ELAC

Колонки ELAC BS 312. Обзор hifiplus.com

2023-05-30 10:54
Как гласит старинная пословица, бочку в#nbsp;наперсток не#nbsp;перельешь. Или, говоря словами мистера Скотта из#nbsp;фильма «Звездный путь»: «Но#nbsp;я#nbsp;же не#nbsp;могу изменить законы физики, капитан!» А#nbsp;вот компания ELAC своей серией 300 выражает несогласие с#nbsp;этим безапелляционным утверждением. Похоже, что ей#nbsp;удалось сотворить невозможное и#nbsp;извлечь полноценные басы из#nbsp;крошечных корпусов колонок#nbsp;— таких, как#nbsp;BS 312.
На#nbsp;первый взгляд, у#nbsp;BS 312 много общего с#nbsp;другими моделями ELAC, тем более что фирма уже давно пропагандирует идею маленьких#nbsp;АС с#nbsp;неожиданно масштабным звучанием. На#nbsp;этот раз она соединила твитер JET 5#nbsp;— свою версию преобразователя воздушного потока#nbsp;— со#nbsp;115-миллиметровым СЧ/НЧ-динамиком с#nbsp;диффузором AS-XR, также собственного производства. Располагающие тыловым портом фазоинвертора и#nbsp;одной парой клемм#nbsp;АС с#nbsp;миниатюрными корпусами из#nbsp;экструдированного алюминия будут лучше всего играть, будучи установленными на#nbsp;специальные стойки, разработанные для#nbsp;некоторых колонок ELAC. Они небольшие и#nbsp;на#nbsp;удивление увесистые, а#nbsp;качество их#nbsp;конструкции практически безупречно. Но#nbsp;на#nbsp;первый взгляд, ни#nbsp;одна из#nbsp;этих составляющих не#nbsp;предвещает выдающихся талантов#nbsp;BS 312.
Однако присмотримся повнимательнее. Рабочим элементом ленточного твитера JET 5 является сложенная гармошкой лента, которую приводит в#nbsp;движение ряд неодимовых стержневых магнитов. Для#nbsp;изготовления такой детали необходим высокоточный процесс, выполняемый специалистами высокой квалификации: стоит сместить одну из#nbsp;складок на#nbsp;долю миллиметра#nbsp;— и#nbsp;твитер становится практически бесполезным. Эта процедура требует твердой руки, острого глаза и#nbsp;бесконечного терпения; впрочем, ее#nbsp;выполнению помогают промышленные роботы. В#nbsp;результате удается обеспечить эффективность, мощность и#nbsp;вынос частоты слома базового колебательного режима далеко за#nbsp;пределы рабочего диапазона динамика (около 50 кГц)#nbsp;— триединый залог высокого качества ВЧ-излучателя. Вариаций на#nbsp;тему устройства, предложенного Оскаром Хейлом, относительно немного: подобные конструкции применяют компании Adam, Audiovector, Burmester, Mark & Daniel, а#nbsp;также новички в#nbsp;этой области#nbsp;— MartinLogan и#nbsp;Yacht Audio; заметим по#nbsp;секрету, что некоторые из#nbsp;них покупают твитеры JET 3 у#nbsp;ELAC.
Под ВЧ-динамиком располагается 115-миллиметровый мидвуфер с#nbsp;диффузором типа AS-XR, разработанный специально для#nbsp;BS 312. При изготовлении этой мембраны с#nbsp;затейливой конструкцией типа «сэндвич» внешний алюминиевый слой приклеивается к#nbsp;бумажному конусу, образуя рельефную поверхность в#nbsp;виде характерной картины из#nbsp;треугольников, напоминающей огранку бриллианта. Такая структура повышает жесткость вогнутого купола, что приводит к#nbsp;снижению резонансов и#nbsp;окраски звука.
Я#nbsp;видел, как этот динамик на#nbsp;испытательном стенде звучал с#nbsp;невероятно высокой громкостью#nbsp;— такой, которая не#nbsp;просто привела#nbsp;бы к#nbsp;слому обычного диффузора НЧ-динамика, а#nbsp;разнесла#nbsp;бы его в#nbsp;клочья#nbsp;— притом без малейшего признака утомления. Способность взять рекордный вес, как будто это последняя попытка в#nbsp;жизни,#nbsp;— вот что позволяет этим#nbsp;АС претендовать на#nbsp;победу в#nbsp;состязании с#nbsp;колонками, пятикратно превосходящими их#nbsp;по#nbsp;размерам.
Разделительный фильтр выполнен на#nbsp;двух небольших печатных платах, расположенных в#nbsp;задней части колонки, прямо за#nbsp;клеммной колодкой для#nbsp;однокабельного подключения. Частота раздела полос приходится довольно высокую отметку в#nbsp;3,2 кГц#nbsp;— иначе говоря, на#nbsp;верхнюю границу области максимальной чувствительности человеческого слуха; а#nbsp;сам кроссовер оснащен катушками индуктивности с#nbsp;воздушным сердечником и#nbsp;высококачественными конденсаторами с#nbsp;логотипом ELAC. Даже внутренняя проводка выглядит более качественной, чем в#nbsp;среднем в#nbsp;этом сегменте.
Стойки можно считать практически неотъемлемой частью данных колонок. Они подходят к#nbsp;нескольким моделям ELAC (купив их, вы#nbsp;получите несколько упаковок и#nbsp;пару верхних плит). Из#nbsp;верхней панели этого аксессуара для#nbsp;АС выступают три острых шипа из#nbsp;нержавеющей стали, на#nbsp;которые насаживается пластина с#nbsp;отверстиями, прикрепленная к#nbsp;нижней стороне#nbsp;BS 312. Эта конструкция гораздо устойчивее, чем кажется (хотя мысль о#nbsp;том, что 7,5 килограммов балансируют на#nbsp;длинных направленных вверх шипах, вызывает тревогу, колонки сидят на#nbsp;них по-настоящему прочно), и#nbsp;работает на#nbsp;удивление эффективно. Таким способом, пластина, прикрученная к#nbsp;BS 312, по-видимому, понижает центр тяжести#nbsp;АС и#nbsp;уменьшает уровень вибрации, а#nbsp;все прочие детали отделены от#nbsp;всех остальных.
Этим колонкам равно необходимы и#nbsp;качество, и#nbsp;количество. Им#nbsp;требуется усилитель с#nbsp;очень чистой подачей, особенно в#nbsp;области средних и#nbsp;высоких частот, а#nbsp;также высокой мощностью. Компания ELAC является дистрибьютором усилителей Primare в#nbsp;Германии, которые отлично подходят к#nbsp;ее#nbsp;АС#nbsp;— также как и#nbsp;Norma REVO IPA-140, протестированный в#nbsp;прошлом выпуске HiFiPlus и#nbsp;импортируемый британской торговой фирмой. Мне понравились также результаты подключения данной модели к#nbsp;усилителю Devialet 170, хотя характер этой комбинации оказался достаточно прямолинейным и#nbsp;слишком явно подчеркивал сухость, присущую в#nbsp;некоторой степени#nbsp;АС ELAC. Тем не#nbsp;менее, BS#nbsp;312 необходимы именно такие уровни мощности и#nbsp;четкости усилителя; обеспечив их, вы#nbsp;всегда будете довольны звучанием.
Кроме того, им#nbsp;требуется особая тщательность при установке. Это точный инструмент для#nbsp;прослушивания, и#nbsp;его позиционирование должно быть не#nbsp;менее аккуратным. Выравнивание по#nbsp;уровню предполагается по#nbsp;умолчанию (высокие, направленные вверх шипы позволяют без труда обеспечить горизонтальное положение колонки), однако правильное размещение в#nbsp;комнате также жизненно важно. Сочетание «голосовой коррекции» (при которой вы#nbsp;определяете идеальную первоначальную конфигурацию АС, громко разговаривая и#nbsp;вслушиваясь в#nbsp;изменения голоса в#nbsp;зависимости от#nbsp;расстояния от#nbsp;стен) и#nbsp;небольшого разворота внутрь в#nbsp;ходе точной настройки сработало на#nbsp;пятерку. Хотя колонки никоим образом не#nbsp;являются направленными (они представляют собой почти точечный источник), стереопанорама значительно улучшается, если повернуть их#nbsp;примерно на#nbsp;20° от#nbsp;акустической оси. Наконец, их#nbsp;нужно отодвинуть достаточно далеко от#nbsp;стен, что необычно для#nbsp;столь компактных конструкций, которым, как правило, требуется подкачка#nbsp;НЧ с#nbsp;помощью задней стены.
По#nbsp;сути, это две#nbsp;АС в#nbsp;одной. BS#nbsp;312 можно установить в#nbsp;достаточно большом помещении, получив изрядный «вау-фактор»#nbsp;— ваши друзья будут поражены тем, источник какого масштабного звука скрывается в#nbsp;паре таких маленьких коробочек. Они способны заполнить им#nbsp;почти любую комнату, независимо от#nbsp;ее#nbsp;площади. Однако не#nbsp;хуже они проявляют себя в#nbsp;небольших помещениях, где их#nbsp;миниатюрные габариты дают очевидное преимущество.
Если говорить о#nbsp;больших пространствах, сильный звук из#nbsp;маленьких#nbsp;АС всегда оказывается неожиданностью; но#nbsp;эта модель еще меньше, чем множество других, а#nbsp;ее#nbsp;звучание еще мощнее, чем у#nbsp;многих конкурентов. Не#nbsp;менее поразительна и#nbsp;глубина#nbsp;НЧ. По#nbsp;правде говоря, даже такие глубокие басы не#nbsp;доведут владельцев напольников до#nbsp;апоплексического удара, и#nbsp;BS 312 не#nbsp;станут оптимальным вариантом для#nbsp;любителей стиля даб#nbsp;— но#nbsp;нижняя часть НЧ-диапазона намного шире, глубже и#nbsp;насыщеннее, чем кажется теоретически возможным при столь компактной конструкции и#nbsp;притом в#nbsp;относительно больших помещениях.
Впрочем, объем#nbsp;НЧ не#nbsp;отвлекает внимания от#nbsp;прочих талантов#nbsp;АС ELAC. Качество воспроизведения низов превосходное; прослушивая классическую версию виолончельного концерта Элгара с#nbsp;солирующей Жаклин Дю#nbsp;Пре (EMI SACD), я#nbsp;ощутил размашистость ее#nbsp;инструмента и#nbsp;мощь оркестра. Кроме того, АС#nbsp;играют очень громко; не#nbsp;просто «очень громко для#nbsp;маленьких колонок», а#nbsp;именно так с#nbsp;любой точки зрения, при этом без заметных провалов или тональных сдвигов, если только регулятор не#nbsp;вывернут почти до#nbsp;упора вправо.
Еще один ключевой аспект звучания#nbsp;BS 312#nbsp;— это скорость. Они чертовски быстрые. Чтобы не#nbsp;путаться в#nbsp;определениях, подчеркну, что «чертовски быстрые» означает «обладающие отменной реакцией при воспроизведении пиковых сигналов», а#nbsp;не#nbsp;«пронзительные верха способны содрать краску с#nbsp;мебели». На#nbsp;самом деле, это чрезвычайно тонально сбалансированные колонки, а#nbsp;твитер JET 5 отличается особой гладкостью создаваемых#nbsp;ВЧ. Каждый звук подается точно и#nbsp;честно. Явственней всего это проявилось в#nbsp;композициях Teardrop группы Massive Attack и#nbsp;особенно Where is#nbsp;my#nbsp;Mind от#nbsp;Pixies, которые могут звучать либо динамично, либо визгливо; в#nbsp;исполнении#nbsp;BS 312 именно первое свойство было представлено в#nbsp;избытке.
Надо сказать, что в#nbsp;маленькой комнате колонки чувствуют себя более комфортно. Их#nbsp;габариты хорошо вписываются в#nbsp;геометрию пространства, а#nbsp;подход к#nbsp;формированию#nbsp;НЧ позволяет получить по-настоящему высококлассный звук. В#nbsp;небольшом помещении они расцветают; как#nbsp;бы ни#nbsp;были они хороши в#nbsp;огромных залах, именно в#nbsp;ограниченном объеме они играют идеально сбалансированно. В#nbsp;этих условиях мощь звучания становится менее важной (хотя по-прежнему впечатляет), а#nbsp;на#nbsp;первый план выходят масштабность и#nbsp;текстурность. Как раз в#nbsp;такой обстановке эти ELAC являют тот самый фокус с#nbsp;исчезновением, о#nbsp;котором так часто говорят, но#nbsp;его так редко доводится испытать на#nbsp;себе. Им#nbsp;присуща чарующая непосредственность, на#nbsp;ней и#nbsp;основывается их#nbsp;талант создавать поистине удивительный звук; и#nbsp;к#nbsp;моменту, когда ощущение «не#nbsp;могу поверить, что они на#nbsp;такое способны» начинает сглаживаться, в#nbsp;вашем распоряжении остается целая коллекция дисков для#nbsp;прослушивания.
Большие колонки привлекают своей непринужденной энергичностью, однако крошечные#nbsp;BS 312 доказывают, что талантливому Давиду под силу сокрушить Голиафа. Истинная сила моделей ELAC#nbsp;— это сочетание прозрачности и#nbsp;глубокого понимания музыки, и#nbsp;вам придется переслушать множество записей, потому что все ваши альбомы зазвучат по-новому. Настоятельно рекомендуем.

Технические характеристики

Автор: Алан Серком

Обзоры продуктов