Характеристики
Описание:
двухканальный ламповый интегрированный усилитель. Комплект ламп: четыре Tung-Sol KT150, две 12AU7, одна 6072/12AT7. Линейные входы: 6 (1 XLR, 5 RCA) плюс 1 кинотеатральный (RCA). Линейные выходы: 2 (RCA). Выходная мощность: 120 Вт на канал (на 4 Ом) (17,8 дБВт), 80 Вт на канал (на 8 Ом) (19 дБВт). Входная чувствительность: 300 мВ (RCA, XLR). Входное сопротивление: 40 кОм (RCA), 25 кОм (XLR). Баланс каналов: 0,5 дБ до уровня -70 дБ на регуляторе громкости. Взаимопроникновение каналов — 60 дБ, проникновение сигнала между входами — 105 дБ. Усиление на выходе Pre Out: +12 дБ. Диапазон частот: 10 Гц — 80 кГц. Коэффициент нелинейных искажений: 0,1% (10 Вт, 4 Ом) Отношение сигнал/шум: 103 дБ. Минимальное полное сопротивление нагрузки: 2 Ом. Коэффициент усиления: 38 дБ. Потребляемая мощность: менее 30 Вт в режиме Ecomode, 180 Вт в простое, 500 Вт при полной мощности.
Габариты:
V 80 SE: 451 X 175×415 мм (ширина, высота, глубина). Вес: 23 кг. Блок питания Super Black Box: 185×98×300 мм (ширина, высота, глубина). Вес: 2,5 кг.
Варианты отделки:
серебристый или черный алюминий.
Серийные номера рассмотренных устройств:
V 80 SE — 41 512 254; Super Black Box — 5 412 416.
Тестовая система
Аналоговые источники:
проигрыватель Kuzma Stabi S с тонармом Stogi S; проигрыватель Music Hall MMF-7.3; картриджи Denon DL-103, Goldring Elite MC, Ortofon 2M Bronze.
Цифровые источники: компьютер Apple MacBook с приложением Audirvana Plus; ЦАП Halide DAC HD, PS Audio NuWave; Blu-Ray-проигрыватель LG; жесткие диски Western Digital T2 Mirror (2).
Предварительные усилители: повышающий трансформатор для MC-картриджа Auditorium 23 A23, фонокорректор Heed Audio Quasar, предусилитель Shindo Laboratory Allegro.
Усилитель мощности: Shindo Laboratory Haut-Brion.
Интегрированный усилитель: Heed Audio Elixir.
Колонки: DeVore Fidelity Orangutan O/93, ELAC Debut B6, Snell Type J/II.
Наушники: Master & Dynamic MH40.
Кабели: Межблочные: AudioQuest Water, JPS Labs Superconductor, Shindo Laboratory. Акустические: AudioQuest Castle Rock, Auditorium 23, Tellurium Q Black.
Аксессуары: удлинитель Mapleshade Clearview Double Helix Mk. II; маты для проигрывателей винила Spec AD-UP1, Music Hall Aztec Blue и Mooo; пятиярусная стойка Salamander; бамбуковые разделочные доски IKEA Aptitlig (под проигрыватель, предусилитель, усилитель мощности); кленовая платформа Mapleshade 38×30,5×5 см; бруски красного дерева 5×5×1,3 см; демпфирование студии поролоном толщиной 7,5 сантиметров (потолок, стены).
Комната прослушивания: 3,7 метра в длину и в высоту, 3 метра в ширину, система установлена вдоль длинной стены; подвесной деревянный пол, стены толщиной 15 сантиметров (штукатурка 2×4), деревянный балочный потолок. (Кен Микаллеф)
Результаты измерений
Я измерял параметры Octave Audio V 80 SE с помощью своей первоклассной системы Audio Precision SYS2722 (см. статью «Как мы это видим» от января 2008 года и сайт www.ap.com). При проведении измерений переключатель на задней панели Octave был установлен в положение «High», как рекомендовано для ламп выходного каскада KT150. (Я не воспользовался расширителем емкости источника питания Super Black Box). После прогрева усилителя в течение часа я проверил смещение для каждой из четырех выходных ламп при помощи светодиодного индикатора в центре и правого селектора на передней панели. Для всех ламп KT150 было задано правильное смещение, для каждой лампы горели красный и зеленый светодиоды.
Максимальное усиление по напряжению на частоте 1 кГц с клемм для АС при нагрузке 8 Ом составило 38,75 дБ — как для небалансного, так и для балансного входов. Оба входа сохраняли абсолютную полярность (т. е. были неинвертирующими), у XLR горячим был контакт № 2. При переключении в режим Extern, который разделяет секции предусилителя и усилителя мощности V 80 SE, коэффициент усиления на выходных разъемах предусилителя составлял 0 дБ, а не заявленные 12 дБ; иначе говоря, все усиление по напряжению обеспечивалось каскадом усилителя мощности, включающим также регулятор громкости. Максимальное усиление на выходе для наушников на задней панели оказалось равным 24,6 дБ. Сопротивление балансного входа составляло 26 кОм на всем диапазоне; у небалансного входа оно было 39 кОм на низких и средних частотах, незначительно уменьшаясь до 33 кОм на частоте 20 кГц.
Выходное сопротивление секции предусилителя было низким — 5 Ом на всем слышимом диапазоне; выходное сопротивление гнезда для наушников — 19 Ом — будет слишком велико для моделей с низким сопротивлением. Измеренное на клеммах для АС выходное сопротивление было довольно высоким, составляя 1,84 Ом на частотах 20 Гц и 1 кГц и увеличиваясь до 3,1 Ом на частоте 20 кГц. В результате разброс частотной характеристики V 80 SE у нашей стандартной моделированной акустической системы составил ±1,1 дБ (рис. 1, серая линия). На других кривых этого графика показаны характеристики для 8, 4 и 2 Ом. Обратите внимание на отличное согласование каналов, а также на небольшой пик чуть выше 40 кГц. При подаче прямоугольного импульса с частотой повторения 10 кГц на 8 Ом (рис. 2) этот пик коррелирует с небольшим выбросом на переднем фронте, после чего следует один цикл затухающего звона. Этот график был снят в максимальном положении регулятора громкости; при более низких уровнях разницы в отклике не было, отличный баланс каналов сохранялся. На выходе для наушников частотная характеристика была ровной до 30 кГц, на 140 кГц она снизилась на 3 дБ (не показано).
Рисунок 1. Octave Audio V 80 SE, АЧХ при напряжении 2,83 В и следующих показателях нагрузки: смоделированная АС (серая кривая), 8 Ом (левый канал — синяя кривая, правый — красная), 4 Ом (левый канал — голубая кривая, правый — розовая), 2 Ом (зеленая кривая) (1 дБ/вертикальное деление).
Рисунок 2. Octave Audio V 80 SE, низкоуровневый прямоугольный импульс с частотой повторения 10 кГц (на 8 Ом).
Разделение каналов (не показано) было скорее хорошим, чем отличным: 69 дБ П-Л и 74 дБ Л-П на 2 кГц, уменьшаясь до 48 и 57 дБ, соответственно, на 20 кГц. Отношение сигнал/шум, широкополосное, невзвешенное, при мощности 1 Вт на 8 Ом при закороченном входе и установленном на максимум регуляторе громкости — наихудшая ситуация из возможных — было отличным: 79,1 дБ в левом и 78,25 дБ в правом каналах. Ограничение полосы измерения слышимым диапазоном улучшило эти показатели до 82,6 и 81,7 дБ, соответственно, а включение А-взвешивающего фильтра дало показатели 87,3 и 87,9 дБ. На рис. 3 показан низкочастотный спектр выходного сигнала V 80 SE при подаче синусоидального сигнала частотой 1 кГц при мощности 1 Вт на 8 Ом. Гармоники, связанные с питанием от сети переменного тока, видны в обоих каналах, хотя уровень всех случайных помех в абсолютном выражении низок, а влияние гармоник, связанных с частотой 120 Гц, в левом канале оказывается ниже, чем в правом.
Рисунок 3. Octave Audio V 80 SE, спектр синусоидального сигнала с частотой 1 кГц при мощности 1 Вт (на 8 Ом) (левый канал — синяя кривая, правый — красная; линейная частотная шкала).
На рис. 4 и 5 показано, как менялся процент КНИ+шум на выходе V 80 SE в зависимости от мощности при сопротивлении 8 и 4 Ом, соответственно. Заявленная максимальная мощность Octave на 4 Ом с лампами KT150 составляет 120 Вт/канал (17,8 дБВт), и на рис. 5 видно, что при работе обоих каналов усилитель как раз достиг этой мощности при 3% искажений. С точки зрения нашего стандартного определения клиппирования (1% КНИ) усилитель выдавал 43,3 Вт/канал (на 4 Ом) (13,35 дБВт) и 79 Вт/канал (на 8 Ом) (19 дБВт). Хотя значения КНИ+шум очень низкие при мощности ниже 1 Вт для любой нагрузки, постоянный рост КНИ с увеличением мощности на обоих графиках позволяет предположить, что отрицательная обратная связь используется в очень малой степени. У выхода на наушники клиппинг имеет место при 9 В на нагрузке 300 Ом, чего будет более чем достаточно для типичных высокоомных наушников.
Рисунок 4. Octave Audio V 80 SE, искажения (%) при непрерывно отдаваемой мощности (1 кГц, на 8 Ом) (левый канал — синяя кривая).
Рисунок 5. Octave Audio V 80 SE, искажения (%) при непрерывно отдаваемой мощности (1 кГц, на 4 Ом) (левый канал — синяя кривая).
Я не проверял порог клиппирования на нагрузке 2 Ом, так как V 80 SE было неудобно работать с таким низким ее значением. Это заметно на рис. 6, где показано, как процент КНИ+шум меняется в зависимости от частоты: при напряжении 6,33 В это эквивалентно 5 Вт (на 8 Ом) (синяя и красная кривые), 10 Вт (на 4 Ом) (голубая и розовая) и 20 Вт (на 2 Ом) (серая). Однако при более высоких параметрах сопротивления значение КНИ на низких частотах растет медленно, что говорит о большой мощности сердечника выходного трансформатора V 80 SE. Рост КНИ на противоположном конце слухового диапазона также относительно скромен для двухтактного усилителя с одной парой выходных ламп и ограниченной петлей отрицательной обратной связи.
Рисунок 6. Octave Audio V 80 SE, КНИ+шум (%) относительно частоты при 6,33 В для нагрузки: 8 Ом (левый канал — синяя кривая, правый — красная), 4 Ом (левый канал — голубая кривая, правый — розовая), 2 Ом (серая кривая).
К счастью, искажения определяются, главным образом, гармониками третьего порядка (рис. 7), то есть относительно безобидными. На низких частотах при умеренной мощности вторая гармоника почти так же высока, как и третья (рис. 8): вторая находится на уровне -60 дБ (0,1%), третья — на -54 дБ (0,2%). При умеренной мощности у V 80 SE отмечается малый уровень интермодуляционной составляющей при воспроизведении равной смеси тонов высотой 19 и 20 кГц (рис. 9), разностная составляющая на частоте 1 кГц равна -69 дБ (0,011%); тем не менее, составляющие более высокого порядка демонстрируют более высокий уровень, особенно в левом канале (синяя кривая).
Рисунок 7. Octave Audio V 80 SE, синусоидальный сигнал частотой 1 кГц при мощности 8 Вт (на 8 Ом) (вверху), КНИ+шум 0,206%; сигнал искажений и шума при вырезанной основной гармонике (внизу, масштаб не выдержан).
Рисунок 8. Octave Audio V 80 SE, спектр синусоидального сигнала частотой 50 Гц, при мощности 8 Вт (на 8 Ом) (левый канал — синяя кривая, правый — красная; линейная частотная шкала).
Рисунок 9. Octave Audio V 80 SE, спектр интермодуляционных искажений ВЧ, 19+20 кГц при пиковой мощности 8 Вт (на 8 Ом) (левый канал — синяя кривая, правый — красная; линейная частотная шкала).
Хотя входные гнезда фонокорректора на задней панели снабжены меткой «MC Phono», наш экземпляр V 80 SE был оснащен MM-модулем. Коэффициент усиления на частоте 1 кГц, измеренный на выходных разъемах предусилителя (как и во всех тестах фонокорректора), оказался подходящим для ММ-картриджей (40,4 дБ), также как и входное сопротивление, которое варьировалось от 45 кОм на частотах 20 Гц и 1 кГц до 21,5 кОм на частоте 20 кГц. Фонокорректор сохранял абсолютную полярность. Погрешность RIAA представлена на рис. 10; оба канала в значительной степени совпадают, но есть небольшой пик 0,75 дБ между 30 и 40 Гц, после чего выходной сигнал быстро затухает, достигая -3 дБ на 18 Гц. На противоположном конце спектра отклик снижается на 3 дБ на частоте 63 кГц.
Рисунок 10. Octave Audio V 80 SE, АЧХ фонокорректора с RIAA-коррекцией (левый канал — синяя кривая, правый — красная) (0,25 дБ/вертикальное деление).
Разделение каналов со входа фонокорректора (не показано) было очень хорошим: 80 дБ П-Л и 90 дБ Л-П на 2 кГц, снижаясь до 65 и 60 дБ на 20 кГц, соответственно. Отношение сигнал/шум фонокорректора также было весьма неплохим: 70 дБ (невзвешенный, широкополосный), 75 дБ (невзвешенный, в слышимом диапазоне) и 82,4 дБ (А-взвешенный); измерено при закорачивании входов на землю относительно уровня 5 мВ на частоте 1 кГц.
Фонокорректор Octave также отличается очень низким уровнем искажений. Я исследовал спектр сигнала 1 кГц при входном напряжении 20 мВ, на 12 дБ выше стандартного уровня ММ-картриджа (5 мВ) и эквивалентно разъемам на выходе с предусилителя (2 В). Несмотря на это, как видно на рис. 11, единственная гармоника искажений, которая видна над низким уровнем собственных шумов — а именно вторая — имеет уровень -110 дБ (0,0003%)! Интермодуляционные искажения (не показаны) были выше по уровню; тем не менее, разностная составляющая на частоте 1 кГц, полученная в результате смешения равных по уровню тонов 19 и 20 кГц, составила -66 дБ (0,05%). Запас фонокорректора по перегрузке на 1 кГц при 5 мВ был превосходным: 28 дБ на 20 Гц, 26 дБ на 1 кГц и 14 дБ на 20 кГц.
Рисунок 11. Octave Audio V 80 SE, спектр синусоидального сигнала с частотой 1 кГц при мощности 2 Вт (на 100 кОм) (линейная частотная шкала).
Как и в случае с другими усилителями Octave Audio, которые мы рассматривали, я был впечатлен полученными на V 80 SE результатами измерений. (Джон Аткинсон)