Новости

Тест акустических систем Yamaha NS-3000: радикальный натурализм / Stereo.ru

Полтора года назад анонс флагманской «пятитысячной» серии Yamaha наделал в аудиофильской среде немало шума. Единственными представленными тогда колонками стали внушительные трехполосники, объединившие ностальгический дизайн с хайэндными техническими решениями. И только теперь на сцену выходят полочники — компактные, но не менее радикальные в плане технологий и материалов.
По ходу рассказа о новых полочниках старшие колонки NS-5000 придется упомянуть не раз. Во-первых, их появление стало своеобразным манифестом — громким заявлением, что знаменитая компания решила возродить производство весьма серьезной домашней акустики. Во-вторых, многие продвинутые конструкторские решения, реализованные в «пятитысячных» моделях, логичным образом перекочевали и к нашим испытуемым.
Абсолютный раритет - реклама других колонок Yamaha NS-3000, разработанных очень много лет назад, но так и не пошедших в массовое производство
Впрочем, внешне NS-3000 выглядят куда менее радикально. Старшие колонки представляют собой крупные широкие кабинеты на низкой подставке — кажется, будто они сошли со страниц хайфайных каталогов 70-х годов прошлого века. Ну, а перед нами классические полочники, компоновка которых универсальна и непоколебима, как сам нотный стан.

Ваше благородие

Однако полочники полочникам рознь. Казалось бы, оформление «рояльный лак» сегодня не использует только ленивый, однако в нашем случае качество отделки просто вызывающе совершенно. Это трудно ощутить по фото, но возникает чувство, будто действительно оказался рядом с концертным роялем в зале консерватории. Сама идея прикоснуться пальцами к благородному глянцу, рожденному многими слоями настоящего лака, кажется просто кощунственной.
И даже не потому что очень дорого, а просто раз уж ты не творец, то и инструмент — не твоих рук дело. Инкрустированный металлом знаменитый логотип лишь подчеркивает ассоциации. Кстати, NS-3000 и NS-5000 — единственные домашние колонки, на которых шильдик Yamaha размещен в верхней части фронтальной панели.
Градус возвышенного концертного пафоса немного снижают алюминиевые фланцы, фиксирующие динамики. Их нарочито грубая матовая шлифовка спасает от переизбытка глянца и отлично гармонирует с двумя серебристыми диффузорами весьма нетривиальной конструкции.
Тыловая панель оформлена не менее стильно и солидно
Но прежде чем перейти к обсуждению драйверов, бросим взгляд на тыловую панель. Здесь обнаружился порт фазоинвертора, чья хитрая звездообразная форма призвана бороться с турбулентными призвуками, а также одна пара роскошных терминалов. Их массивные полированные гайки фрезерованы из цельных латунных заготовок и абсолютно идентичны зажимам и в NS-5000, и в новых высококлассных оконечниках М-5000.

Броня крепка

Оба динамика Yamaha NS-3000 получили диффузоры, изготовленные из полимера Zylon. Этот материал был разработан в 80-х годах и с тех пор сумел потеснить кевлар во многих его исконных применениях — от производства бронежилетов до космонавтики. Что не мудрено, ведь прочность на разрыв у него выше в 1,6 раза.
Но в нашем случае куда важнее, что модуль упругости зилона достигает 270 ГПа. Для сравнения: у алюминия 69, у стали 200, а у бериллия 287. То есть при куда меньшем удельном весе он позволяет добиться экстремально низкого уровня паразитных деформаций мембраны динамической головки.
Резиновый подвес явно рассчитан на изрядный ход диффузора
Но есть у чудо-полимера и своя ахиллесова пята — он не устойчив к ультрафиолету. По этой причине, а также для оптимизации изгибных характеристик инженеры Yamaha решили покрыть диффузоры медно-никелевым сплавом — монелем, который наносится на зилоновый «холст» методом вакуумного осаждения. Кстати, прочность и химическая нейтральность монеля таковы, что из него делают тросы минных тральщиков и клапаны для высококлассных медных духовых.
Разработчики особо подчеркивают, что выбор одного и того же материала для диффузоров всех головок позволил добиться высокой тембральной однородности по всему частотному диапазону. Разумеется, технология зилоновых диффузоров достались нашим испытуемым в наследство от флагманской модели.
В заднюю камеру звуковые волны попадают разными путями, чтобы встретиться там в противофазе и стихнуть
Жесткость литых корзин с дополнительными ребрами сомнений не вызывает
Более того, твитер в «трехтысячных» установлен тот же самый, что и в NS-5000. За его 3-см диафрагмой имеется канал, ведущий в акустическую камеру сложной формы. В ней бесследно затухают обратные звуковые волны, обычно отражающиеся от магнитного керна и смазывающие фазовую структуру основного излучения.
Граница раздела между твитером и 16-см СЧ/НЧ-драйвером расположена на частоте 2,8 кГц, причем в фильтре используются компоненты от небезызвестного Mundorf — в частности, емкости MCap SUPREME EVO.
Что касается кабинета, то он, судя по всему, тоже построен по образу и подобию «пятитысячных». То есть стенки выполнены из фанеры белой японской березы с острова Хоккайдо, а физические параметры ящика рассчитаны методом конечных элементов и затем протестированы посредством лазерной интерферометрии.
Помимо ребер жесткости, внутри колонки установлен акустический поглотитель, представляющий собой П-образную трубку/волновод, частично заполненную волокнистым материалом. Такой ход позволяет, с одной стороны, эффективно бороться с внутренними стоячими волнами, а с другой — избавиться от избыточного объема демпфирующих матов в корпусе, а значит, и от лишних потерь в басовой динамике.

Первая высота

Наша тестовая конфигурация была составлена из предусилителя Plinius Kaitaki и оконечника Plinius Р10, а также сетевого и SACD-плеера Technics SL-G700. Так что сетап получился хоть и не полностью японский, но, так сказать, тихоокеанско-островной.
На 8-Омную нагрузку мощник Р10 способен выдавать 200 Вт на канал при скорости нарастания выходного сигнала 50 В/мс. При этом максимальная рекомендованная мощность Yamaha NS-3000 — 120 Вт (6 Ом).
Колонки были установлены на разработанные специально для них опоры SPS-3000. Это внушительные 15-кг стойки с нижней плитой из МДФ и верхней пластиной из 6-мм стали. Приятно, что для надежной фиксации в ней предусмотрена пара отверстий, соответствующих закладным гайкам на нижней поверхности АС.
Конструкция получилась жесткая, прочная и весьма респектабельная на вид, однако высота (64,8 см с шипами) для среднего европейского меломана мне показалась немного заниженной. Во всяком случае, при росте 173 см мне, сидя в обычном кресле, хотелось, чтобы пищалки оказались сантиметров на 5−7 повыше.
Хотя дискомфорт этот был по большому счету визуальным: впечатляющая дисперсия (и горизонтальная, и вертикальная) позволяет вольности в позиционировании. Более радикальный ход — поставить стойки на каменные антирезонансные плиты.
По неофициальным данным, для дополнительного демпфирования в материал нижней опорной плиты добавлены резиновые гранулы
Усредненный импеданс Yamaha NS-3000 составляет 6 Ом при минимуме 4,6 Ом, чувствительность — 87 дБ/2,3 В/1 м. Что касается частотного диапазона, то он обозначен довольно специфично: 39 Гц — 60 кГц при неравномерности -10 дБ.
Провести собственные достоверные измерения (т.е. в безэховой камере, с микрофонами соответствующего класса и т. п.) возможности у меня не было, так что о басовых талантах «трехтысячных» придется судить исключительно по субъективным ощущениям.
Что касается ВЧ, то их потолок однозначно ограничен возможностями человеческого слуха. Чтобы в этом убедиться, особенно вслушиваться не пришлось. Однако обо всем по порядку.

Скорость есть

Yamaha настолько давно не баловала меломанов акустикой поистине высокого класса, что сегодня в массовом сознании бренд ассоциируется в первую очередь с техникой домашнего кинотеатра. Это добротная аппаратура, обладающая завидным соотношением возможностей, параметров и цены, но довольно далекая от ценителей серьезного саунда. Хотя аудиофилы со стажем, как и профи, прекрасно помнят и легендарные студийные мониторы NS-10, и весьма достойную домашнюю линейку SOAVO.
Включив NS-3000, тут же вспоминаешь тот самый звук, который десятилетия назад Yamaha зашифровала в аббревиатуре NS, то есть Natural Sound. В нынешней инкарнации он оказался легок, прозрачен и крайне быстр.
Многие меломаны в общих чертах представляют себе «ямаховский» звук — и «трехтысячные» однозначно следуют устоявшейся музыкальной философии. Но с другой стороны, практически все фамильные качества тут выведены на принципиально более высокий уровень.
Сначала о верхней части диапазона. Я не смог отказать себе в удовольствии открыть прослушивание камерным джазом, ведь рояль и медные духовые для Yamaha — в буквальном смысле слова самые близкие и родные инструменты.
Для начала «Midnight Sugar» — SACD-альбом трио Tsouyoshi Yamamoto. Несмотря на лаконичность музыкальной сцены, она кажется прямо-таки пронизанной искрами, рассыпаемыми тарелками, а потому — неожиданно объемной и широкой. Клавиши Цуеси Ямамото почти осязаемы, на сильных нотах явственно считываются легкие струнные обертона и послезвучия.
Далее пойдет джаз совсем другого урожая и разлива. Потерянный альбом Джона Колтрейна «Both Directions at Once» был записан в 1963 году на четвертьдюймовые моноленты. А дальше исходники ждали своего часа несколько десятилетий, прежде чем были напрямую оцифрованы и сведены в формате 24 бит/192 кГц.
NS-3000 подали запись как удивительную смесь винтажности с обычно не свойственной ей живой микродинамикой и слитной, опять-таки абсолютно осязаемой звуковой фактурой.
Забегая немного вперед, скажу, что колоночки оказались способны без проблем раскрывать многослойные миксы любой сложности. Причем каким-то образом они умудряются при этом не засушить и не расчленить единую музыкальную ткань.
Асимметричный раструб фазоинвертора не только прекрасен внешне, но и эффективно подавляет турбулентные призвуки
Признаюсь, два вышеупомянутых альбома я выбрал не в последнюю очередь из-за плотного, богато артикулированного и щедро прописанного акустического баса. И на нем акустика тоже заставила вспомнить о тонкостях фирменного почерка.
Все в курсе, что в последнее время публика предпочитает басы пожирнее и поувесистее. Но NS-3000 не склонны потакать массовой моде. Они не стараются казаться могучими башнями и уж тем более не пытаются изображать бумбокс.
Тем не менее, в рамках имеющегося объема и акустического оформления низкочастотная основа тут проработана с не меньшей тщательностью, чем другие участки спектра. Мидбас вполне телесен, энергичен и весьма детален.
Такая картина, на мой взгляд, простирается примерно до отметки 50−60 Гц. Придраться к рельефности и тональной разборчивости контрабаса на этом участке вряд ли получится. И, судя по особенной основательности саунда в районе 80−90 Гц, фазоинвертор настроен именно на эту частоту.
На самом деле коннекторы куда крупнее, чем может показаться по фото
Что касается вокального участка, то по исчерпывающей детальности, динамике и микродинамике он, пожалуй, ни в чем не уступает ВЧ. На DSD-релизах Emilie-Claire Barlow голос Эмили был не просто глубок или богат на обертона.
Он оказался легок, светел, жизнерадостен и при этом не оставлял сомнений в аудиофильской точности передачи всех тональных составляющих, включая отчетливые сибилянты. Что характерно — они вовсе не казались жесткими или искусственно акцентированными.
Возможно, дело тут в том, что по уровню вокальный диапазон, особенно в своей верхней части, едва заметно уступает более верхним частотам. Но ровно настолько, чтобы не добавить изысканному вокалисту не свойственной ему пережаренной экспрессии.

Выводы

Ну и на закуску коснемся самого щепетильного вопроса — стоимости. В России, как и во многих других странах, цену NS-3000 Yamaha предпочитает во всеуслышание не объявлять. Кому действительно интересно, тот свяжется с официальным дилером и получит предложение, учитывающее все тонкости желаемого сетапа.
Но, чтобы не быть совсем уж голословным, скажу, что в Австралии «трехтысячные» стоят порядка 13 000 местных долларов, то есть примерно 750 000 рублей. Насколько это дорого для полочников, ставших квинтэссенцией многолетней работы опытнейших саунд-гуру такой харизматичной компании, как Yamaha?
Вопрос философский, требующий как минимум точного понимания, какой характер звука ближе всего именно вашему пониманию музыкальной гармонии. Конечно, в расчет придется взять размеры помещения и абсолютную потребность в адекватном по способностям усилительном тракте.
В любом случае, NS-3000 — система элитарная и отношения к себе требует соответствующего. В том числе и по части музыкального вкуса.

Достоинства

Выглядят и звучат как высококлассный музыкальный инструмент. Технологии и инновации действительно работают на конечный результат: высочайшее разрешение на ВЧ и исключительный натурализм вокального диапазона.

Недостатки

Не рекомендуется поклонникам жанров, изначально предполагающих смещение тонального баланса вниз, вроде дабстепа. Впрочем, назвать это недостатком сложно — просто колонки на такую музыку не рассчитаны в принципе.

Паспортные данные

Число полос: 2
Количество динамиков: 2
Акустическая схема: фазоинвертор
Воспроизводимые частоты (-10 дБ): 39 Гц — 60 кГц
Чувствительность: 87 дБ/2,3 В/1 м
Ном. мощность: 60 Вт
Макс. мощность: 120 Вт
Импеданс: 6 Ом (мин. 4,6 Ом)
Габариты (ШхВхГ): 244×394×326 мм
Масса: 13,1 кг (каждая)

Оригинальный материал на сайте stereo.ru:

Тест акустических систем Yamaha NS-3000: радикальный натурализм

Обзоры продуктов
Made on
Tilda