ELAC

Тест напольных активных колонок ELAC Navis ARF51: универсальность по всем правилам / Stereo.ru

Созданная практически «с нуля», серия Navis призвана сберечь время и силы истинных поклонников хорошего звука, не желающих утруждать себя подбором идеального усилителя и расстановкой компонентов. Особенности конструкции могут понравиться и сторонникам аналогового звука, и техно-гикам, и приверженцам беспроводного подключения.
Линейка Navis готова заключить в широкие маркетинговые объятия пользователей с самыми разными запросами и собственным видением оптимальной системы. Тонкий изящный корпус напольников в черном глянцевом исполнении определенно затронет чувства поклонников строгого академичного дизайна, белый глянец выглядит подчеркнуто стильно и современно, а отделка темным деревом придает акустике классические нотки.
Но основной секрет разностороннего характера трехполосных колонок спрятан под демпфированными стенками из МДФ. Такое ощущение, что производитель постарался угодить любому — пусть даже самому привередливому клиенту. Устали терзать себя сомнениями, сможет ли внешний усилитель раскачать очередную присмотренную акустику — вот вам персональное усиление для каждой колонки ARF51. А для пущей эффективности — получите в каждый корпус сразу по три отдельных усилителя!
Нередко в активные колонки устанавливают усилители класса D, но раз уж компания замахнулась на серьезный Hi-Fi (а в описании она невзначай роняет термин «High End»), то все усилители в колонке подчеркнуто — «pure analog». Но и здесь производитель оставил место для технического и идеологического маневра. Дюймовый (2,5 см) твитер с мягким куполом действительно работает от 40-Вт усилителя класса АВ, а 10-см СЧ-излучатель и три 15-см НЧ-динамика задействуют соответственно 100-Вт и 160-Вт усилители особой схемы BASH АВ (Bridged Amplifier Switching Hybrid) от канадской компании Indigo.
Эта гибридная технология использует выходные каскады класса АВ, но перед этим сигнал обрабатывается схожим образом с импульсными усилителями класса D. В результате, такая конструкция при высокой мощности и хорошем качестве сигнала отличается умеренным энергопотреблением и невысоким выделением тепла, что особенно актуально для не столь объемных корпусов.
В изящном узком корпусе расположено сразу три фазоинвертора
Другой важной особенностью серии Navis стал фирменный коаксиальный излучатель, который комбинирует ВЧ- и СЧ-динамики для более слаженного и сбалансированного звучания в этом диапазоне. Все диффузоры, кроме твитера, выполнены из алюминия, который был выбран за оптимальное сочетание жесткости и невысокой инерционности.
К слову, такое же решение применили в младших полочниках ARB-51, что позволило сделать их по-настоящему трехполосными и уместить в небольшом корпусе по ВЧ-, СЧ- и НЧ-динамику и три аналогичных усилителя.

Navis троицу любит

За низкие частоты в наших напольниках отвечают сразу три динамика, что вкупе с тремя крупными отверстиями портов фазоинвертора навевает мысли о басовых талантах колонок. Но низов, как сейчас модно, много не бывает, и разработчики не исключили, что кто-то, возможно, захочет добавить к системе сабвуфер. По крайней мере, на задней панели управления, среди переключателей и разъемов, я обнаружил тумблер High Pass-фильтра на 60 и 80 Гц, который поможет сбалансировать звучание колонок и отдельного низкочастотника. В нашем случае он, разумеется, был выключен — то есть занимал позицию Flat.
На задней панели каждой колонки находится панель с трехполосным эквалайзером, High Pass-фильтром, переключателям Gain, линейным и балансным входами и другими элементами
Особое место среди элементов управления занимают три 3-позиционных переключателя своеобразного встроенного эквалайзера: LF EQ, MF EQ и HF EQ — соответственно, низкие, средние и высокие частоты. Последние два тумблера позволяют убавить или прибавить по 1 дБ, а управление басами тоже дает возможность плюсануть один децибел, зато убрать целых четыре (хотя отдельные «басхэды» не отказались бы сделать наоборот).
Как любитель всего натурального, я оставил эти тумблеры в «нулевой» позиции, но полностью пренебрегать ими не стоит, какими бы пуристами вы ни были. Они могут существенно помочь в коррекции звука под особенности помещения.
Здесь же расположены входные RCA и балансный разъемы для подключения к предусилителю, AV-ресиверу или иному совместимому источнику сигнала. Причем разработчики не забыли о переключателе режима Gain, который позволяет усилить сигнал невысокого уровня.
Для тех, кто не желает тянуть к колонкам акустические кабели, предусмотрен беспроводной режим по 2,4 ГГц Wi-Fi-протоколу AirX². Для этого к источнику необходимо подключить специальный беспроводной адаптер: например, аппарат из этой же линейки — ELAC Navis Transmitter AIR-X2TW-BK.
За низкие частоты отвечают три динамика с алюминиевыми диффузорами
На прослушивании источником сигнала послужил дорогой аудиофильский сетевой проигрыватель MERGING+NADAC PL8, который мы подсоединили к колонкам с помощью балансных разъемов. Музыкальный материал большей частью я брал со стриминг-сервиса Tidal, а также использовал «хайрезы» в форматах FLAC и WAV с USB-флешки.

Любое дело по плечу

Мне суждено было стать первым слушателем этого комплекта — прямо на моих глазах колонки извлекли из заводской упаковки и прикрутили им солидное металлическое основание с шипами. Не знаю, верите ли вы в волшебную силу прогрева акустики, но при оценке колонок я не упускал этот факт, что времени на достаточный прогрев не было.
Не стану мелочиться и сразу предложу колонкам сложный «Концерт № 1 для фортепиано с оркестром» П. И. Чайковского в исполнении немецкого пианиста Бернда Глемзера (Bernd Glemser) и Polish National Radio Symphony Orchestra. Акустика продемонстрировала правильную пространственную сцену с роялем на переднем плане, который, как от него и ожидали, был подан ярко и патетично. Оркестр в самых эмоциональных местах звучит мощно и без искажений. Здесь как раз уместно поиграть переключателями встроенного эквалайзера, если вам вдруг захочется сильнее выделить рояль или прибавить низких частот — данной записи это вовсе не помешает.
ВЧ- и СЧ-излучатели для более слаженного звучания скомпонованы коаксиально
Переходим к камерной классике. «Concerto for Oboe d’amore in A Major» И. С. Баха в исполнении Алексея Уткина и Камерного оркестра «Эрмитаж» прозвучал, на первый взгляд, ровно, чисто и сбалансированно. Но мне все же не хватило толики скорости и утонченности, чтобы передать мельчайшие нюансы звучания струнных и гобоя. Впрочем, пока что я готов списать это на счет непрогретой акустики, которой в начале прослушивания недоставало даже банальной механической приработки подвесов и деталей диффузоров.
Каватина Фигаро из «Севильского Цирюльника» от Роберто Сервиле (Roberto Servile) и будапештского Failoni Orchestra продемонстрировала хорошо проработанную глубину сцены, когда отчетливо было слышно, как исполнитель с началом арии выдвигается к зрителям на передний план.
Современную инструментальную музыку представлял гитарист Валерий Дидюля со своим коллективом — композиция «Полет на Меркурий» наполнила комнату глубокими мягкими басами и наглядно расставила музыкантов на воображаемой сцене. Гитара была прорисовано выпукло и технично, но при этом звучала слишком уж мягко и сглажено — самое время снова щелкнуть вверх тумблером MF EQ.
А теперь я ставлю досконально изученный Muse «Uprising», зная, что многие колонки передают эту композицию достаточно мутно и скомкано. Но в этот раз ARF51 старательно передали плотные низы, четко проработанные гитары и хорошо выделили вокал. Вот только теперь мне чуть недоставало фирменной «художественной истерики» Мэттью Беллами. Но это я придираюсь, а в целом — подача весьма удачная и совершенно без искажений.
Композиция «Radio» от Rammstein и вовсе удивила. Она всегда была довольно неудобным тестом для акустики, где порой звуки смешивались в кучу, но в данный момент колонки показали мощное и насыщенное электронное вступление, проработанные жесткие гитары, хорошо различимый вокал и забойный драйв. За этот ответ — «пятерка», вне всякого сомнения.
Похоже, солидная «вооруженность» дает возможность Navis ARF51 без особого труда справляться с разными жанрами, и потому усложним задачу и подкинем ей заведомо невыигрышно звучащие композиции. Возьмем, скажем, отличный по материалу, но невыразительно записанный альбом Rainbow «Long Live Rock’n’Roll», который лично я считаю одним из лучших у коллектива. В ритмичной вещи «L.A. Connection» колонки ярко и четко обрисовали барабаны Кози Пауэлла со стучащими в душу басами, гитару Ричи Блэкмора и, конечно, вокал Дио. Но вот быстрая композиция «Kill The King» все равно прозвучала глуховато, хотя все же разборчивее, чем у иных сопоставимых по классу колонок.
С быстрым викинг-металом Amon Amarth «War of the Gogs» акустика в целом справилась, хотя и с рядом оговорок. Она большей частью успевала в скорости за гитарами и баc-бочкой, выдавала неплохие низы, но как-то нейтрально-равнодушно — истинные фанаты этого жанра вряд ли остались бы довольны, хотя и помидорами бы не закидали.
Я привел лишь небольшую часть прослушанного материала, и везде Navis ARF51 удостаивались положительной оценки, но каждый раз мне недоставало отдельных, пусть и мало уловимых нюансов. Это характерно для колонок, претендующих на высокую универсальность: везде «хорошо», иногда «отлично», но крайне редко — «блестяще», как у узкоспециализированной акустики.
Колонки прикручиваются к массивному металлическому основанию с шипами
Встроенная система эквализации и переключатель Gain могут помочь приблизить желаемые результаты, и сам производитель рекомендует побольше экспериментировать в этой области. Например, ощущение излишне гулких басов можно снизить не только уменьшением их на -4 дБ, но также и подъемом на +1 дБ середины и верхов. Рецептов много — здесь все зависит от источника и акустических особенностей вашей комнаты.

Вывод

Активные колонки нередко становятся компромиссным решением для тех, кто так и не нашел подходящей пары акустики и усилителя, однако продуманная конструкция динамиков ELAC Navis ARF51 и три усилителя на корпус суммарной мощностью 300 Вт — это уже не компромисс, а серьезная заявка в сегменте подлинного Hi-Fi.
Колонки способны справиться с большинством жанров, их можно рекомендовать пользователям, которые без мук выбора компонентов желают слушать разнообразную музыку в действительно высоком качестве, но порой ARF51 не хватает той самой изюминки, которая отличает специалиста широкого профиля от узконаправленного эксперта.

Достоинства

Удачная реализация активной конструкции. Привлекательный дизайн. Мягкое, объемное и комфортное звучание в широком диапазоне жанров. Невысокая требовательность к качеству записи. Возможность корректировки встроенным эквалайзером.

Недостатки

В сравнении со специализированной акустикой подача в разных жанрах может показаться чуть более нейтральной и упрощенной.

Паспортные данные

Количество полос: 3
Акустическое оформление: 3 порта фазоинвертора
ВЧ-излучатель: 2,5-см, мягкий купол, коаксиально объединен с СЧ-динамиком
СЧ-излучатель: 10-см, алюминиевый
НЧ-излучатель: 3×15-см, алюминиевый
Встроенные усилители: ВЧ — 40 Вт, класс АВ; СЧ — 100 Вт, BASH AB; НЧ — 160 Вт, BASH AB
Частота раздела: 260 Гц, 2 200 Гц
Диапазон частот: 43−35 000 Гц
Входы: RCA, XLR, AirX² Wireless
Отделка: черный лак, белый лак, шпон черного дерева Emara (лак)
Габариты (ШхВхГ): 188×1024×240 мм
Вес: 21 кг (одна колонка)

Оригинальный материал на сайте stereo.ru: Тест напольных активных колонок ELAC Navis ARF51: универсальность по всем правилам