Тест предусилителя Yamaha C-5000 и усилителя мощности Yamaha М-5000: возвращение маэстро / Stereo.ru
2021-04-14 14:00
Аналогии между музыкальными инструментами Yamaha и серьезным потенциалом ее Hi-Fi-аппаратуры не проводил только ленивый. И то правда — наверное, невозможно быть к живой музыке ближе, чем создатели орудий труда виртуозов. Однако творцы и ценители часто смотрят на шедевр под абсолютно разными углами. Новым фирменным эталоном меломанского звука стала «пятитысячная» серия, с усилительной секцией которой мы сегодня и будем знакомиться. Меломаны со стажем хорошо помнят, что в 90-е годы прошлого века настроения на рынке стереокомпонентов были упадническими — чтобы не сказать паническими. В моду входили домашние театры, и многие искренне верили, что многоканальные ресиверы смогут блеснуть не только мощными системами цифровой обработки, но и по-настоящему высококлассным саундом. Однако время все расставило по местам. Любители кино и не слишком требовательные меломаны действительно обходятся ресиверами, бескомпромиссные киноманьяки покупают видеопроцессоры с внешним усилением, ну, а большинство аудиофилов вернулись к старой доброй двухканальной технике. Неудивительно, что японские Hi-Fi-патриархи с энтузиазмом включились в процесс возрождения традиционных музыкальных ценностей. Yamaha в этом смысле даже немного подзадержалась, однако, чем ближе присматриваешься к флагманской серии 5000, тем яснее понимаешь, что ее разработчики не теряли времени понапрасну.
Классика в непробиваемой оболочке
В связке предусилителя С-5000 и мощника М-5000 получили развитие идеи, опробованные несколько лет назад в топовой на тот момент модели A-S3000. Но интегральник есть интегральник, а в по-настоящему серьезном сетапе деликатную предобработку и необузданную мощь оконечника лучше разнести подальше. Так и родилась наша элитная парочка, в то время как интегральная концепция продолжила развитие аппаратом A-S3200. Разумеется, оформлен наш тандем в едином стиле. Дизайн заставит ностальгически вздохнуть даже тех, кому не довелось приобщиться к хайфаю в эпоху его настоящего расцвета — 70-е и 80-е годы. Впрочем, материалы и класс их обработки в нашем случае таковы, что и в былые времена общение с техникой подобного уровня могли себе позволить лишь избранные. Фронтальная панель представляет собой алюминиевую плиту толщиной 9 (!) мм, верхняя немногим тоньше — 6 мм. Возможны два варианта отделки: серебристый металл или черное оксидированное покрытие, — однако боковые стенки в любом случае остаются деревянными, с многослойной глянцевой лакировкой. Интересно, что, если смотреть на корпус точно в анфас, то их почти не видно, и аппараты принимают строго технократичный вид. Но стоит слегка изменить угол зрения, как богемный рояльный лак тут же заставляет переключиться с мыслей о режимах усиления на эмоционально-эстетическое восприятие мира. Элементы управления назвать иначе как роскошными просто язык не поворачивается. И дело даже не в том, что все они цельнометаллические (это само собой разумеется), а в классе обработки. Прецизионная фрезеровка, мягкая полировка, тончайшее матирование — такое ощущение, что дизайн приборной панели сам по себе стал воплощением какой-то сложной музыкальной формы. Кстати, в расположении разнокалиберных ручек на панели С-5000 однозначно прослеживается определенный ритм. Ручки тембр-блока и селекторов усиления даже с вентиляционными прорезями образуют гармоничную линейную структуру. Ключевой дизайнерский элемент оконечника М-5000 — это, конечно же, стрелочные индикаторы мощности. Кстати, их теплую ламповую (без шуток!) подсветку тоже можно отрегулировать или отключить совсем. Однако вряд ли кто-то решится на подобное кощунство, ведь их движение в сочетании с музыкой оказывает на запаренный повседневными заботами мозг буквально гипнотическое действие. Топология разъемов в классическом стерео всем хорошо известна, отметим лишь наличие балансной коммутации и упоительно крупных акустических клемм, выточенных из монолитной латунной заготовки. А еще в С-5000 обнаружился продвинутый MM/MC-фонокорректор, а вот цифровые порты отсутствуют полностью. Не для того инженеры оптимизировали каждый миллиметр аналоговых сигнальных цепей, чтобы превратить пуристский компонент в компромиссный цифровой комбайн.
Чистый аналог
Представьте себе широкий деревянный брусок, распиленный вдоль волокон на две тонкие досочки. Если их развернуть так, чтобы обе плоскости распила смотрели на вас, получится нечто вроде раскрытой книги. И две ее «страницы» выглядят точным зеркальным отображением друг друга. Именно так сами разработчики объясняют внутреннюю топологию предусилителя С-5000. Отдельные платы двух каналов сложены в похожую «книжку», только закрытую. Получается абсолютно симметричная замкнутая зеркальная конструкция с минимальными длинами проводников и идентичными путями распространения сигналов. Питаются «странички» от независимых тороидальных трансформаторов, заключенных в омедненные экраны. Питание плавающее, то есть полезный сигнал надежно защищен от наводок в заземляющей шине домашней проводки. Схемотехника С-5000 полностью балансная, в том числе отключаемый темброблок и фонокорректор. Кстати, при использовании вертушки GT-5000, также входящей в пятитысячную серию Yamaha, можно получить полностью балансный сквозной тракт прямо от МС-картриджа до выходных каскадов оконечника. Импеданс головки можно выбрать из значений 300, 100, 30 или 10 Ом, причем делается это отдельным селектором на передней панели — никакие DIP-перемычки на днище корпуса перетыкать не придется. Еще одна полезная для виниловодов фишка — инфразвуковой фильтр (разумеется, тоже отключаемый), настроенный на 15 Гц и уровень подавления -3 дБ. Также тут предусмотрена возможность корректировки усиления наушников относительно основного регулятора (-6, 0, +6 и +12 дБ), а также выходного уровня для лучшего согласования с разными мощниками и колонками (-12, -6 и 0 дБ). Как нетрудно догадаться, оконечник М-5000 тоже построен по полностью балансной схеме с симметричной топологией, разве что силовой тороид мощностью 1,2 кВА у него общий на оба канала. Зато все массивные элементы, включая фильтрующие конденсаторы и тот же трансформатор, для подавления вибраций и резонансов жестко зафиксированы на субшасси из омедненных стальных пластин толщиной 2 мм. Данное решение у Yamaha называется механическим заземлением. Ножки корпуса содержат латунные элементы и имеют довольно сложную конструкцию с внутренним шипом и его интегрированным упором. Симметричная пушпульная схема собрана полностью на дискретных элементах и работает в классе АВ. На выходе трудятся мощные полевые транзисторы (MOSFET). При 4-Омной нагрузке на оба канала и нелинейных искажениях 0,07% (20 Гц — 20 кГц) заявленная мощность составляет 200 Вт на канал. Переход на 8-Омную нагрузку снижает ее ровно в два раза, а переключение в мостовой монорежим на столько же увеличивает.
Правда всегда одна
Источником в тестовом сетапе послужил сетевой и SACD-плеер Technics SL-G700. Акустика — 3-полосные 4-Омные башни Penaudio Serenade Singnature с парой 14,5-см драйверов SEAS Exel в басовой секции. Первые прикосновения к ручкам включившегося предусилителя можно сравнить только с управлением по-настоящему дорогим автомобилем. Ход барабанчика громкости идеально плавен, упруг и равномерен, что, впрочем, не удивительно — ось массивного алюминиевого цилиндра посажена на шарикоподшипники. Отдельное удовольствие доставляет работа клавиши Mute. Она не прерывает никакие цепи — просто при нажатии главный регулятор автоматически поворачивается к нулевому значению. Прослушивание начинаю со знакомой абсолютно всем Carmina Burana Карла Орфа в записи Лондонского филармонического оркестра. Сначала в гробовой тишине едва намечаются почти призрачные, но уже на удивление разборчивые голоса. Их энергетика быстро нарастает, мощно вступает второй хор, за ним взрываются медные духовые, и вот уже комната погружается в настоящую симфоническую пучину со множеством мелодических и ритмических партий. Динамический диапазон просто-таки огромен! В этой круговерти наша парочка сумела проявить на редкость удачный сплав динамических, микродинамических и пространственных характеристик. В переполненном по всему протяжению спектре очень непросто сохранить читаемость отдельных инструментов, а уж уследить за хитросплетением их партий, не потеряв ощущения единой музыкальной картины — тем более. В случае с С-5000/М-5000 подробная детализация сверхсложной фонограммы даже не потребовала серьезного увеличения громкости. Помимо прочего это означает, что и над проблемой первого ватта инженеры явно потрудились как следует. С другой стороны, энерговооруженность М-5000 гораздо более внушительна, чем можно было бы предположить, исходя из паспортной мощности. Быстрая уверенная отработка могучих басов, как и прозрачность сцены на высоких уровнях усиления, намекают на весьма внушительные резервы по питанию. Отметив попутно достойную пространственность (особенно — отличную ширину музыкальной сцены и точность позиционирования в ней), переходим к анализу тонального баланса вообще и особенностей передачи вокала в частности. Кстати, непредвзятости таких исследований очень поспособствовали финские колонки Penaudio Serenade Singnature, далекие от фирменного почерка, свойственного, к примеру, недавно протестированной нами акустике Yamaha NS-3000. Прослушав изрядное количество знакомых треков, понимаешь, что тональная нейтральность нашего тандема просто феноменальна. Самые разные солисты и солистки — от Луи Армстронга до Jay-Z и от Beth Hart до Анны Нетребко — звучали очень самобытно, с легко узнаваемыми фирменными особенностями вроде тонких хрипловатых модуляций в далеком от канонов вокале Zaz. С другой стороны отсутствие акцентов (читай — следов неравномерности АЧХ в голосовом поддиапазоне) не позволяло им звучать ярче или рельефнее, чем они были записаны. Так что эпитеты «глубокий» или «бархатистый» можно было применить только к тем редким голосам, которые заслуживают этого по праву рождения.
Вывод
В общем и целом звук стоит охарактеризовать как острый и точный, с энергичными, хорошо сфокусированными басами и филигранной микродинамикой на высоких. При этом интересно, что никакой жесткости на тарелках или сибилянтах не обнаружилось и в помине. Может, я и ретроград, но считаю, что в этом смысле даже самым навороченным импульсным схемам по-прежнему еще далеко до старых добрых пушпульных каскадов на полевиках. По пространственному и тональному разрешению саунд хочется сравнить с хорошим хронометром — сверхточным, но все же механическим, а не цифровым. Поскольку за математической правильностью тут угадывается скорее не холодный расчет, но осознанная эстетическая позиция разработчиков. Она в том, чтобы, не приукрашивая ни единой ноты, сохранить в записи не только аутентичность, но и дыхание жизни. Ну, а если слушателю по душе какая-то другая подача, то пусть развивает вкус и отвыкает от напускного благозвучия. Во что обойдется обладание связкой С-5000/М-5000 в финансовом плане? Как и для других компонентов серии, в большинстве стран их стоимость публично не озвучивается. Однако, к примеру, в Австралии цена на каждый компонент составляет 13 000 местных долларов, то есть примерно 765 000 рублей. Прямо скажем — не мало. Однако, не взирая на ценник, послушать их надо обязательно. И если ваши взгляды на музыку совпадут, найти аналог в любой ценовой категории будет очень непросто.
Достоинства
Интеллигентное, кристально честное звучание с отменной макро- и микродинамикой, а также крайне низким уровнем шума. Ненавязчивый, но стильный и отлично продуманный дизайн. Исчерпывающий для аналоговой стереосистемы функционал.
Недостатки
По субъективным ощущениям, стрелочные индикаторы несколько завышают показатели динамической мощности.