтонами. Ленточные же твитеры JET выдавали очень чистый, прозрачный верх с колоссальной детальностью. Так что запас мощности усилителя внушительный, перегрузить его в обычных условиях очень непросто.
Звучание у него сочное, напористое, с быстрой атакой в низкочастотной области. Красиво звучит и симфоническая музыка — оркестровые tutti внушительны по динамике, у инструментов богатые тембры, общая картина цельная, с впечатляющим масштабом. Подача в целом очень убедительная, саунд плотный, энергичный и я бы даже сказал аристократичный — в нём нет ни крикливости, ни искусственной яркости, ни стремления расставить собственные акценты. В звучании нет ни отстранённости, ни формализма, ни попыток игнорирования тонких музыкальных нюансов.
Сцена получалась широкая, с телесными виртуальными образами. Перспектива в глубину выражалась достаточно явно: на хороших записях инструменты на заднем и промежуточных планах выстраивались друг за другом.
И что подумалось: вслепую на слух определить, что за усилитель в данный момент играет, было бы очень сложно.
И что подумалось: вслепую на слух определить, что за усилитель в данный момент играет, было бы очень сложно. Столь боевая динамика присуща скорее транзисторным оконечникам, а вот подача среднего и верхнего диапазонов типично ламповая — с колоссальной, но не утомляющей нюансировкой. Обычно от высокой контрастности быстро устаёшь, а с V70 Class A слышишь всё, и при этом совершенно не напрягаешься.
Конечно, в данном случае мы имеем дело не с чистым классом «А», а с тем, что принято называть «экономичный класс А», иначе о такой энергетике можно было бы только мечтать. Тем не менее, по характеру звучания Octave V70 Class A намного больше соответствует аудиофильским канонам, чем большинство АВ-усилителей подобного класса. И для «архаичной» ламповой схемотехники это можно считать серьёзным шагом вперёд.

СИСТЕМА

  • Сетевой стример Merging NADAC
  • Акустические системы ELAC FS 507 VX-JET
  • Кабели:
  • межблочные Analysis-Plus Solo Crystal Oval RCA
  • акустические Analysis-Plus Oval 9
Octave V70 Class A
Производитель: Octave Audio (Германия)
Тип усилителя: двухтактный, класса, А || Выходная мощность: 2×50 Вт (4 Ом), пиковая: 2×70 Вт (4 Ом) || Диапазон частот: 20 Гц — 70 кГц (50 Вт) || Номинальная чувствительность: 300 мВ || Входное сопротивление: 50 кОм (RCA), 25 кОм (XLR) || Отношение сигнал/шум: -100 дБ || Переходное затухание: между каналами 55 дБ, между входами 105 дБ || Уровень искажений: 0,1% (10 Вт, 4 Ома) || Общее усиление: 35 дБ || Демпфинг-фактор: 5 (8 Ом) || Входы: XLR, 5 x RCA, bypass RCA || Выходы: Pre Out, Tape Reс || Отделка: чёрна, серебристая || Максимальная потребляемая мощность: 500 ВА || Габариты (Ш х В х Г): 451×175×405 мм || Масса: 23 кг
Octave Black Box
Габариты (Ш х В х Г): 178×98×300 мм || Масса: 3,1 кг

Подготовлено по материалам портала «Салон AudioVideo», ноябрь 2020 г. www.salonav.com

Обзоры продуктов
Made on
Tilda