ELAC

Тест проигрывателя виниловых дисков ELAC Miracord 80: баланс аккуратности • Stereo.ru

2023-05-19 09:30
Когда-то давно компания ELAC выпускала проигрыватели пластинок, но#nbsp;потом устроила перерыв в#nbsp;несколько десятков лет. То, что выпускается сейчас, к#nbsp;проигрывателям ELAC из#nbsp;далекого прошлого не#nbsp;имеет никакого отношения#nbsp;— сейчас это вполне себе самостоятельные современные аппараты, что и#nbsp;видно в#nbsp;новом Miracord 80.
От#nbsp;прежних лет здесь разве что название линейки, все остальное построено иначе#nbsp;— нет ни#nbsp;роликового привода, ни#nbsp;автоматики. Впрочем, тут объективно видно, что тема отсылки к#nbsp;прошлым заслугам производителем никак не#nbsp;используется: компания просто делает современные проигрыватели так, как себе их#nbsp;представляет. Сходство здесь есть только с#nbsp;современной старшей моделью ELAC Miracord 90, которая выпускалась в#nbsp;виде ограниченной серии.

ELAC Miracord 80

Внешне аппарат достаточно приятный. Увесистый корпус под многими слоями черного рояльного лака (предположу, что сам корпус из#nbsp;МДФ), приятная скругленная форма, спереди и#nbsp;сзади#nbsp;— изогнутые алюминиевые черненые пластины, которые отчасти имитируют ножки, но#nbsp;на#nbsp;деле прячут настоящие опоры. Вроде#nbsp;бы выглядит современно, но#nbsp;одновременно я#nbsp;увидел отсылки к#nbsp;техническому дизайну сразу нескольких периодов прошлого. «Нарисован» аппарат красиво и#nbsp;пропорционально.
Есть также версия с#nbsp;отделкой шпоном, не#nbsp;только черным лаком, как в#nbsp;нашем случае.
Из#nbsp;необычного: у#nbsp;моделей младше пылезащитная крышка идет в#nbsp;комплекте, а#nbsp;для Miracord 80 ее#nbsp;нужно покупать отдельно#nbsp;— но#nbsp;она такая#nbsp;же, как у#nbsp;проигрывателей с#nbsp;индексами 70 и#nbsp;90.

Мотор и пассик ELAC Miracord 80

Основной диск у#nbsp;проигрывателя алюминиевый, на#nbsp;удивление тяжелый: он#nbsp;весит более 5#nbsp;кг, что при общей массе проигрывателя в#nbsp;14#nbsp;кг кажется необычным. Привод пассиковый, при помощи плоского, достаточно плотно сидящего пассика. Мотор встроен в#nbsp;корпус, однако между мотором и#nbsp;корпусом присутствует достаточно непростая система демпфирования. Так или иначе, мотора не#nbsp;слышно, а#nbsp;диск раскручивается достаточно быстро.
К#nbsp;диску прилагается штатный фетровый мат, и#nbsp;вот это в#nbsp;целом то#nbsp;еще недоразумение. Мат тонкий, он#nbsp;коробится, а#nbsp;если не#nbsp;использовать клэмп, то#nbsp;пройтись по#nbsp;пластинке щеткой от#nbsp;пыли или роликом не#nbsp;представляется возможным#nbsp;— пластинка просто проскальзывает вместе с#nbsp;матом. Да и, забегая вперед, скажу, что и#nbsp;по#nbsp;влиянию на#nbsp;звук здесь мне штатный мат не#nbsp;понравился#nbsp;— давал какую-то легковесность и#nbsp;смазанность. На#nbsp;время теста я#nbsp;заменил его на#nbsp;кожаный, который здесь мне понравился точно больше штатного (да#nbsp;и#nbsp;больше, чем некоторые другие опциональные варианты). И#nbsp;с#nbsp;вопросом проскальзывания все стало несколько проще.

Все управление вращением у ELAC Miracord 80 осуществляется одной ручкой

Мотор без подстройки скоростей, однако с#nbsp;заявленной системой оптического контроля скорости. 12-вольтовый, постоянного тока, запитываемый от#nbsp;внешнего блока питания. Скоростей две#nbsp;— 33,3 и#nbsp;45 оборотов. Переключение#nbsp;— при помощи круглой ручки на#nbsp;корпусе, она#nbsp;же работает выключателем, если перевести ее#nbsp;в#nbsp;положение 0. Что по-своему приятно#nbsp;— никакой вообще индикации у#nbsp;аппарата нет. Диск или вращается, или нет, других определений не#nbsp;предусмотрено.
Опорный подшипник диска условно неразборный и#nbsp;необслуживаемый. Внешне он#nbsp;похож на#nbsp;те#nbsp;опорные узлы, которые используются в#nbsp;проигрывателях «внешне и#nbsp;конструктивно похожих на#nbsp;Technics», но#nbsp;только с#nbsp;пассиковым приводом. Однако здесь логично предположить, что конструкция несколько более силовая#nbsp;— все-таки масса диска обязывает. И#nbsp;тот факт, что диск раскручивается достаточно легко и#nbsp;не#nbsp;медленно, указывает косвенно на#nbsp;приличное качество подшипника.

Диск ELAC Miracord 80

Тонарм у#nbsp;проигрывателя вполне классической конструкции, 10-дюймовый, статически-сбалансированный. Все настройки есть#nbsp;— высота, антискейтинг, прижимная сила в#nbsp;достаточно большом диапазоне веса головок и#nbsp;самого прижима. Можно даже высоту микролифта отрегулировать. Азимут можно настроить за#nbsp;счет зажима съемного шелла. Сам#nbsp;же шелл не#nbsp;совсем обычной конструкции: головка крепится к#nbsp;съемной площадке, а#nbsp;площадка одним винтом к#nbsp;тонарму, и#nbsp;за#nbsp;счет этого сочленения можно двигать головку вперед или назад или поворачивать по#nbsp;вертикальной оси. Само по#nbsp;себе такое крепление встречается, но#nbsp;именно в#nbsp;виде съемного шелла, а#nbsp;не в#nbsp;виде жестко закрепленной к#nbsp;трубке конструкции#nbsp;— редко.
Трубка тонарма композитная, с#nbsp;использованием карбона. Конструкция поворотного угла обычная, на#nbsp;подшипниках двух плоскостей. Антискейтинг регулируется при помощи грузика на#nbsp;леске. В#nbsp;настройке тонарм вполне удобен и#nbsp;не#nbsp;очень сложен. Отдельно порадовало то, что сверху на#nbsp;корпусе поворотного узла обозначена его центральная точка, что очень упрощает использование настроечных шаблонов, у#nbsp;которых фиксируется расстояние между центром поворотного узла тонарма и#nbsp;центром диска. Геометрия настройки#nbsp;— классическая по#nbsp;Baerwald, хотя при желании тут можно экспериментировать.

Шкив подшипника ELAC Miracord 80

Производитель говорит о#nbsp;значении эффективной массы тонарма в#nbsp;22,8 грамма, но#nbsp;по#nbsp;моим прикидкам и#nbsp;измерениям она точно меньше 20 граммов. Так что к#nbsp;этому моменту при настройке стоит отнестись внимательнее.
Коммутация у#nbsp;проигрывателя не#nbsp;совсем стандартная: да, есть пара разъемов RCA, клемма заземления, вход 12#nbsp;В для#nbsp;адаптера питания и#nbsp;выключатель. Но#nbsp;также присутствует похожий на#nbsp;DIN разъем с#nbsp;маркировкой 18 V. Сначала не#nbsp;совсем понятно для#nbsp;чего он, но, как оказывается, питание на#nbsp;проигрыватель можно подавать с#nbsp;внешнего родного фонокорректора AS-PPA2, убрав штатный#nbsp;БП. Решение нестандартное и, пожалуй, интересное: производитель утверждает, что блок питания в#nbsp;фонокорректоре более качественный.
Теперь можно переходить к#nbsp;прослушиванию. Как я#nbsp;уже упоминал, штатный мат я#nbsp;заменил на#nbsp;кожаный, а#nbsp;головку для#nbsp;прослушивания выбрал Clearaudio Talismann V2 Gold.
Bill Frisell, Thomas Morgan «Epistrophy». Спокойная аккуратная подача для#nbsp;спокойной музыки. Звучание скорее камерное по#nbsp;ощущениям, без яркости, но#nbsp;с#nbsp;неплохим разделением звуков и#nbsp;с#nbsp;на удивление приличной сценой по#nbsp;глубине. Подача и#nbsp;не#nbsp;холодная, и#nbsp;не#nbsp;теплая, в#nbsp;чем-то скорее чуть нейтрально-отстраненная. Явного переполнения, подчеркнутой плотности звука нет, есть аккуратность и#nbsp;даже немного сдержанности, но#nbsp;еще не#nbsp;строгости.

Поворотный узел тонарма у ELAC Miracord 80

Бас есть: разборчивый, но#nbsp;не#nbsp;очень глубокий, серединка ровная, не#nbsp;акцентированная, верха есть, не#nbsp;яркие, но#nbsp;и#nbsp;не замыленные. Все как-то нарочито не#nbsp;резко. Детальность не#nbsp;выпирающая#nbsp;— все слышно, но#nbsp;чуть-чуть сглажено, без явного подчеркивания послезвучий. Они не#nbsp;теряются, но#nbsp;в#nbsp;общем создается ощущение аккуратности.
Динамика ровная, нет ни#nbsp;чувства вялости, ни#nbsp;ощущения форсированности. Воздух в#nbsp;сцене присутствует, но#nbsp;и#nbsp;выраженно воздушной сцену назвать сложно. Пока получается по#nbsp;всем параметрам уверенное усреднение#nbsp;— чистенько, скорее мониторно, чем насыщенно-эмоционально. Не#nbsp;скучно и#nbsp;не#nbsp;плоско, главная характеристика, скорее#nbsp;— аккуратно.
Следующая запись#nbsp;— Nils Petter Molvær «Khmer». Опять#nbsp;же детально, но#nbsp;не#nbsp;ярко, бас с#nbsp;одной стороны радует разборчивостью, с#nbsp;другой#nbsp;же ему немного не#nbsp;хватает объема и#nbsp;глубины. Качество баса я#nbsp;бы#nbsp;счел выше ожидаемого, а#nbsp;количество#nbsp;— чуть ниже. Сцена с#nbsp;хорошей глубиной, и#nbsp;хотя разделение образов и#nbsp;планов кажется не#nbsp;таким воздушным, ничего не#nbsp;слипается.
Эмоционально звук правильный, без перекрашивания, но#nbsp;какой-то очень уж#nbsp;аккуратно-мониторный. Я#nbsp;совсем не#nbsp;про то, что должна быть окраска#nbsp;— как раз она-то нам и#nbsp;не#nbsp;нужна, но#nbsp;некой вовлеченности могло#nbsp;бы быть и#nbsp;больше. С#nbsp;другой стороны, такая подача подходит для#nbsp;долгого ненавязчивого прослушивания. Хочешь#nbsp;— погружаешься в#nbsp;звук и#nbsp;музыку, не#nbsp;хочешь#nbsp;— слушаешь, сохраняя дистанцию. Такой характер встречается не#nbsp;так и#nbsp;часто и#nbsp;по-своему неплох.
Детальность на#nbsp;приличном уровне, даже на#nbsp;сложных фрагментах слышно разве что совсем небольшое упрощение#nbsp;— здесь аппарат показал себя лучше ожидаемого. При этом звук вообще не#nbsp;особо въедливый, все чуть спокойнее#nbsp;— но#nbsp;это спокойствие совершенно не#nbsp;воспринимается как замыленность.
Альбому David Gilmour «On#nbsp;An#nbsp;Island» звуковая подача аппарата оказалась несколько родственной#nbsp;— умеренная прохладность и#nbsp;приличная детальность. Все с#nbsp;ровной динамикой, сбалансированное#nbsp;— этакий аккуратно-правильный звук по#nbsp;всем характеристикам, но#nbsp;при этом по#nbsp;всем#nbsp;же параметрам умеренно въедливый. Всего в#nbsp;меру.
Нет явной окраски, разве что, как я#nbsp;выше упомянул, ощущается звук скорее прохладным, чем теплым. А#nbsp;вот эффект погружения в#nbsp;прослушивание на#nbsp;примере именно этой пластинки оказался более выраженным, чем я#nbsp;ожидал. Все-таки при сдержанном характере назвать проигрыватель скучным или безэмоциональным никак не#nbsp;получится.
Диск Toshinori Kondo «IMA» прозвучал динамично#nbsp;— это первое, что замечаешь. Звук здесь сам по#nbsp;себе не#nbsp;такой глубокий по#nbsp;басу, но#nbsp;в#nbsp;нашем случае получилась и#nbsp;какая-то насыщенность, и#nbsp;наполненность именно в#nbsp;средне-верхнем басовом диапазоне, да#nbsp;и#nbsp;качество весьма на#nbsp;приличном уровне. Динамика ровная, хорошая, ее#nbsp;хватает для#nbsp;этой записи, которую сложно счесть простой.
Детальность тоже присутствует. Чуть простовато по#nbsp;тембрам, но#nbsp;совершенно незначительно#nbsp;— и#nbsp;для аппаратов подобного класса результат уверенный. Звук совершенно точно не#nbsp;теплый, эмоциональность присутствует#nbsp;— снова аккуратная-ненавязчивая, на#nbsp;выбор слушателя, если можно так сказать. Но#nbsp;она есть. И#nbsp;нет снулости, вялости.

Задняя панель ELAC Miracord 80

На#nbsp;примере этой пластинки верхние частоты чуть резковаты, впрочем, они тут «от#nbsp;рождения» совсем не#nbsp;мягкие и#nbsp;не#nbsp;сглаженные. Детальности#nbsp;же хватает по#nbsp;всему диапазону.
Моно-запись сюит Баха в#nbsp;раннем исполнении Ростроповича прозвучала сообразно монофонической пластинке, но#nbsp;в#nbsp;нашем случае с#nbsp;очень приличной раскладкой по#nbsp;глубине.
Звук виолончели чуть формальнее и#nbsp;чуть проще, чем в#nbsp;идеале, но#nbsp;в#nbsp;остальном#nbsp;же подача аппарата позволяет слушать классическую музыку с#nbsp;удовольствием#nbsp;— есть достойный уровень точности, нет явной окраски, хватает детальности, динамики, и#nbsp;локализация в#nbsp;пространстве получается вполне естественной, очень близкой к#nbsp;правильной (в#nbsp;нашем случае для#nbsp;моно-записи). Для#nbsp;своего класса очень уверенный результат, и#nbsp;пусть он#nbsp;не#nbsp;идеальный, но#nbsp;важно то, что он#nbsp;сбалансированный по#nbsp;всем характеристикам, а#nbsp;не с#nbsp;явными перекосами.

ELAC Miracord 80

Последняя пластинка в#nbsp;тесте#nbsp;— запись Boulez Conducts Debussy. Даже на#nbsp;сложных моментах «La#nbsp;Mer» аппарат не#nbsp;так теряется в#nbsp;динамике и#nbsp;детальности, здесь все лучше того, что я#nbsp;мог предполагать. Тембрально и#nbsp;детально все чуть проще, особенно на#nbsp;сложных фрагментах, но#nbsp;именно чуть-чуть, а#nbsp;в#nbsp;остальном#nbsp;— ровный звук без окраски, весьма достоверные тембры, приличная динамика и#nbsp;хорошая раскладка сцены показывают, что и#nbsp;для симфонической музыки аппарат весьма годный, а#nbsp;в#nbsp;системе, соответствующей ему по#nbsp;уровню, результат даже может оказаться лучше ожидаемого.

Выводы

Спокойный аппарат для#nbsp;долгого, в#nbsp;том числе и#nbsp;фонового прослушивания. Ненавязчив и#nbsp;аккуратен. Можно ставить достаточно яркие головки, можно играться с#nbsp;головками с#nbsp;какой-то окрашенной подачей, если хочется#nbsp;— уравновешенный базис это позволяет. Жанрово всеяден, можно слушать все, что угодно#nbsp;— от#nbsp;кантри до#nbsp;симфонического оркестра. Металл или электроника тоже не#nbsp;противоречат почерку.
И#nbsp;еще что важно: в#nbsp;использовании аппарат крайне простой и#nbsp;подойдет даже начинающему пользователю. Конечно, немного с#nbsp;настройками придется повозиться, но#nbsp;процесс вполне наглядный и#nbsp;удобный.

Музыкальный материал

Bill Frisell, Thomas Morgan#nbsp;— Epistrophy / ECM Records#nbsp;— ECM 2626, ECM Records#nbsp;— 773 9824 / Stereo
Boulez Conducts Debussy, Cleveland Orchestra, New Philharmonia Orchestra / Columbia Masterworks#nbsp;— D3M 32 988 / Stereo
David Gilmour#nbsp;— On#nbsp;An#nbsp;Island / EMI#nbsp;— 0946 3 55 695 1 3 / Stereo
Nils Petter Molvær#nbsp;— Khmer / ECM Records#nbsp;— ECM 1560, ECM Records#nbsp;— 774 2658 / Stereo
Rostropovich Plays Bach#nbsp;— Suite No#nbsp;2 In#nbsp;D#nbsp;Minor For Cello Solo / Suite No#nbsp;5 In#nbsp;C#nbsp;Minor For Cello Solo / Air / Adagio / Vanguard#nbsp;— VRS-6026 / Mono
Toshinori Kondo IMA#nbsp;— 大変 = Taihen / Polydor#nbsp;— 28MX 2503 / Promo Stereo

Miracord 80

Подготовлено по материалам сайта "stereo.ru", май 2023 г. www.stereo.ru

Обзоры продуктов