Кто вы? Последователь минимализма, который предпочтет интегрированный ламповый усилитель, оснащенный только четко обозначенными входами, селектором источников, регулятором громкости и клеммами для подключения колонок? Или вам более по душе максимально функционально гибкое устройство со всеми возможными «наворотами»? Первый вариант интуитивно понятен, и любой опытный пользователь Hi-Fi-компонентов рассматривает такие аппараты как воплощение подхода «включи и играй». Обладающий 30-летним опытом германский бренд Octave Audio при создании своего усилителя V70 Class A выбрал промежуточный подход – и все же мне пришлось предварительно изучить его 36-страничное руководство.
Делу не помогло даже то, что для тестирования нам выдали базовую модель – без дополнительной платы MM- или MC-фонокорректора ( при этом в V70 есть место только под одну, так что вам придется заранее выбрать нужный вам тип) и одного из «подкачивающих» емкость конденсаторных блоков. Black Box – это «внешний буфер блока питания», Super Black Box – «внешний буфер блока питания с увеличенной емкостью». Подобные цены на аксессуары такого рода, подключаемые к задней панели V70 специальными кабелями, кажутся довольно высокими, поэтому потенциальному покупателю я бы посоветовал провести демонстрацию с ними и без них. Но и помимо этих опций нам есть о чем поговорить.
Красота и мощь
V70 Class A в отделке черного или серебристого цвета смотрится очень эффектно; его красоту слегка портит только съемная стальная крышка лампового отсека. Она необходима для безопасности, но выглядит так, будто ее отломали от какого-то промышленного нагревателя, и она плохо сочетается с остальными элементами стильного аппарата. Без крышки V70 намного изящнее, и если у вас дома нет детей и животных, вы вполне можете обойтись без нее.
Лампы поставляются в отдельной коробке, поэтому первым делом следует, выкрутив винты, снять крышку, установить лампы в гнезда и при желании вернуть ее на место. Спереди нет лишних элементов управления – только два круглых регулятора. Кнопка включения питания находится на левой панели корпуса, остальные переключатели – на задней. Левая круглая ручка служит для выбора источника и настройки смещения, правая представляет собой моторизованный регулятор громкости.
В комплект поставки входит качественный увесистый пульт ДУ, который управляет только громкостью. Впрочем, это не проблема, так как он редко бывает нужен для чего-то еще. Например, для смены источника вам в любом случае придется встать, чтобы поставить виниловую пластинку или компакт-диск, потоковое вещание в расчет не берем.
Между круглыми регуляторами располагается дисплей с двумя столбцами зеленых светодиодов и центральным горизонтальным рядом из четырех огоньков. На этой панели визуально отображается состояние ламп, момент окончания процедуры прогрева, возникающие неисправности и т. д. В левой колонке представлены пять входов; если установлена одна из плат фонокорректора, Aux 2 связывается именно с ее входом.
Борец за экологию
Светодиоды в правой колонке обозначают последовательность фаз включения питания, а также работу в качестве двухканального усилителя мощности (например, в составе системы домашнего кинотеатра). Центральные отображают состояние отдельных ламп.
Взглянув на заднюю панель усилителя, вы поймете, почему я предлагаю взять паузу и вначале изучить руководство. Здесь можно увидеть привычные разъемы, среди которых толстые клеммы для подключения колонок, розетка электропитания переменного тока, достаточное количество RCA-входов для источников сигналов линейного уровня, пара XLR-разъемов для устройств, располагающих таким выходом, и разъем заземления, который понадобится вам в случае установки опционального фонокорректора. С остальными элементами не обойтись без пояснений.
В верхнем левом углу задней панели расположен трехпозиционный переключатель с надписью «Ecomode», который может находиться в положении «Eco off», «Eco on» или «Amp off». Он управляет системой автоматического отключения, которая переводит усилитель в режим ожидания при отсутствии музыкального сигнала в течение семи минут. Режим Ecomode работает в связке с функцией мягкого старта при включении, за которой можно наблюдать на дисплее передней панели. Далее расположен селектор мощности, имеющий два положения: «Low» (25 Вт) и «High» (50 Вт). Настройка определяется выбором выходных ламп, о чем подробнее будет сказано чуть ниже. Наконец, рядом с гнездом для сетевого кабеля находится специальный разъем для подсоединения одного из блоков конденсаторов Black Box.
В отдельном разделе данной статьи Пол Миллер рассказывает о присущей этому двухтактному усилителю функциональности класса А; она не зависит от конкретного типа ламп, поскольку сердцем Octave V70 в стандартной комплектации являются всеми любимые KT120. Разумеется, Octave V70 не отдает безусловное предпочтение одной модели ламп с октальными цоколями – к примеру, его же вариант V70 SE оснащен достопочтенными 6550.
На практике селектор мощности работает точно так же, как и аналогичная настройка у усилителя PrimaLuna EVO 300, и определяется типом используемых выходных ламп. У Octave V70 он устанавливается в положение «Low» для KT88 и 6550 и «High» – для KT120 и KT150. Руководство пользователя советует не экспериментировать с другими моделями ламп, и я присоединяюсь к этой рекомендации.
Почувствуй силу
После того, как вы освоитесь с процессом запуска и дадите усилителю время на стабилизацию в течение минуты или около того, управление V70 не составит проблем. Но не питайте чрезмерных надежд: я провел сотни часов с усилителями, оснащенными KT120, и должен признать, что эта лампа не выдает такого мощного рокота или хлопка, которых я ожидал, например, от мощной перкуссии в дебютном сингле
Have I The Right?
группы The Honeycombs или насыщенных басов на диске Stairway To Heaven группы Dread Zeppelin.
Это свойство оказалось более заметным при подключении колонок Falcon Acoustics LS3/5A с невысокой чувствительностью (около 82 дБ), а также Magnepan LRS с их сопротивлением в 4 Ом, представляющими собой более сложную нагрузку. Однако дело было не только в мощности, поскольку усилитель без проблем справился и с теми, и с другими АС; это скорее относится к воспринимаемой силе. V70 предпочитает скорее утонченный и вежливый подход, а не возможность от души помотать головой, которую ему предоставила композиция I Am Hell из альбома The Beavis & Butt-Head Experience группы White Zombie.
Забавно, но V70 продемонстрировал свои истинные достоинства в предпоследнем треке этого диска – I Got You Babe Шер. Ее знаменитое трехоктавное контральто потрясающе звучит в этой записи 1993 года, и Octave сумел воссоздать его максимально аутентично, со всей присущей ему чудесной плавностью. А от болтовни наших мультипликационных героев я буквально катался по полу, что заставило меня стряхнуть пыль со своих DVD.
Продолжаем тему знакомых голосов. В последнее время я запоем слушаю одного из худших певцов, когда-либо добивавшихся статуса суперзвезды, рядом с которым Боб Дилан кажется Дином Мартином. Но в самодовольной, раздражающей немелодичности Лу Рида есть определенный шарм, а работа продюсера в альбоме Coney Island Baby из серии Original Album Classics исключительно хороша. Когда что-то заставляет меня вскочить с места, я ставлю это в заслугу и системе, и записи – и песня Kicks оказалась именно такой.
Обратите внимание
Даже если эта композиция вам знакома, внезапное появление, подобно причудливому греческому хору, разрозненных голосов во многих местах заставляет присесть и внимательно прислушаться. Ламповым усилителям присущи определенные качества, отличающие их от многих транзисторных устройств; я вспомнил об этом, заметив, что V70 формирует эти краткие фразы в отдельных слоях, не сливая их с основным аудиодейством.
Эта задача не менее сложна, чем воссоздание подлинной ширины или глубины сцены, и она обеспечивает повышенную достоверность звучания. Множество усилителей способны создать пространство с реалистичной глубиной, но при этом все элементы находятся в одной плоскости, как на старых слайдах в стереоскопе Viewmaster 3D. V70 не страдает такой тенденцией к сплющиванию. Поскольку музыкальная сцена внезапно стала более захватывающей, а свою одержимость реализмом вокала я уже удовлетворил, я обратился к записи бродвейской постановки «Скрипача на крыше» на магнитной ленте.
Как я и надеялся, акустическое пространство оказалось объемным и воздушным, а распределение исполнителей по нему – вполне убедительным. Поскольку немалая часть этой записи состоит из разговоров, что более характерно для театральных представлений, чем для саундтреков к фильмам, она особенно ярко демонстрирует качество передачи пиковых сигналов, избегая подчеркивания свистящих и сохраняя звучность голоса Зеро Мостела.
Его вздохи в песне If I Were A Rich Man, несмотря на прошедшие с момента записи 57 лет, подаются так, будто рождаются в реальном времени где-нибудь в 2021 году. В композициях, где участвуют несколько исполнителей – таких как песня Tradition и другие номера с припевами – каждому голосу уделено достаточно внимания, но без перекосов в сторону излишней аналитичности. Проникся ли я симпатией к этому аппарату, прослушав его сразу после почти такого же замечательного PrimaLuna EVO 300? Почти полностью.
В его звучании чуть больше убедительности, хотя и меньше грубой силы (независимо от типа ламп), чуть тоньше проработка и чуть больше воздуха. Но цена без дополнительных опций заставляет серьезно задуматься, поскольку мы платим за функции, а не за качество звучания – не в последнюю очередь за управление лампами, дополнительные входы и другие приятные мелочи. Если для вас это важно, добавьте этот усилитель в свой список.
Вердикт Hi-Fi News
Если применительно к Octave V70 эпитет «интеллектуальный» кажется странным, а «тевтонский» – слишком банальным, считайте его просчитанным и разумным вариантом для любителей лампового звука, требующих современного подхода. Он так же далек от винтажных ламповых устройств, как и любой другой выпущенный в нашу эпоху усилитель, который я мог бы упомянуть, без каких-либо уступок ностальгии. Чистота звука сочетается с теплотой, напоминающей слушателю, что он имеет дело не с полупроводниковым аппаратом. А в довершение добавим ко всему сказанному то, что и конструкция его безупречна.
Всегда класс A?
Еще в 1947 году, когда Radio Corporation of America (RCA) опубликовала свое «Руководство по применению приемно-усилительных ламп», в главе «Звукоусиление» было дано определение лампового усилителя класса А: «это устройство, у которого смещение на сетке и переменное напряжение на ней же таковы, что анодный ток... течет все время». Однотактные ламповые каскады обязательно работают в режиме класса А, но двухтактные тоже могут функционировать по такой же схеме (или близко к ней), переводя лампы в режим холостого хода на полпути между точкой отсечки и полным насыщением. В этом случае ток звуковой частоты по-прежнему протекает через отрицательные и положительные «половины» ламп двухтактной схемы, увеличиваясь в одной из них выше смещения режима ожидания (вплоть до точки насыщения) и одновременно уменьшаясь в другой (но, не доходя до отсечки). Обе фазы суммируются в выходном трансформаторе, что также предполагает некоторое дополнительное снижение гармонических искажений четных порядков и шумов.
При прочих равных условиях двухтактный каскад класса А обеспечивает вдвое большую выходную мощность по сравнению с однотактным, однако он все равно остается очень неэффективным, поскольку пары выходных ламп продолжают рассеивать мощность вплоть до полного номинала даже при отсутствии входного сигнала. Для повышения эффективности и при этом сохранения ситуации, когда оба комплекта ламп работают далеко от нелинейной области отсечки, конструктор Андреас Хофманн реализовал в V70 схему скользящего смещения, управляющую током анода в зависимости от состояния сигнала. Она работает в тандеме со схемой автоматического смещения и управления лампами, так что ручного вмешательства не требуется. В усилителе истинного класса А потребление энергии в режиме ожидания будет высоким и неизменным, независимо от выдаваемой мощности; на практике V70 в режиме ожидания потребляет 170 Вт, а на полной мощности – более 230 Вт.
Результаты измерения
При тестировании в режиме «High» (выбираемом по умолчанию для ламп KT120 и KT150) и с выключенной функцией «Ecomode» V70 реализовал обещанные 2x40 Вт на 8 Ом и 2x50 Вт на 4 Ом, выдав 2x43 и 2x55 Вт, соответственно, после повышения порога КНИ с 1% до 2%. Точка жесткого клиппирования для V70 находится ближе к 3%, о чем свидетельствуют динамические профили выходного сигнала [график 1], которые показывают 50, 80 и 88 Вт на 8, 4 и 2 Ом, соответственно, с пределом 25 Вт на 1 Ом. В отдельной врезке я говорю об инновациях, внесенных Octave в схему класса A. С ними связано использование одной вторичной обмотки номиналом 4–16 Ом в широкополосных выходных трансформаторах с сердечниками из кремнистой стали; поэтому усилитель оснащен лишь одним комплектом четырехмиллиметровых клемм для подключения АС. На практике кажется, что обмотки и ограниченная обратная связь оптимизированы для нагрузки 4 Ом – об этом свидетельствует снижение искажений при мощности свыше 10 Вт с 1,15% до 0,25% (на выходной мощности 30 Вт) при переходе от нагрузки в 8 Ом к четырехомной [черная и красная кривые на графике 1].
Что касается «широкополосности», то V70 определено обеспечивает очень ровную и широкую АЧХ без часто встречающегося вклада от резонанса трансформатора ультразвукового диапазона, которая достигает от -0,25 дБ на 20 Гц до +0,1 дБ на 20 кГц на нагрузках 8 и 4 Ом, затем доходит до пика +0,4 дБ на 50 кГц и спадает до -6,2 дБ на 100 кГц / 8 Ом (-5,8 дБ / 100 кГц / 4 Ом). Конечно, умеренное выходное сопротивление 1,75–2,0 Ом (в диапазоне 20 Гц – 20 кГц) вызовет гораздо большие вариации в отклике системы в зависимости от изменения сопротивления подключенных АС. Шум также оказывается ниже «среднего», обеспечивая отношение сигнала к взвешенному шуму 86 дБA (для 0 дБВт), а искажения на всех видах нагрузки показывают ожидаемый рост относительно уровня в нижней части НЧ-диапазона – от 0,45% / 20 Гц / 1Вт до 0,96% / 20 Гц / 10 Вт [см. график 2].
Обзор: Кен Кесслер, лабораторные исследования: Пол Миллер