ELAC за последние несколько лет удалось чрезвычайно быстро превратиться в производителя полного ассортимента Hi-Fi-компонентов. Убедиться в этом позволили как возрожденные проигрыватели винила Miracord, так и амбициозные усилители Alchemy. Но основным направлением работы ELAC все же остаются колонки – компания предлагает чрезвычайно продуманную линейку этой продукции. Новейшим дополнением к ней является серия Solano. Она состоит из напольников FS 287, АС центрального канала CC 281 и компактных полочников BS 283, о которых и пойдет разговор. Колонки Solano не считаются прямыми преемниками моделей 260-й серии, которая скоро исчезнет из продажи, хотя они и относятся к той же ценовой категории.
С точки зрения фактора затрат и стремления к качеству члены семейства Solano находятся между сериями Carina и Vela. Однако у них есть как общие конструктивные черты, так и различия, которые следует отметить. Очевидно, что в первую очередь последние проявляются во внешнем облике. В отличие от матовых колонок Carina, Solano сияют глянцевым лаком, на выбор — в черном или белом исполнении. Основа их корпусов – классический прямоугольный параллелепипед, в то время как модели Vela, ориентированные на авангард в дизайне, впечатляют смелым наклонным силуэтом. Но «прямоугольный» не обязательно означает «угловатый»! Так, ребра у BS 283 слегка скруглены, что в сочетании с небольшой выпуклостью передней панели обеспечивает снижение дифракционного вторичного излучения звуковых волн, неизбежного при таком форм-факторе. Защитная решетка не входит в комплект поставки. В случае необходимости грили для динамиков можно заказать у дилеров ELAC по интернету.
Все АС Solano не только разработаны в Германии, но и производятся непосредственно в Киле. Кроме того, они являются самыми доступными колонками ELAC , в которых применен легендарный фирменный твитер Jet. На протяжении 30 лет этот особый ВЧ-излучатель используется компанией в продукции высокого ценового диапазона и постоянно оптимизируется: на старте уже пятое поколение. В нем применена технология, разработанная известным немецким физиком Оскаром Хайлем, которую он назвал «преобразователем движения воздуха». Пленочная мембрана, по форме напоминающая веер, при прохождении тока по нанесенному на нее проводнику из фольги приводится в движение мощной магнитной системой. Благодаря такой «хитрости» твитер Jet имеет мембрану в шесть(!) раз большую по площади в сравнении с обычной 2,5-сантиметровой тканевой полусферой.
Этот конструктивный принцип дает некоторые очевидные преимущества. Благодаря ему угловая диаграмма направленности излучения твитера в горизонтальной плоскости весьма широка. Его чрезвычайно тонкая и, следовательно, почти безынерционная мембрана способна исключительно легко отвечать на импульсные сигналы, что особенно заметно в плане динамики и точности звукопередачи. Еще в девяностые годы подобный ВЧ-излучатель был настоящей экзотикой, а сейчас все больше производителей делают ставку на использование этой технологии. Но у множества ее приверженцев нет главного - опыта, накопленного компанией ELAC за тридцать лет. В особенности это касается процесса производства, который является чрезвычайно сложным и требует большого усердия для поддержания стабильно высокого качества при серийном выпуске. Поэтому подлинные Jet-твитеры продолжают изготавливаться на заводе при штаб-квартире Elaс в Киле, где применяется сочетание унифицированного ручного и роботизированного труда.
Высокие требования к технологическому процессу – не единственная трудность при создании такого излучателя. Например, даже согласование твитера с работающим по другому принципу СЧ/НЧ-динамиком – задача не для новичка. Так, необходимо было разработать конусный диффузор, который, несмотря на гораздо большую массу, сможет соперничать с легкой, как перышко, мембраной ленточного твитера в плане скорости реакции. Кроме того, подключение должно быть выполнено таким образом, чтобы переход не был заметен на слух.
СЧ/НЧ-динамик с многослойной мембраной
Для Solano BS 283 компания ELAC выбрала 15-сантиметровый СЧ/НЧ-динамик. Его многослойный диффузор базируется на разработках, которые специалисты Elaс начали еще в 90-х годах и продолжают вести до сих пор. Жесткая прочная алюминиевая мембрана соединяется с мягкой вибростойкой подложкой из целлюлозного волокна посредством сложного процесса склеивания, предложенного для так называемых «кристаллических» динамиков. Его цель в том, чтобы основные преимущества обоих материалов дополняли друг друга. Впечатляюще большой гофрированный подвес при ближайшем рассмотрении оказывается состоящим из двух асимметричных деталей различной толщины, что обеспечивает оптимальную работу, как при слабых, так и при сильных сигналах. Длинноходовой динамик располагает мощным электромагнитным приводом, предназначенным для создания необходимой «тяги». У BS 243 порт фазоинвертора направляет звук вниз, что дает преимущество перед колонками, у которых он выходит назад: эти Elaс могут быть размещены на полке относительно близко к стене без заметного ухудшения тонального баланса. И это действительно так. Однако мы в i-fidelity.net не устанем повторять, что естественная среда обитания полочных колонок, даже если они называются BS («Bookshelf», англ. «книжная полка») — это подходящие стойки. Модель LS 50 компании ELAC идеально подходит для BS 243. У этих полочников предусмотрено четыре резьбовых отверстия в плите основания, изготовленной из литого алюминия и обеспечивающей определенный зазор для волн из выхода порта фазоинвертора; в них для ее соединения со стойкой вкручиваются винты. Такой способ фиксации представляется идеальным для компактных колонок.
Итак, Solano BS 283 компании ELAC свободно размещаются в моей комнате в многократно и точно выверенной позиции: расстояние 50 сантиметров до стены сзади (измеряется от передней части колонки) и 110 сантиметров до боковых (от центра колонки). Небольшая подсказка: убедитесь, что дистанции до упомянутых стенок не совпадают. Хотя для каждого помещения необходимо индивидуальное соотношение расстояний — еще и с учетом местоположения слушателя — было установлено, что соотношение 1:1,3–1,6 является хорошей отправной точкой для собственных экспериментов. Поскольку, как уже упоминалось, ленточные твитеры излучают звук по горизонтали весьма равномерно, нет необходимости выравнивать колонки относительно места прослушивания. Конечно, если расстояние до стены с одной из сторон окажется чрезвычайно малым, следует повернуть колонки, чтобы не слишком усиливать звук. Но при достаточном расстоянии до стен в моей комнате мне это не понадобилось, и я выставил колонки BS 283 в положение 0 градусов.
Поскольку полочники Solano имеют довольно типичную – в лучшем случае, среднюю – чувствительность для колонок таких габаритов, я использовал достаточно мощный двухкомпонентный усилитель Musical Fidelity M6s PRE/PRX. 2 x 336 Вт (на 4 Ом) — это надежная основа. Для подключения я использовал проверенный временем кабель QED XT 40 Reference. Для первой оценки звучания с сервиса Qobuz при поддержке Roon воспроизводился джаз в акустической обработке. С альбомом Чико Фримана Spirit Sensitive колонки Solano раскрываются сразу же полностью, не утаивая своих качеств: саксофон подается с удивительно гармоничными и насыщенными тембрами, в наличии все обертона, формирующие его неповторимое звучание; нежное прикосновение щеток к барабану создает забавный фоновый шум; четко слышны мельчайшие различия в динамике игры Билли Харта. Поражает способность колонок ELAC BS 283 тонко дифференцировать звуки, когда заслушиваешься звучанием тарелок и предельно точно ловишь различия между «атакой» и «сбросом», то есть моментом удара и последующим звучанием. И здесь Jet-твитер оказывается в своей стихии. К счастью, вуфер поддерживает заданный уровень качества. В свою очередь, очень мощный голос контрабаса Сесила Макби отличается текстурностью, точностью и весомостью. Первый вердикт: это можно слушать!
Поскольку колонки можно подключать по двухкабельной схеме (bi-wiring), а усилитель мощности Musical Fidelity M6s PRX обеспечивает простое подсоединение такого типа благодаря двум выходам на АС, остается только уяснить, возможно ли «еще лучше». Как правило, я испытываю некоторый скептицизм по поводу целесообразности использования такой схемы, особенно с недорогими колонками, но при тестировании данного высококлассного комплекта это показалось мне интересным. При подсоединении второй идентичной парой кабелей QED XT 40 колонки Solano BS 283 работают в режиме bi-wiring. Повторно наслаждаясь музыкой, которая ранее проигрывалась при более традиционном подключении, констатирую: слышится новое звучание! При однокабельном звук уже был хорош, во втором случае становится еще лучше. Бас подается определенно более весомо, последний квант нервозности в высокочастотном диапазоне исчезает. Складывается более приятное общее впечатление благодаря повышению насыщенности, законченности звучания при одновременном увеличении его глубины и объемности.
Подтверждая результаты
Я продолжил слушать музыку в режиме bi-wiring и смог еще раз удостовериться: Solano отлично передают ВЧ. Исключительно изящно, динамично и броско, при этом не чересчур в плане свежести звучания. В последней трети трека Rainbows квартета Sepalot Quartett с альбома 2018 года A New Cycle проигрывается продолжительный повторяющийся пассаж, в котором хай-хеты уже звучат со значительной резкостью. Однако эта «приправа», возможно, намеренно была применена исполнителем с помощью эквалайзера на микшере. В пользу этой версии говорит то, что тотчас же присоединившаяся к общему многоголосью труба, основной тон которой лежит в том же частотном диапазоне, звучит на общем фоне совершенно естественно, то есть колонки не ошибаются. Эта потрясающая проницательность вновь проявляется в песне Konzentrat, где полностью отодвинутый на задний план тихий сэмпл ди-джея, играющий на повторе, подпитывает атмосферу песни, что, безусловно, не было бы передано АС с меньшей детальностью. Кстати, то же самое относится и к реверберации трубы. Несмотря на легкость, воздушность подачи твитера, бас не отстает, а выступает очень проворно, и ему удается добиться уверенного согласования с Jet 5. В этом, безусловно, немалое значение имеет схожесть срезов рабочих АЧХ обоих динамиков, что, в свою очередь, позволило не усложнять разделительный фильтр. Помимо вклада в общую гармонию маленький 15-сантиметровый излучатель также зарабатывает очки при выполнении своей основной функции: он глубже забирается в частотный «подвал», чем обычно ожидается от колонок такого размера. Вдобавок, ему это удается с удивительной стабильностью, о чем свидетельствует крайне насыщенная подача бочки и напольного тома в песнях Sepalot Quartett.
Лабораторный отчет
Колонки ELAC Solano BS 283
Минимальное сопротивление: 3,2 Ом, 217 Гц
Номинальное сопротивление (отклонение ± 20 %): 4 Ом
Чувствительность: 84 дБ (2,83 В/1 м; 500-5000 Гц)
Технические характеристики
Производитель: ELAC, г. Киль, Германия
Модель: Solano BS 283
Гарантия: 5 лет
Конструкция: двухполосная, фазоинверторная
Комплектация:
- ленточный твитер Jet 5;
- 15-сантиметровый СЧ/НЧ-динамик
Разъемы для подключения: bi-wiring/bi-amping
Варианты отделки:
- черный лак, глянцевый;
- белый лак, глянцевый.
Вес: 8 кг
Подводим итоги
Колонки Solano BS 283 – серьезное заявление не только для ассортимента ELAC , но и для всего Hi-Fi-рынка. Они идеально подходят для любителей музыки, желающих вслушиваться в записи и различать в них мельчайшие детали. Фирменный твитер Jet 5, усовершенствованный за десятилетия разработок, обеспечивает тонкую и многогранную подачу. BS 283 просты в размещении, звуки различных диапазонов не перекрывают друг друга – отчасти потому, что СЧ/НЧ-динамик отлично согласован с ленточным твитером. Таким образом, компактные колонки Solano подходят для бесконечного наслаждения музыкой. Они идеально взаимодействуют с электронными компонентами системы, которые тоже отлично себя зарекомендовали. Тем, кто подыскивает шикарные АС небольших габаритов, отвечающие самым высоким требованиям к качеству звучания, обязательно следует добавить в список кандидатов Solano BS 283 компании ELAC , тем более что для столь высококлассных колонок, разработанных и изготовленных в Германии, их цена достаточно невелика.
Андре Швердт