В сегменте аудиотехники изменения могут начинаться с улучшения внешнего вида — например, с другой отделки или цвета — и доходить до переработки по существу. При создании полочных АС Debut Reference компания ELAC применила оба варианта. Мы получаем ряд технических и косметических улучшений по сравнению с оригинальной моделью Debut 2.0 B6.2 (далее буду ее обозначать DB62), если не пожалеем определенной суммы сверху. Оригинальные DB62 работают отлично — у меня есть пара — поэтому возникает вопрос: стоит ли переплачивать за новую версию? И насколько успешно Debut Reference выдерживают сравнение с намного более дорогими полочниками?
Стройная фигура
В первую очередь обращает на себя внимание внешность Reference. На мой взгляд, она совершенно роскошна. Эндрю Джонс, дизайнер обеих моделей, утверждает, что «при создании DB62 большая часть денег была вложена в разработку конструкции, и лишь малая их доля пришлась на косметический дизайн». В случае с Reference баланс, похоже, слегка смещен в сторону последнего. Забудьте про банальные черные коробки. Корпуса моего тестового образца Reference щеголяют виниловой отделкой под светлый дуб и белой передней панелью с тканевой решеткой. Все элементы безупречно согласованы; АС определенно смотрятся классом выше по отношению к DB62. Также предлагается отделка под орех или камень и простой черный цвет.
Если снять решетки, Reference ничуть не потеряют в привлекательности. Более открытая защитная решетка перед твитером выглядит нарядно и, по словам Эндрю Джонса, меньше препятствует звуковым волнам на частотах выше 8 кГц. Новый волновод также снижает дифракцию излучения твитера. Накачка басов теперь осуществляется с помощью щелевого, «расклешенного» с обеих сторон порта фазоинвертора в нижней части передней панели; он стильно смотрится и, по утверждению компании, способствует уменьшению шума потока воздуха и улучшает динамику НЧ. Корпус Reference отличается большей толщиной панелей и оптимизированной системой ребер жесткости. Наконец, он выглядит более солидно, поскольку на 1,5 сантиметра шире и ниже, чем у DB62.
Сами динамики остались теми же, что и у модели DB62 — 6,5-дюймовый СЧ/НЧ-динамик с диффузором из арамидного волокна и дюймовый твитер с тканевым куполом — но, по утверждению компании, корзина среднечастотника была усилена для уменьшения изгибных колебаний и устранения резонансов, а центрирующая шайба модифицирована для повышения линейности при большой амплитуде движения. 11-элементный кроссовер обеспечивает более линейную АЧХ новой модели, а также способствует расширению угловой диаграммы направленности излучения. Очень важно, что по характеру звучания версия Reference максимально близка к оригиналу.
Размещение и подбор партнеров
Как DB62, так и Reference я прослушивал на открытых стойках. Визуально это смотрелось не совсем гармонично — колонки слегка узковаты для них — но с точки зрения звука не возникло никаких проблем. Старая пара массивных стоек Target также отлично поработала, доказав, что ELAC не особенно привередливы в этом отношении. Если бы я решил оставить Reference себе, я бы побаловал их белыми стойками.
Благодаря фронтальному расположению порта фазоинвертора Reference должны быть менее капризны к близости стен, чем оригинальные колонки. На практике они прекрасно проявили себя в позиции, в которой ранее находилась пара полочных Graham LS6 Chartwell с тыловыми портами: 2 метра друг от друга, 40 сантиметров от задней стены, небольшой разворот к слушателю.
Для прослушивания использовались два комплекта электроники. Первый включал усилитель Marantz PM6006 с сетевым медиаплеером RoPieee RPi4 с блоком питания iFi, а также ЦАП iFi Zen. Поднимаемся на пару ступенек выше: второй комплект составили превосходный усилитель мощности PA-10 от Gold Note, стример DigiOne Signature от Allo с блоком питания Shanti и ЦАП Mytek Liberty с блоком питания SBooster.
Для сравнения с новичками были выбраны оригинальные колонки ELAC DB62 и Graham Chartwell LS6. Во всех случаях подключение к усилителям осуществлялось при помощи акустических кабелей Tellurium Q Black 2.
Прослушивание
Прежде всего, зададим точку отсчета. Оригинальная версия, DB62, в целом работает вполне хорошо: минус 6 дБ на частоте 44 Гц — не слишком выдающееся значение, но басы отличаются отменным контролем и живым характером, а при необходимости — приличной весомостью. ВЧ обладают неплохой протяженностью вправо по частотной оси и высокой детальностью, а СЧ, хотя и не особенно богаты, вполне информативны. Достоверная звуковая сцена выходит за пределы колонок с обеих сторон, на ней достаточно точно выстроены все музыканты. Тональная палитра — щедрая и сбалансированная, все аспекты звучания пропорциональны; DB62 не уделяют чрезмерно большого внимания ни одному частотному поддиапазону и не слишком помешаны на деталях.
Вопросы появляются при повышении уровня звукового давления: звук становится жестче, делая музыку более монохромной — особенно в аудиотракте на базе Marantz. Переход на более высококлассную систему Gold Note / Allo / Mytek смягчает эту досадную тенденцию. Она не вполне устраняет недостатки звучания — DB62 по-прежнему немного недостает утонченности — однако электроника более высокой категории, как и следовало ожидать, приводит к повышению качества: АС играют громче без напряжения, текстуры лучше проработаны, басы обретают глубину.
На самом деле, для полочников такой стоимости DB62 очень хороши.
Что можно сказать о Debut Reference? В этой модели применены те же динамики, но совершенно очевидно, что они являются лишь одним из ингредиентов в творческом арсенале Эндрю Джонса. Reference берут все положительные стороны DB62 и доводят их до совершенства с целью получения значительно более утонченного звука с более выразительной динамикой, повышенной весомостью и улучшенной проработкой отдельных составляющих музыки. СЧ стали более красочными и полнокровными, детальность в целом выросла; в результате в музыке можно расслышать больше подробностей. Наконец, в звучании появилась легкость, не свойственная DB62. А главное, что звук не становится жестче и не изменяет тональный характер на более высокой громкости.
Композиция Шона Маллинза Twin Rocks Oregon (Soul’s Core) подается спокойно и сдержанно, Debut Reference придают богатство середине. Песня Грейс Джонс This Is из альбома Hurricane – настоящий вихрь, и в исполнении новых ELAC ее пульсирующая басовая партия менее аморфна и легче прослеживается, чем с DB62. Более свободная динамика Reference повышает объем музыкальных впечатлений и улучшает разделение инструментов. Композиция The Cost Деррика Ходжа (Colour of Noize) кружится по комнате, словно дементор из «Гарри Поттера», но при этом можно легко вычленить каждую отдельную тему, которых в ней множество.
Улучшения в звучании системы с усилителем Gold Note еще более заметны. Текстуры, созданные Барруэко в гитарной версии «Кёльнского концерта» Кита Джарретта, изумительны; его подход к композиции становится более понятным благодаря Reference, а динамика в исполнении новых ELAC — более выразительной. Фанфары медных духовых оказываются более пробивными, а «взрыв гаражных ворот» в композиции Prolog из альбома Method und Maschinen музыканта, выступающего под именем Bersarin Quartett, порождает ощущение настоящего катаклизма.
Успешно ли Debut Reference выдерживают сравнение с намного более дорогими полочными колонками? Переключение на Graham LS6 отвечает на этот вопрос утвердительно, но не категорично. Улучшения явно слышны, но обе модели используют схожий подход к формированию тонального характера при воспроизведении музыки. В исполнении LS6 звуковая сцена приобретает дополнительную глубину, что увеличивает масштабность подачи в целом. Они извлекают больше деталей, обеспечивая тонкую нюансировку. Больший размах шкалы динамики у LS6 позволяет слушать музыку на высокой громкости без малейшего намека на напряжение. Глубина НЧ аналогична той, что у Debut Reference, но в исполнении LS6 меньше чувствуется сдержанность, и легкостью они заметно превосходят ELAC. С учетом разницы в ценах, в абсолютном выражении Reference выступают очень убедительно.
Если вернуться к базовой модели DB62, можно сказать, что в терминологии виски они похожи на качественный купаж, тогда как Reference — определенно односолодовый. Основные характеристики одинаковы — тональная палитра и сбалансированность ELAC в наличии у обеих моделей — но односолодовый вариант обладает более изысканным вкусоароматическим букетом, имеет более элегантный и выразительный звуковой профиль.
Выводы
Reference — большой шаг вперед по сравнению со стандартной моделью DB62. Гадкий утенок превратился в лебедя. Для тех, кто рассматривает колонки как элемент меблировки, уже одно это оправдывает дополнительные затраты. Улучшение качества звука окончательно решает дело: Reference в целом более изысканны по сравнению с предшественницами.
В своем обзоре KEF LS50 WII / LS50 Meta наш издатель говорил о небольших отличиях в оттенках, на основании которых можно сделать выбор в соответствии с личными вкусами. При сравнении Debut и Debut Reference картина совершенно иная. Если вам нравятся DB62, от версии Reference вы будете в восторге. Это лучшая возможность потратить свои деньги с умом.
Настоящим сюрпризом стало то, насколько хорошо Reference смотрятся в сравнении со впятеро более дорогими Graham LS6. Конечно, пара ELAC не оказалась победителем великанов, но и не была наголову разгромлена британцами с тонально близким профилем. LS6 делают все немного лучше, чем Reference — но если я когда-нибудь соберусь завести себе более компактную систему, я знаю, где ее искать.
Debut Reference — очередная удача Эндрю Джонса. Если планируете покупку в этой ценовой категории, обязательно прослушайте эти АС. А если они вам немного не по карману, возможно, стоит слегка урезать аппетиты в других звеньях цепочки воспроизведения. Позже вы скажете себе за это спасибо.