Plinius Hiato — настоящий монстр среди интегрированных усилителей. Я не знаю, как иначе описать его. Он большой, тяжелый и наделен неукротимой мощью в 300 Вт на канал, легко обходя большинство конкурентов. К тому же он любит давать акустическим системам уроки правильного поведения. Hiato напоминает мне сцену на нью-йоркской улице из фильма «Крокодил Данди», в которой наш герой, австралиец из глубинки, сталкивается с грабителем, размахивающим скромным по размеру выкидным ножом. К ужасу нападавшего, озадаченный Данди спокойно оценивает ситуацию, а затем плавно вынимает собственный невообразимо длинный кинжал. Переводя взгляд с оружия грабителя на свое, он произносит бессмертную фразу: «Разве это нож? Вот это — нож!». Проведя несколько часов с Hiato, вы будете отлично понимать, что он имел в виду. Вот это — усилитель!
На языке маори, исконных обитателей Новой Зеландии, слово «Hiato» означает «гармония» или «объединение». В ходе обмена электронными сообщениями с компанией Plinius ее старший техник Эйдан Муди отметил, что Hiato «стал ответом на потребность в развитии предшествующей эволюционной линии наших продуктов с помощью интегрированного устройства такого же высокого уровня». Его истоки можно проследить к многоканальному усилителю Odeon и к более поздней 225-ваттной модели SA-201. Дополнительную мощь Hiato придают двадцать выходных элементов (по десять на канал) и, соответственно, более габаритный блок питания по сравнению с тем, что у SA-201. Каскад предусилителя позаимствован у нынешнего флагмана Tautoro, а опциональный модуль фонокорректора по дизайну и топологии совпадает с предусилителем-фонокорректором Koru. Также Муди сообщил: «Особое внимание было уделено источникам шума, таким как шины питания и управляющие сигналы. Мы произвели тщательные расчеты компоновки печатных плат, чтобы обеспечить правильную обработку сигналов, и нашли оптимальные расстояния для изоляции любых нежелательных эффектов. Длины проводов и дорожек одинаковы, а сама компоновка в высшей степени симметрична, обеспечивая полное равенство каналов». Кроме того, были приняты ключевые решения в отношении компонентов, соединений и типов проводов.
У Hiato обтекаемая передняя панель, также как у моделей Odeon и 9200. Стилистически квазииндустриальный внешний вид с хорошо видимым синим субшасси изрядно устарел. Поручни вдоль задней панели пригодятся смельчакам, которые вознамерятся водрузить Hiato на стойку. В соответствии со сложившейся практикой Plinius на широкой передней панели нет цифрового дисплея с большим экраном — потенциального источника помех. Вместо этого входы обозначены рядом ярких светодиодных микроиндикаторов. Одиночный, мягко пульсирующий огонек означает, что Hiato находится в режиме ожидания. Изменилось управление функцией Mute — теперь она доступна только с пульта ДУ. В крайнем случае, отключить звук можно и у компонента-источника. У Hiato имеются четыре линейных входа с разъемами WBT RCA, опциональный и совершенно новый фонокорректор (созданный, как уже отмечалось, на базе высокопроизводительного Koru и регулируемый по усилению и нагрузке), а также балансные XLR-разъемы для входов CD и Line One. Также здесь есть сквозной канал для домашнего кинотеатра, переключатель разрыва заземления, ИК-выход для пульта ДУ, выходы для 12-вольтного триггера и 3,5-миллиметровый разъем на передней панели для портативных медиаисточников. Для двухкабельного подключения колонок предусмотрены четыре пары клемм. Воплощая стремление компании к экологичности, Hiato соответствует самым актуальным международным стандартам по изъятию из производственного процесса вредных для окружающей среды веществ. Картину довершает полнофункциональный алюминиевый пульт ДУ, тяжести которого могла бы позавидовать дубинка тюремного надзирателя.
![Интегрированный усилитель Plinius Hiato / theabsolutesound.com (TAS 201)](https://static.tildacdn.com/tild6332-3537-4439-b735-636565356564/Integrirovannyj-usil.jpg)
Справедливости ради стоит сказать, что я уже несколько лет выступаю неофициальным обозревателем продукции Plinius для TAS. Недавно я писал про интегральник 9200, проигрыватель CD-101 и усилитель мощности SB-301. [Я много времени провел с многоканальным усилителем мощности Plinius Odeon и считал его эталоном качества. — Роберт Харли]. Так что позвольте мне с самого начала внести ясность: Hiato — это не просто «подкачанный» 9200. Точно так же это и не SB-301. Его звуковой характер наделен всеми фирменными чертами Plinius: богатые, но не перенасыщенные средние частоты, плотные и жестко контролируемые нижние октавы, роскошные беспредельные верха. Если 9200, по ощущению, демонстрировал свои лучшие музыкальные качества в более высокочастотной части спектра, начиная с середины, то Hiato стартует с большей глубины, фактически задавая новый стандарт природы и тембрального богатства низов в своем ценовом сегменте. Стремительность атаки на пиковых сигналах всегда была характерна для моделей Plinius, и здесь она представлена в полной мере. Однако благодаря массивному блоку питания в распоряжении Hiato еще более убедительные динамические ресурсы, чем у предыдущих интегрированных моделей. Ощущение компрессии практически отсутствует, динамика молниеносна. Единственное, что можно было бы сравнить с прослушиванием музыки посредством Hiato на габаритных колонках, таких как Magico V2, — это цирковое представление, во время которого вами выстреливают из пушки.
Однако главное достижение Hiato лежит в сфере тонкой проработки — в частности, во взаимодействии тональных и микродинамических контрастов. Этому усилителю каким-то образом удается проводить более четкие различия между смежными образами, чем большинству конкурентов. Он создает своего рода звуковую топографию, в рельефе которой у каждого вокалиста и оркестранта есть точно определенное место по отношению друг к другу. Другими словами, каждая группа инструментов оркестра — и даже каждый инструмент внутри них — доносит до слушателя конкретную, максимально детализированную информацию о громкости и тембре, подчеркивая различия в каждой ноте и прочно выдерживая их от начала до конца. В качестве примера приведу скрипичный концерт Чайковского в исполнении Анне-Софи Муттер и Лондонского симфонического оркестра [Telarc].
Hiato не склонен как смягчать звучание, так и затемнять образы. У него несколько прохладный и сухой характер, особенно в верхней части звукового спектра; в нижнем диапазоне он также демонстрирует сверхъестественный контроль. Однако его ни в коей мере нельзя назвать бессердечным и холодным. Он безупречно раскрывает характер истинно романтической записи, но вместе с тем позволяет услышать, как пара бэк-вокалистов перегружает микрофон в глубине микса в композиции Линды Ронстадт — например, в Poor Pitiful Me из альбома Simple Dreams [Asylum]. Этот усилитель обнажает слои информации один за другим, как археолог счищает тысячелетнюю пыль и мусор с реликвии бронзового века размером с ноготь большого пальца. Но не ищите у него эмоциональной теплоты Pass Labs INT-150 или успокаивающих, деликатных и несколько более темных верхов лампово-гибридного Magnum Dynalab MD-309. Модели Plinius обычно предпочитают быструю и слегка блестящую подачу; так же поступает и Hiato.
Поскольку я только что установил на тонарм своего проигрывателя MC-картридж Sumiko Celebration Palo Santos, нельзя было сразу же не испытать возможности фонокорректора Hiato. С задней панели устройства легко получить доступ к DIP-переключателям коэффициента усиления и нагрузки. Поначалу я заметил небольшой низкоуровневый гул, однако он полностью исчез при нормальной громкости звука. Впоследствии мне сообщили, что это была аномалия, возникшая на ранних стадиях производства, и она была устранена путем перенаправления некоторых внутренних проводов. Тем не менее, по сравнению с моим нынешним референсным фонокорректором JR Transrotor Phono II, модуль Hiato действительно очень хорош. Его звучание наделено более теплым и шелковистым оттенком, чем у JRT, и формирует более сильное и материальное ощущение объемности. Качество воспроизведения НЧ — примерно на одном уровне с JRT, то есть очень высокое. На самом деле, начав проигрывать винил через Hiato, я практически отказался от прослушивания цифровых альбомов на большую часть времени, отведенного для тестирования. Аппарат Plinius вдохнул новую жизнь в старые пластинки, выявив мельчайшие детали, которые мне, кажется, и не доводилось различать раньше. Даже на хорошо знакомых записях, как, например, знаменитый альбом Fleetwood Mac Rumours [Warner], благодаря отсутствию компрессии и точности тембральной подачи такие песни, как Dreams и Second Hand News, звучали так, словно они только что были ремастированы. Подобно лучшим усилителям, Hiato обладает высокой детальностью, позволяющей раскрыть внутреннюю жизнь акустических инструментов и вокальных гармоний. При прослушивании альбома Rumours я по-новому оценил красочную и фактурную игру Мика Флитвуда на барабанах, потрясающую гитарную работу Линдси Бакингема и общее великолепие звуковой картины.
![Интегрированный усилитель Plinius Hiato / theabsolutesound.com (TAS 201)](https://static.tildacdn.com/tild6539-3362-4233-b666-346464346337/Integrirovannyj-usil.jpg)
При воспроизведении альбома The Power and the Glory [M&K RealTime], записанного напрямую на диск, Hiato в полной мере воссоздал широту и динамику органа первой конгрегационалистской церкви Лос-Анджелеса. Больше всего меня восхитило отсутствие электронного занавеса, перекрывающего звуковую сцену. Вместо этого создавалось абсолютно органичное ощущение, что музыка просто существует в пространстве, а не воспроизводится посредством Hi-Fi-системы. Глубина формируемой сцены была превосходной, а благодаря десятиметровым трубам органа и насыщенности звучания язычкового регистра у меня сложилось впечатление, будто я нахожусь не в комнате, а в самом храме. Поистине поразительна детализация на сверхмалой громкости, проявленная Hiato в композиции The Bells of St. Anne de Beaupre. Здесь орган играет обманчиво простой мотив нежных и вроде бы далеких церковных колоколов, поддерживаемых очень тихим басовым тремоло. Если ваша система (включая тонарм и картридж) достаточно талантлива, вы попадете в объемное акустическое пространство и почувствуете странное ощущение гула, как будто под вашим домом проходит линия сейсмического разлома. Мне никогда не доводилось слышать эту композицию в своей комнате в таком великолепном исполнении.
Поскольку мне уже был знаком Plinius SB-301, вполне естественно было провести сравнение двух моделей. В верхнем диапазоне Hiato являет более холодную индивидуальность по сравнению с более теплой подачей SB. Легкость и гибкость, столь характерные для нижней и средней частей спектра в исполнении SB, у Hiato менее выражены. Гармоническая энергия становится несколько жестче; мягкие потоки воздуха, которые, казалось, приподнимали верха у SB-301, здесь кажутся немного более слабыми и холодными. В таких композициях, как Thunder Road Брюса Спрингстина с концерта в Hammersmith Odeon, Hiato подчеркивает скорость и четкость вокала певца, но при выходе за пределы непосредственной «рамки» изображения звуковая картина кажется менее богатой.
Есть еще один момент, требующий обсуждения. Нужны ли вам пресловутые 300 Вт на канал? И да, и нет. Две очень требовательные модели АС, которые были у меня под рукой — мои собственные компактные мониторы ATC и Magico V2 — никогда еще не играли так волшебно, как при подключении к усилителю Plinius. Раньше звуковой сцене недоставало высоты, подача обеих моделей казалась более темной, рыхлой и динамически ограниченной; Hiato устранил эти ограничения и оттенки. Музыкальные текстуры усложнились до такой степени, что я начал забывать об электронных компонентах аудиотракта и чувствовал себя непосредственным участником музыкального процесса. Короче говоря, этот усилитель по-настоящему хорош в крупнокалиберной работе, требующей доведения до нужного градуса низкочувствительных или требовательных колонок, таких как ATC или Magico. Но, конечно, и менее капризные модели, такие как Verity Audio Finn, тоже выиграют от подключения к Hiato — его контур предусилителя превосходен — однако они сумеют задействовать только малую часть его выходного потенциала.
Plinius Hiato — это дерзкая мощь, с которой придется считаться. При соответствующих обстоятельствах, в партнерстве с исключительно талантливыми колонками и компонентами-источниками, лишь немногие конкуренты способны бросить ему вызов. Последнее слово в этом сегменте еще не сказано, но на данный момент Hiato не стоит об этом беспокоиться. Его эталонное качество говорит само за себя.
Характеристики
![](https://static.tildacdn.com/tild3833-3637-4264-b833-363631656466/image.png)
Автор: Нил Гэдер
Подготовлено по материалам издания «The Absolute Sound», март 2010 г. www.theabsolutesound.com