Для начала стоит сказать, что Octave, в принципе, не совсем типичные усилители. Да, они ламповые, но по многим характеристикам, в первую очередь звука, на архитепично-ламповые аппараты они не похожи, и похожими никогда не были.
Андреас Хофманн, основатель и главный разработчик, видит свои аппараты иначе. Меньше окраски, меньше той нарочитой ламповости, которой известны многие винтажные, да и не только усилители. А лучше когда ее вообще нет — искажения звук не красят. Плюс к этому, обычно достаточно большая мощность и возможность работать со сложной акустикой. Вот такие исходные данные.
А теперь перейдем к изучению конкретной модели — Octave V70 Class A.
Внешне аппарат совсем не громоздкий — пожалуй, он даже поменьше по габаритам, чем многие одноклассники. При массе в 23 кг большая часть веса приходится на трансформаторы, которые у производителя собственные — и гордиться их качеством производитель имеет все основания.

Из специфических особенностей упомяну только защитный кожух ламп — с ним аппарат смотрится гораздо брутальнее. Если же его убрать — визуально конструкция станет легкой. Зато есть один существенный плюс — кожух, крепящийся на нескольких винтах, действительно защищает во всех смыслах.
Пуш и пул
В конструкции, схемотехнике и функционале аппарата заложено несколько необычных, далеко не часто встречающихся решений. Во-первых, аппарат может работать с разными типами ламп. У пользователя есть выбор режимов: переключатель на задней панели «Power High» или «Low».Положение переключателя выбирается в зависимости от типа используемых ламп. С лампами KT88 или 6550, то есть в режиме «Power Low», аппарат будет выдавать около 15 Вт (25 Вт в пике). А если поставить лампы KT 120 или KT 150 и переключиться в «Power High», то на выходе уже будет 50 Вт долговременных или 70 Вт в пике — на 4 Ома при использовании опционального конденсаторного модуля Super Black Box.

Подчас подобные идеи встречаются и у производителей ламповой техники и даже у некоторых производителей транзисторной техники — при совмещении возможностей разных классов с низким уровнем искажений. Как получилось в этом случае — послушаем в паре с совсем «не ламповой» акустикой и хорошим хайрезным источником.
Опциональная конденсаторная батарея
Сразу видно, что функционал аппарата шире, чем у среднестатистического лампового усилителя. Есть балансный вход — судя по всему полноценный трансформаторный, а не просто распайка под XLR-разъем.Также присутствует возможность установки опциональной платы ММ- или МС- (транзисторного) фонокорректора, есть сквозной канал для интеграции аппарата в многоканальную систему и выход предварительного усилителя, который производитель предлагает использовать для подключения сабвуфера.
Плюс к этому — четыре линейных входа, не считая опционального корректора. Предусмотрен и пульт ДУ крайне простой конструкции — у него только две кнопки, предназначенные для регулировки громкости.

Также предусмотрен эко-режим работы. Судя по описанию, он уменьшает потребляемую мощность в режиме простоя. Однако мне кажется, если это критически важно, логичнее поискать аппарат с другой схемотехникой. Если же нужен именно ламповый аппарат — я отключаю все «оптимизаторы».

В нетипичных условиях
Что касается тестовой системы, ее собрали так, чтобы создать нетипичные условия для лампового усиления. Акустика — Penaudio Serenade Signature в качестве основной пары и T+A Talis S 300 в качестве дополнительной. В обоих случаях чувствительность составила 87 дБ, а паспортный импеданс — 4 Ома.Источник — ЦАП T+A Dac 8 DSD и цифровой плеер Aurender N100H для комплекта. Впрочем, в процессе теста я пользовался стримингом Tidal и знакомыми релизами из его списка, а в качестве программного управления использовал Roon (с отключенными коррекцией и дополнительной программной обработкой). Кабельная обвязка в системе — Van den Hul, уровня ближе к верхней трети модельного ряда.
Буквально с первых тестовых треков можно заметить достаточно четко обрисованный характер звучания. Упор здесь не столько на масштаб — все же для него нужно помещение меньшего объема — сколько на скорость и детальность. Поначалу даже нет никакого намека на теплоту в звуке или некую вальяжность подачи — все быстро, подчеркнуто-нейтрально и очень разборчиво.

Воздуха хватает, и локализация сцены весьма точна. По характеру подача весьма аналитична, точна и детальна. Хотя я не заметил подчеркнутой голографичности, колючести или яркости. Вроде бы детально и даже местами строго, но это не становится основной, доминирующей характеристикой.
Очень неплохо передаются эмоции: напряженные моменты сменяются отчетливо читающимся расслаблением, выдохом. Но все это вполне соотносится с музыкой, а не диктуется почерком тестовой системы. Все в целом воспринимается и эмоционально, и сдержанно в равной степени.
А еще присутствует неплохо выраженная «тактильность» звуков. При не самом глубоком басе и в целом ровной нижней части диапазона даже небольшие второстепенные звуки получаются фактурными, объемными и осязаемыми.

В звуке преобладает не густота или плотность, а детальность, воздушность и хорошая проработка послезвучий. Бас не доминирует, но присутствует на удивление уверенно — это важно, учитывая конструкцию акустики и размеры помещения — и нет ни ощущения резкого спада, ни проблем с контролем.
Серединка у звука ровная, не выпяченная, нет никакого намека на недостаток или явную сглаженность верхних частот. Всего в достатке и в приличном качестве. Эмоционально звук не зажат, но сдержан и аккуратен. И никакого явного тепла. Впрочем, и холодности тоже — ближе к нейтральному.

Впрочем, это очень сильно зависит от акустики. Если на раскачку взять что-то более легкое, с большей чувствительностью и более высоким импедансом, то вполне можно не испытать никакой дополнительной потребности.
Сдержанность и соразмерность
Далее поставил альбом Chromatics «Closer to Grey». Тут можно делать выводы буквально с первой вещи. Кавер на «The Sound of Silence» сыгран с басами, больше подходящими для танцпола, чем для прослушивания в привычном смысле. Вязкие, перегруженные басовые пики, которые могут создать определенные сложности для многих систем.В нашем случае «объем» баса несколько уменьшен, но зато с контролем все в полном порядке. Эта тягучесть баса в принципе соответствуют авторской задумке, но технически проблем не слышно.
И главное — все части диапазона соразмерны, везде есть неплохая детальность. Нет остроты или яркости, но тут ее и нет на записи. Звук немного затемненный и мрачноватый.
Передается все довольно точно и аккуратно. Может, чуть более сдержанно по эмоциям, чем хотелось бы, но в данном случае уместнее говорить обо всей системе — тот же используемый ЦАП T+A Dac 8 DSD уж точно не играет тепло или окрашено.

Верхний бас — та часть диапазона, которая в основном «молотит» — отыграла правильно, подробно и с почти тактильным ощущением атаки. Но все же подача на примере этой записи более консервативная, чем хотелось бы. Зато аналитичная, но без попытки разобрать музыку на звуки и послезвучия. Так что в целом — все весьма интересно, особенно с поправкой на ламповое усиление.

Для эксперимента я заменил акустику на T+A Talis S 300, хотя общая «ментальность» обоих пар акустики схожа. После замены я услышал чуть более напористо-силовую подачу, выраженную строгость звука, отчетливо и, может быть, даже чуть жестко прорисованные верхние частоты и большую атаку на верхней середине.
А разница по расстановке в нашем случае не существенна: все-таки главный вопрос тут — в усилении и способности усилителя работать со сложной нагрузкой. А также не перекрывать своим характером особенности других компонентов в системе. Вот это первостепенно. И здесь все достаточно очевидно.

Соразмерность, чувство ритма и чувство такта, хороший ритм и баланс между основными звуками и их затуханием. Слушаешь — и буквально прослеживаешь две партии в одновременном исполнении Martha Argerich и Theodosia Ntokou.
Стройность и строгость тут тоже к месту. Но кроме того — по всему диапазону звучания результат был равномерно уверенным. Условный масштаб инструментов на записи не перекашивался — все звучало ровно и естественно.
Выводы
Лично для меня ламповая природа усилителя вторична: если аппарат выдает честный точный звук без явной окраски — какая разница, какая у него схемотехника. В нашем случае — это безусловно удачный аппарат. А уж как этого добились его создатели — другой вопрос.Сочетаемость, на мой взгляд, тоже важнее формальных моментов вроде наименований ламп. В нашем случае сочетаемость с формально весьма проблемной для лампового усиления акустикой оказалась весьма неплоха. И это всего лишь небольшой интегрированный усилитель массой в 23 кг, а не увесистые моноблоки. В более простых условиях можно получить и другой звук — усилитель не был замечен в какой-либо окраске, что особенно похвально для лампового аппарата.
Напоследок — небольшое практическое замечание. Стоковые лампы лучше сменить — в первую очередь лампы входного каскада. Дальше — все по вкусу. Аппарат способен откликаться даже на незначительные изменения в системе.
Музыкальный материал
Pat Metheny — Road to the Sun / Modern RecordingsWillie Nelson — That’s Life / Legacy / Sony Music
Chromatics — Closer to Grey / Italians Do It Better
Korn — The Nothing / Roadrunner Records
Cecilia Bartoli — Maria / Decca
Beethoven — Symphony No. 6, Piano Sonata No. 17 «Tempest» — Theodosia Ntokou, Martha Argerich / Warner Classics
Паспортные данные
Выходная мощность на 4 Ом: 2×50 Вт (продолжительная), 2×70 Вт (пиковая)Частотный диапазон: 20 Гц — 70 кГц на 50 Вт (-1/-3 дБ)
Коэффициент гармоник: менее 0,1% на 10 Вт / 4 Ома
Разделение каналов: 55 дБ
Разделение входов: -105 дБ
Соотношение сигнал/шум: 100 дБ / 50 Вт
Сопротивление нагрузки: 4−16 Ом
Демпинг-фактор: 5 на 8 Ом
Входы: 3 х RCA, 1 х XLR, опционально — фонокорректор 1 x RCA, сквозной канал 1 x RCA
Выходы: 1 x RCA линейный, 1 x RCA выход предусилителя
Входная чувствительность: 300 мВ
Входной импеданс: 50 кОм RCA, 25 кОм XLR
Выходной импеданс предусилителя: 240 Ом
Входные лампы: ECC83, 2 x ECC81
Выходные лампы: 4×6550 или КТ88 (до 25 Вт) или 4 х КТ120, КТ150 (до 70 Вт)
Потребляемая мощность: до 500 Вт
Габариты (ШхВхГ): 451×175×405 мм
Масса: 23 кг
Оригинальный материал на сайте stereo.ru: Тест лампового усилителя Octave V70 Class A: чувство ритма и чувство такта