Новости

Интегрированный усилитель Octave Audio V 80 SE / stereophile.com. Часть 1

Как и многие другие обитатели современного Манхэттена, я, старый холостяк с сединой в волосах, участвовал в брачных ритуалах, которые включали в себя электронные инструменты для гадания и компьютерные «машины удовольствий». Попросту говоря, в знакомствах через Интернет.

На разных сайтах с известными названиями, обещающих устроить свидание с прекрасной незнакомкой, которая может оказаться вовсе не тем, за кого себя выдает, мне доводилось находить приключения на разные части тела — но не реже этот процесс оказывался запутанным или давал удручающие результаты. Как-то раз меня успешно умыкнул гибкий бродвейский певец, я встретился с женщиной, которая на самом деле была мужчиной, и даже нашел работу — и все это благодаря сервисам онлайн-знакомств.

Когда на меня нахлынула волна этих воспоминаний, я как раз планировал протестировать интегрированный усилитель Octave V 80 SE, подобрав джазовые пластинки, которые любили мои давнишние партнеры по свиданиям. Потом умер Грегг Оллмен, и все изменилось. Я прослушал композицию Midnight Rider с выдержанного в деревенском стиле второго альбома Idlewild South группы Allman Brothers Band (LP, Atco SD 33−342); затем 13-минутную версию In Memory of Elizabeth Reed с альбома The 1971 Fillmore East Recordings (4 LP, Mercury B0020496−01); и, наконец, зажигательное гитарное соло Дуэйна Оллмена в кавере на песню Боза Скэггса Loan Me a Dime с альбома Duane Allman: An Anthology (2 LP, Capricorn 2CP-0108). На дворе снова был 1972 год, мне снова 15, я курил на концерте Оллменов (вместе с которыми в тот вечер выступали Faces, Mahavishnu Orchestra и Spirit) на стадионе Memorial Stadium в Шарлотте, штат Северная Каролина.

Каждое соло, которое Грегг, Дуэйн и гитарист Дикки Беттс записали на первых трех альбомах Allman Brothers Band, выжжено в памяти, безупречно свято и волшебно. Они пребывают в одном раю с сольной партией Джона Колтрейна на тенор-саксофоне в композиции Blue and Green с альбома Майлза Дэвиса Kind of Blue (LP, Columbia/Legacy 88 697 680 571), небесными вокальными гармониями Джона, Пола и Джорджа в песне Here, There and Everywhere с диска Revolver (LP, Hör Zu SHZE 186) и сотворенной Фрэнком Синатрой в 1958 году песнью утраченной любви Angel Eyes с пластинки Frank Sinatra Sings for Only the Lonely (LP, Capitol W-1053). Сложно объяснить, как музыке братьев Оллмен удалось передать синеву неба и радостный настрой магистралей глубокого Юга, таких как 441-й маршрут США и 11-е шоссе штата Джорджия — потоков плавящегося асфальта, которые когда-то дарили ощущение опасности, свободы, тайны и волшебства.

Способен ли рожденный в Германии ламповый интегрированный усилитель, оснащенный недавно выпущенными мощными лампами Tung-Sol KT150, передать теплоту классических альбомов Allman Brothers Band, записанных для Atco Томом Даудом? Урбанистическую шероховатость записей Руди Ван Гелдера на пластинках Хэнка Мобли, Уэйна Шортера или Джо Хендерсона, выпущенных компанией Blue Note? Прозрачность сессий Роя Дюнанна для Contemporary Records? Одно можно сказать наверняка: классические немецкие технологии — от граммофонного диска и проигрывателя Эмиля Берлинера до микрофонов Neumann и Telefunken — в последние несколько десятилетий заняли почетное место в каждой крупной студии звукозаписи. Произведет ли современная немецкая аудиотехника впечатление на обладателя не самой обычной американской гостиной?


Описание


Интегрированный усилитель V 80 SE от Octave Audio представляет собой двухтактную конструкцию класса AB, выдающую 120 Вт на канал при работе с нагрузкой 4 Ом или 80 Вт на канал (на 8 Ом), с заявленным диапазоном частот 10 Гц — 80 кГц. Четыре яйцевидных лучевых тетрода Tung-Sol KT150 обещают высокую мощность; два миниатюрных задающих двойных триода 12AU7 и единственная входная лампа 12AT7 (двойной триод со сплит-режимом) подобны маленьким рыцарям, охраняющим главную башню замка. Секция предварительного усилителя и каскад усиления мощности V 80 SE могут работать независимо друг от друга, если выбрать опцию Extern. Этот интегральник позволяет — вы не поверите! — выбирать силовые лампы. Если вам захочется другого звучания от Octave, замените предустановленные лампы KT150 на EL34, 6550, KT88, KT100 или KT120: регулируемая пользователем система измерения смещения позволит вам через несколько минут снова крутить винил и запускать компакт-диски.

Корпус V 80 SE выполнен из «комбинации стали и алюминиевого сплава», — пояснил по электронной почте исполнительный директор и главный разработчик Octave Audio Андреас Хофманн. «Из алюминия изготовлены детали, которые находятся снаружи. Внутреннее шасси сделано стальным из соображений стабильности и магнитного экранирования. Его конструкция также способствует устранению вихревых токов, позволяя свести к минимуму гул, порождаемый магнитным полем».


Компания утверждает, что V 80 SE способен справиться с любой нагрузкой, начиная с 2 Ом: «Усилитель может работать с двухомными колонками, при этом [лампы KT150] не функционируют за пределами своих возможностей, — пишет Хофманн. — У них все еще есть резерв на случай более высокого тока анода и рассеяния мощности на нем… Наш трансформатор оптимизирован в отношении фазового сдвига для контроля отрицательной обратной связи. Эта сбалансированная система сохраняет стабильность при нагрузке до 2 Ом, а также вовсе без нее; это означает, что усилитель не склонен к возбуждению при экстремальных условиях в плане сопротивления подключенных АС».

Этот выдающийся интегральник может похвастаться обширным списком достоинств, в числе которых: разъемы для подключения эквалайзера, сигнального процессора и сабвуфера; возможность управления блоком усиления мощности V 80 SE посредством стороннего предусилителя; режим обхода для применения в многоканальной системе; поддержка двухусилительного подключения; и, наконец, встроенный усилитель для наушников. За дополнительную сумму можно приобрести встраиваемые модули MM- или MC-фонокорректора, а также внешние блоки питания Octave Black Box и Super Black Box. V 80 SE располагает самыми продуманными функциями защиты цепей, управления питанием и мягкого старта, которые мне доводилось когда-либо видеть у усилителя. Его габариты составляют 451 X 175×415 мм (ширина, высота и глубина), вес — 23 кг, а качеством изготовления он может поспорить с Mercedes-Benz C112.

Octave самостоятельно изготавливает выходные трансформаторы — компания начала их мотать еще в 1968 году, задолго до выпуска в 1986-м своего первого успешного продукта, предварительного усилителя HP 500, модернизированная версия которого до сих пор остается в ассортименте — и собирает каждый аппарат вручную на своем заводе в германском Карлсбаде, используя электролитические конденсаторы EPCOS, переключатели Elma и винтовые клеммы германского производителя Druseidt Elektrotechnik. За прошедшие годы Octave выпустила очень успешные усилители Jubilee (2003) и V 40 SE (2009) — последний был протестирован Артом Дадли в августе 2014 года — и усилитель мощности RE 290 (январь 2013).

Глядя на строгую переднюю панель усилителя толщиной в четверть дюйма, трудно предположить, что за ней скрывается на редкость щедрый набор опций. Выключатель питания находится на левой стороне корпуса сразу за выступающим краем передней панели, на которой слева расположен большой селектор входов: Phono (аудиовход), CD1, CD2, Aux (универсальный), тюнер. Тот, что поменьше, предназначен для выбора дополнительного входа: источник, петля или фронтальный канал (в режиме усилителя мощности). Прямоугольное окошко в центре лицевой панели слева обрамлено столбиком светодиодов, по одному на каждый вход; за ним следуют столбики для регулировки смещения мощных ламп и состояния усилителя: Protection (защита), Soft Start (мягкий старт), Extern (внешний), Headphone (наушники), Front Channel (фронтальный канал), Ecomode (эко-режим). Второй маленький селектор переключает режимы: Linear (базовый режим), Extern (внешний) и Bias (смещение). Замыкает список еще одна большая круглая ручка — регулятор громкости. Входящий в комплект пульт ДУ служит только для управления ею.


Задняя панель V 80 SE представляет собой упорядоченный лабиринт из гнезд RCA и XLR, переключателей и других разъемов. Слева расположены восемь RCA-входов, обозначенных как CD2, Tuner (тюнер), Master In (вход на блок усиления мощности), Master Out (выход с предусилителя), Tape Rec (выход для записи на ленту или DAT-кассету), Tape Play (вход для воспроизведения с ленты или DAT-кассеты), Pre Out (выход с предусилителя на сабвуфер) и Front Channel (вход для правого и левого фронтальных каналов). Над ними размещены тумблеры Headphone (наушники) и Ecomode (эко-режим), Aux (универсальный вход) и RCA-вход на фонокорректор, зажим заземления и балансный XLR-вход для CD-проигрывателя. В центре располагаются две пары клемм Druseidt для подключения АС, двухпозиционный переключатель мощности Power Selector, который должен быть установлен в положение «High» (110 Вт) при использовании ламп KT120 или KT150 либо в «Low» (70 Вт) с KT88, 6550, KT90, KT100 или EL34, а также одинокое 6,3-миллиметровое гнездо для наушников. (Мы не ошиблись: их придется подключать сзади). Наконец, справа находятся гнездо IEC, отсек предохранителей и разъем для подключения дополнительного источника питания Black Box.

Настройка


Наряду с мощными лампами и триодами в комплект поставки входят дополнительная мощная лампа, сетевой шнур, две маленькие отвертки, руководство пользователя и пара белых перчаток, предназначенных для аккуратной установки каждой лампы в гнездо после снятия вентилируемой крышки. Включив V 80 SE и подождав около 60 секунд, пока не погас светодиод мягкого пуска, я установил смещение для каждой мощной лампы, помня о том, что после их прогрева его придется задавать еще раз. Но после этого параметры смещения оставались постоянными на протяжении всего периода прослушивания.

У Octave очень изобретательная система настройки смещения. Когда я переключил маленький селектор режимов в положение Bias, на дисплее появились четыре столбика по три элемента в каждом — по одному на каждую лампу. В каждом из них три светодиода — красный, зеленый и желтый. Для ламп KT150 красный и зеленый светодиоды должны гореть одновременно; регулировка осуществляется путем установки прилагаемой трехмиллиметровой отвертки в крошечное отверстие под столбиком светодиодов соответствующей лампы и поворота по часовой стрелке (для увеличения тока) до появления и стабилизации желаемых цветов. Все просто!

Прогрев


В течение первых 20 дней использования Octave V 80 SE был самым неприятным для слуха усилителем из всех, которые я когда-либо встречал: слишком яркий, чересчур прямолинейный и в целом «ушераздирающий». Для смягчения характера ему потребовался целый месяц почти постоянной работы. Я так и не проникся в полной мере очарованием мощных ламп Tung-Sol KT150, но научился уважать то, что им удается особенно хорошо: высокие частоты без зернистости, очень мощные и динамичные басы, а также нейтральный чистый звук.

После того как звучание референсного аудиотракта становится хорошо знакомым, любому новичку следует выпустить на волю своего внутреннего матерого слушателя. Некоторые предпочитают, чтобы Hi-Fi-система воспламеняла и высвобождала их воображение, другие ищут острых ощущений, третьи гонятся за звуковой и музыкальной информацией, четвертые слушают только ради получения фактов. И для всех них сердце музыки бьется в разном ритме.

Когда в мою референсную систему попадает новое устройство, я вслушиваюсь в тональный баланс, динамику, текстуры — и, в меньшей степени, в детальность, качество звуковой сцены и формирование атаки. Для меня проигрывание музыки заключает в себе цвет, форму и тон. В сумме эти элементы вызывают у меня больше эмоций, чем высокая детальность или сногсшибательная динамика. Слушая музыку, я хочу испытывать чувства.

Прослушивание


Одна из лучших записей контрабасиста Дэйва Холланда — альбом Triplicate (LP, ECM 1373) 1988 года в составе трио с альт-саксофонистом Стивом Коулменом и барабанщиком Джеком Деджонеттом. Холланд всегда в отличной форме, также как и крепыш Коулмен, однако Деджонетт — не самый предсказуемый исполнитель. Мне доводилось видеть, как он расслабляется и просто играет в такт, но бывали и случаи, когда он буквально сносил стены клуба своими вулканическими пассажами. Трио Холланда отлично смотрелось в композиции Take the Coltrane Дюка Эллингтона, которая звучит мрачно и утяжеленно в нижнем диапазоне — именно там, где V 80 SE особенно хорош. Я никогда не слышал, чтобы Деджонетт так мощно брал с места в карьер, как это получилось у него в этой вещи в исполнении Octave; его партии ошеломили меня фантастической глубиной, щедрой весомостью и мощными ударами по тарелкам. Усилитель подал эту пластинку очень прозрачно, сформировав глубокую музыкальную сцену с надежным басовым фундаментом в виде бочки Деджонетта и контрабаса Холланда. Энергичный и прямолинейный фанк с затейливыми и сочными соло Холланда позволяет глубоко погрузиться в музыку.


Red in Bluesville Реда Гарланда (LP, Prestige PRST-7157) с басистом Сэмом Джонсом и ударником Артом Тейлором представляет собой жизнерадостный и легкий хард-боп. Octave придает звучанию диска еще более живой характер, его свингующая музыкальность разворачивается на фоне прозрачного и солнечного акустического ландшафта. Акценты фортепиано Гарланда в верхнем диапазоне кажутся очень звонкими на общем фоне микса, а щетки Тейлора при всей их лаконичности оказываются менее выразительными, чем слышалось мне в прошлом. Однако в исполнении Octave музыка дышит и живет; она полностью захватила мое внимание, не оставив места для исследования под слуховым микроскопом.

Именно во время прослушивания Red in Bluesville я впервые понял подход Octave к формированию нот фортепиано, тарелок и звуков верхнего регистра в целом. В то время как V 80 SE безостановочно штурмовал вершины динамических экстремумов, сопровождая эту мощь живостью, напором и зачастую щедрой глубиной НЧ, в некоторых записях самые высокие звуки рояля и тарелок подавались жестко и остро, как будто вольтметры студии звукозаписи ушли далеко в красную зону. Эта особенность зависела от конкретной записи, однако она была постоянной и воспроизводимой. Пики не страдали зернистостью, но острота была очень заметной.

Хотя инженер звукозаписи Contemporary Records Рой Дюнанн никогда не пользовался таким признанием и уважением, как Руди Ван Гелдер из Blue Note, он едва ли уступает последнему: записанные им пластинки лейбла всегда звучат естественно. The Poll Winners Ride Again! (LP, Contemporary S-7556) восхищает зажигательными фразами гитариста Барни Кессела, басиста Рэя Брауна и барабанщика Шелли Мэнна. Этот альбом 1958 года еще раз подчеркнул разносторонние таланты Octave — от восхитительно воздушного и звучного бас-барабана Мэнна до достаточно жестких тарелок и хай-хэта. Мягкая и чистая гитара Кессела и соло Брауна на контрабасе подавались мощно, динамично и четко.


Я слушал альбом за альбомом, и звучание Octave было хирургически точным и проработанным, но всегда музыкальным. В хорошо знакомых мне записях, таких как Soul Station Хэнка Мобли (LP, Blue Note/Music Matters Ltd. MMBST-84 031), в исполнении Octave открывались сюрпризы. Гордый отец коллектива Jazz Messengers, Арт Блэйки, в Soul Station выступает в своей взрывной манере — но, к моему изумлению, я впервые в жизни отчетливо услышал, как он роняет палочку в первые секунды композиции This I Dig of You, и я отношу это открытие на счет точности Octave. При этом V 80 SE удается покорить подобные высоты детальности без уклона в аналитичность. Хотя я рассчитывал на большую насыщенность тональной палитры, Octave постарался компенсировать этот недостаток выдающимся расширением НЧ и глубиной образа в сочетании с головокружительной энергией и динамикой. При бесспорной задушевности звучания в целом в верхних регистрах он остается чуть более холодным.

Самым строгим тестом на способность компонента воспроизводить бархатные голоса и невесомые звуки является альбом Эллы Фицджеральд с Фрэнком Де Волом и его оркестром Like Someone in Love (LP, Verve MGV-4004). Если до того у меня сложилось впечатление, что V 80 SE временами недостает пышности, этот альбом убедил меня в его ошибочности. Octave в полной мере отдает должное богатому голосу Фитцджеральд и ее непринужденной вокальной манере; каждая фраза восхищает мягкостью и бархатистостью тона. Это мнение подтвердила юная леди по имени Джуди, некогда работавшая в магазине элитной аудиотехники в Гринвич-Виллидж и отлично знающая разницу между Wilson и Dynaudio. «Голос у Эллы — просто огонь!» — воскликнула Джуди, меняя туфли на каблуках на что-то более подходящее для музыки.


V 80 SE убедительно воссоздал альбом Idlewild South ансамбля Allman Brothers, вложив душу в проникновенный вокал Грегга Оллмена. В меньшей степени ему это удалось с диском Tour de France группы Kraftwerk (LP, EMI 591 708−1), который я обычно использую для проверки точности передачи танцевального задора, ноток дьявольщины и синтезированного баса. Как ни странно, V 80 SE значительно понизил градус воинственности знаменитого краутрок-альбома, сделав его звучание на низких частотах более вежливым и слаженным. Возможно, другие усилители придавали этой записи то, что в ней не было заложено, а V 80 SE оказался более правдивым арбитром.

Блок питания Super Black Box


Дополнительный внешний блок Super Black Box, оснащенный 12 конденсаторами EPCOS повышенной емкости, увеличил емкость источника питания V 80 SE в четыре раза и значительно улучшил его звучание. К усилителю блок подключается коротким кабелем, собственного шнура питания ему не требуется. Изменения были мгновенно слышны и весьма заметны. В Midnight Rider прибавилось ощущения студийной атмосферы вокруг инструментов и глубины в голосе Грегга Оллмена. Инструменты в The Poll Winners Ride Again! стали более весомыми, а звучание в целом — более задушевным. Суматошные «гоблины» на верхних частотах были усмирены и накормлены. За дополнительные деньги Super Black Box помогает V 80 SE играть значительно лучше.

Выводы


Octave Audio V 80 SE очень отличается от обычного интегрированного усилителя. Он наделен мощнейшим звучанием; это, пожалуй, самый прозрачный и нейтральный аппарат из всех, которые когда-либо украшали своим присутствием мою Hi-Fi-систему в Гринвич-Виллидж; и он настолько достоверно воссоздает сигнал с источника, что я заново регулировал громкость для каждой пластинки. V 80 SE уступал моим раздельным компонентам Shindo по красочности тональной палитры, теплоте и оформленности текстур, к тому же атака в верхнем диапазоне порой страдала жесткостью. Но Octave превзошел соперников в другом отношении. Огромный запас мощности позволяет ему формировать убедительное акустическое пространство с масштабными образами и превосходной глубиной. Чем выше громкость, тем более внушительным становится звучание. При этом работа на малых уровнях не уступает качеством выделки мощным батальным сценам. После приработки яйцевидных ламп KT150 я получил огромное удовольствие от пребывания V 80 SE в родовом поместье Микаллефов. При наличии сопутствующего оборудования соответствующего класса и, по вашему желанию, попутчика в музыкальном путешествии я настоятельно рекомендую его к приобретению.

Обзоры продуктов