Как гласит пословица, нет ничего более постоянного, чем временное. Она определенно оказалась справедливой для ELAC — одного из старейших производителей Hi-Fi-компонентов в Германии — в последние несколько лет, в течение которых компания расширяла свою деятельность. История ELAC началась в 1926 году в прибрежном городе Киль, и в то время основным направлением деятельности фирмы была разработка гидроакустических систем. После окончания Второй мировой войны она переключилась на производство проигрывателей винила и головок звукоснимателей. В 1981 ее приобрел Вольфганг Джон, который и сделал компанию такой, какой мы ее знаем; впоследствии ее возглавил его сын Оливер. ELAC выпустила свои первые колонки в 1984 году — и с тех пор ни разу не оглядывалась назад. В конце 2017 года сменился генеральный директор, а к давнему директору по исследованиям и разработкам Рольфу Янке присоединился известный дизайнер Эндрю Джонс, после чего бренд обрел новую жизнь. Сегодня компания производит фантастический ассортимент АС, включая разработанные Джонсом линейки Adante и Navis, созданные в США, а также более традиционную германскую серию Vela с культовым твитером JET. Янке говорил: «Будучи глобальным брендом, мы адаптируемся к любым рынкам, имеющим различные ожидания с точки зрения цены, дизайна и звучания». Что до представленной здесь системы Vela FS 407, то ее индустриальный дизайн был разработан в Северной Америке, а акустическая «начинка» создавалась в Германии.
НА РЕАКТИВНОЙ ТЯГЕ
От предшественниц из 400-й серии был унаследован ленточный твитер JET 5 — важнейший компонент данной АС. В нем применены легкая, сложенная в гармошку мембрана из фольги и неодимовые магниты, обеспечивающие расширенную амплитудно-частотную характеристику с верхней границей 50 кГц. Комплект дополняет пара электродинамических 15-сантиметровых головок с широкими подвесами и литыми алюминиевыми корзинами. В 2,5-полосной конструкции СЧ-динамик принимает подачу от твитера на частоте 2,4 кГц, а вуфер вступает в дело от 450 Гц. Их диффузоры изготовлены по технологии алюминиевого сэндвича и формой напоминают поверхность крупного кристалла. По утверждению компании, для них характерны жесткость, относительно малый вес и отменные демпфирующие свойства. Выпуклая передняя панель корпуса оканчивается опорной пластиной, снабженной прорезью для порта фазоинвертора с излучением вниз. Сам он опирается на литой цоколь, который обеспечивает впечатляющую устойчивость и стильно выглядит. В ELAC полагают, что наклон трапециевидного в сечении корпуса назад и новый волновод твитера JET повышают точность стереопанорамы. Кроме того, благодаря такой геометрии Vela FS 407 смотрится очень эффектно. К колонке предлагается тканевая защитная решетка на деревянной раме с магнитными креплениями. Симпатичный, но прочный корпус увенчан пластиной из черного анодированного алюминия, сочетающейся с основной отделкой глянцевого черного или глянцевого белого цвета либо ореховым шпоном. Установка не вызвала сложностей: благодаря направленному вниз порту фазоинвертора АС отлично работают на расстоянии около 30 сантиметров от задней стены. Разворот на несколько градусов в сторону слушателя улучшает стереопанораму.
МЯГКОЕ И ШЕЛКОВИСТОЕ
Самой очевидной характеристикой звучания Vela FS 407 являются — пожалуй, ожидаемо — его плавность и уравновешенность. В значительной степени они обусловлены твитером JET, не уступающим ни одной из предыдущих версий, а также его улучшенной интеграцией с остальными динамиками. В то же время среднему диапазону присущи чистота и изысканность, а басам — упругость и завидная глубина. В итоге получается очень приятное звучание; оно не лишено некоторых недостатков, но не полюбить его невозможно. Оно также служит ярким свидетельством того, насколько далеко продвинулась компания за последние годы в плане качества создаваемого звука.
ЛЕГКОЕ СЖАТИЕ
Обычные диафрагмы динамиков (конусные, купольные или планарные) перемещаются вперед и назад вдоль оси, по которой они излучают звук. «Преобразователь воздушного потока» (AMT), запатентованный в 1973 году немецким инженером, доктором Оскаром Хайлем, работает совершенно по-другому. Гофрированный подобно мехам аккордеона, он вытесняет воздух, выдавливая его из щелей. Тонкие алюминиевые полоски, приклеенные к мембране, проводят сигнальный ток и генерируют сжимающее движение — точно так же, как обычная звуковая катушка, взаимодействуя со статическим магнитным полем. Оскар Хайль изобрел AMT, работающий на низких частотах, и его идеи были применены в компактном сабвуфере LAT компании Tymphany, ныне снятом с производства. Однако сегодня большинство AMT-динамиков являются так называемыми ленточными твитерами; вновь вызвавшая интерес производителей технология применяется в JET от ELAC, а также в большой линейке AMT-твитеров, включая дипольные модели, которые сегодня продает Mundorf. Среди заявленных преимуществ технологии стоит отметить общую площадь излучения, во много раз превышающую этот параметр купольного твитера эквивалентного размера, что дает выгоду с точки зрения мощности и искажений, а также активное сопротивление, упрощающее конструкцию кроссовера.
УГЛУБЛЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Невозможно не отметить исключительное качество высоких частот этих колонок, независимо от характера воспроизводимой музыки — они облагораживают всё. К примеру, песня London Town группы Wings из альбома с тем же названием [London Town; Parlophone TOCP-65 510] превосходно записана в студии Abbey Road с Джорджем Мартином за пультом. Ее аранжировка включает несколько отменно представленных акустических инструментов — от скрипок до английского рожка. В исполнении Vela FS 407 она звучит чудесно, восхищая открытостью и объемностью. Чистота и блеск хай-хэта превосходят практически все, что мне доводилось слышать у колонок сопоставимой цены, а богатые обертона электрооргана и струнной группы расцвечивают всю музыкальную ткань. Шипение ленты на этой старой аналоговой записи отчетливо слышно, однако оно было очень мягким и скорее ласкало слух, чем раздражало его. У твитера утонченность — не единственное достоинство; не меньшего внимания заслуживает его полная интеграция с СЧ-динамиком. Средний диапазон АС не создает ощущения жесткости или неровности; даже при внимательном прослушивании сложно сказать, где один излучатель передает звук другому. Это доказывает не только песня Wings, но и такие записи, как грубоватая и более далекая от «эталонного» Hi-Fi-звучания композиция Thunder And Lightning группы ELO [Out Of The Blue; Epic 88 697 053 232] того же периода. В ней применены жесткая компрессия и довольно странный эквалайзер с выпячиванием средних частот — вероятно, с прицелом на ротацию на AM-радиостанциях. Однако этот подход совершенно не сбивает Vela FS 407 с толку; АС следуют по маршруту песни, нимало не склоняясь к резкости даже на высокой громкости. Третьей изюминкой этих колонок можно назвать превосходное воспроизведение деталей. Даже получив исходный материал среднего качества — например, песню King группы UB40 [Signing Off; DEP International CDOVD439], записанную, по преданиям, на кухне продюсера — Vela FS 407 демонстрируют необъяснимую способность продраться сквозь дебри и создать живую, сочную и дышащую музыку. Конечно, в этом процессе играют роль и другие динамики, однако именно скорость обработки твитером пиковых сигналов делает звучание по-настоящему волшебным. Было очень увлекательно наблюдать за всеми отдельными элементами композиции — от электрооргана, доверху нагруженного эффектами, до саксофонов и кларнета. Поистине высокий класс.
ЧИСТЫЙ ЗВУК
Тембры каждого инструмента представлены очень реалистично, как будто АС сметает мусор с объектива, позволяя слушателю получить четкое и точное представление о том, что происходит за микшерным пультом — от нижней части спектра до самых верхов. У них гораздо более прозрачное звучание, чем у многих конкурентов, чему в значительной степени способствует продуманное устройство корпуса — не загрязняющего звук, как это слишком часто случается. Напротив, стильный и крепкий, он во многом определяет нейтральный и ровный характер басов FS 407. Конечно, в силу законов физики Vela не сравнятся в этом отношении с действительно большими напольниками — и тем не менее, НЧ у них получаются отменно. Песню King отличает роскошная глубокая басовая линия, и АС поразительно ловко управляются с ней, не перегревая и не раздувая, сочетая заложенную в ней весомость с четкостью и ровным темпом. По мере того как басист перемещается по нотному стану вверх и вниз, колонка в точности повторяет его действия, создавая мелодичный и захватывающий звук. Она чувствует себя, как дома, в джазе — например, в композиции Лу Дональдсона One Cylinder [Alligator Bogaloo; BlueNote TOCJ-9103], в которой пульсирующий контрабас заполняет собой довольно разреженное в целом звуковое пространство этой записи. Пока что все шло неплохо, однако и Vela FS 407 не лишены недостатков. Они очень хороши во многих отношениях и способны дать серьезный бой своим равноценным конкурентам — однако объем воздуха, который может прокачать их среднечастотная секция, ограничен. Впрочем, это проявляется только на высокой громкости, когда внимательный слушатель может заметить компрессию динамики. В качестве примера можно привести превосходную запись Четвертой симфонии Брамса в исполнении Ивана Фишера и его Будапештского симфонического оркестра [Channel Classics CCS SA 26 109], первая часть которой демонстрирует мастерскую работу со светотенью с точки зрения динамики. В мощных крещендо, в которых участвуют инструменты с низким тоном — например, группа виолончелей — оркестру немного недостает дыхания и энергичности.
ОТКРЫТЫЙ КОСМОС
Тем не менее, Vela FS 407 отлично удается передавать тончайшие динамические контрасты музыкального произведения и более эффективно воссоздавать ощущение пространства, чем можно было бы ожидать при их относительно компактных габаритах. При воспроизведении симфонии Малера они точно формируют панорамное восприятие концертного зала, обеспечивая большое открытое пространство вокруг оркестра и точное осознание местонахождения отдельных исполнителей. Кроме того, они создают очень реалистичное ощущение атмосферы записи и неожиданную глубину сцены. Все эти факторы плюс точно выверенные акценты по-настоящему вдохнули в запись жизнь и душу.
ВЕРДИКТ HI-FI NEWS
Новые высококлассные напольные АС Vela FS 407 служат ярким свидетельством способности компании ELAC к созданию широкого спектра моделей, не уступающих лучшим их современникам. Они исключительно привлекательны как с визуальной, так и с акустической точки зрения. Быстрые, грациозные, гибкие, плавные, открытые и увлекательные, они отменно справляются с музыкальными произведениями самых разных жанров и, несомненно, обретут множество поклонников. Качество звучания: 85%
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЙ ELAC VELA FS 407
Для напольных колонок FS 407 довольно компактны, поэтому даже с номинальным сопротивлением 4 Ом заявленная чувствительность 88 дБ кажется несколько оптимистичной. Наши измерения зафиксировали почти 87 дБ по усредненному БПФ, но 86,1 дБ SPL при подаче 2,83 В/1 м розового шума промышленного стандарта и еще меньше — на типичном музыкальном спектре, так что значение 86 дБ выглядит более реалистичным. Помимо 4 Ом номинального сопротивления ELAC заявляет минимальное значение 3,5 Ом на частоте 200 Гц, что близко к полученному нами в измерениях 3,5 Ом на 184 Гц. Контроль за фазовыми углами импеданса необычно высок, поэтому минимальное значение эквивалентного пикового сопротивления растеканию (EPDR) чуть выше обычного — 2,1 Ом/210 Гц; мы также отметили значения 2,1 Ом/20 Гц и 2,6 Ом/353 Гц, что усложняет картину. При измерении АЧХ на расстоянии одного метра по оси твитера [график № 1] мы зафиксировали отчетливую вогнутость в области «присутствия» — знаменитый «провал BBC» — что позволяет предположить некоторую отдаленность стереопанорамы FS 407; впрочем, многим слушателям такой вариант по душе. Несмотря на это, неравномерности отклика довольно скромные: ±3,3 дБ и ±3,6 дБ, соответственно. Хотя расхождения АЧХ пары АС в том же диапазоне 200 Гц — 20 кГц составляют целых ±1,8 дБ, самые значительные несовпадения оказываются узкополосными и отмечаются в среднем и верхнем сегментах высокочастотного диапазона. Измерения Н Ч в ближнем поле с поправкой на дифракцию — оказавшиеся непростыми из-за конструкции порта фазоинвертора типа «открытый рот» — продемонстрировали ожидаемый спад четвертого порядка (24 дБ на октаву) в диапазоне ниже 40 Гц и более мягкий переход к 70 Гц. Диаграмма кумулятивного спектрального затухания, «водопад», [график № 2] показывает наличие резонансов, связанных со спадом на частоте около 2,2 кГц и пиком в районе 4 кГц.
Таблица результатов измерений Hi-Fi News
Подготовлено по материалам портала «Hi-Fi News», июнь 2021 г. www.hifinews.com