Новости

Предусилитель Octave Jubilee Preamp / highfidelity.pl

Я не буду делать вступление слишком продолжительным, так как обзор достаточно длинный сам по себе. Я неоднократно встречался с Андреасом Хофманном в Мюнхене на High-End-выставке; впервые это случилось лет пять-шесть назад. Каждый раз мы обменивались рукопожатием, я слушал чарующий, отлично поставленный голос господина Хофманна, и мы расставались. Ни на секунду я не мог представить себе, что когда-нибудь буду рецензировать его самое выдающееся творение — предусилитель Preamp из линейки Jubilee.


Идея этого устройства, выпущенного к круглой годовщине компании, родилась в 1993 году. Этап проектирования занял пять лет, и в 1998 году Preamp вышел в свет. Последующие пять ушли на разработку усилителя мощности Octave Jubilee Mono SE. Весь комплект появился в продаже только в 2003 году — через десять лет после возникновения первоначальной идеи. Андреас до сих пор не придумал ничего лучше, и нет никаких признаков того, что в обозримом будущем ситуация изменится.

Preamp — это ламповый предусилитель с внешним полупроводниковым источником питания. Пульт ДУ не предусмотрен.


ЗВУК


Подборка записей, использованных в процессе прослушивания:
  • Paganini For Two
  • , Гил Шахам (Gil Shaham), Йоран Сёлльшер (Göran Söllscher), Deutsche Grammophon/JVC, 480 246−5, XRCD24 (1993/2009).
  • «Эталонная запись стереозвука (Stereo Sound Reference Record). Джаз и вокал (Jazz&Vocal), Stereo Sound»
  • , SSRR4, SACD/CD (2010).
  • Андре Превин, After Hours, Telarc/Lasting Impression Music, LIM UHD 051, CD (1989/2011).
  • Assemblage 23, Bruise, Accession Records, A 128, Limited Edition, 2 x CD (2012).
  • Беверли Кенни, /Beverly Kenney sings for Johnny Smith, Roost Records/EMI Music Japan, TOCJ-9731, CD (1956/2012).
  • Беверли Кенни, Come Swing With me, Roost Records/EMI Music Japan, TOCJ-9732, CD (1956/2012).
  • Depeche Mode, Ultra, Mute Records Limited, DMCDX9, CD+DVD (1997/2007).
  • Доминик Миллер и Нил Стэйси, New Dawn, Naim, naimcd066, CD (2002).
  • Трио Эсбьёрна Свенссона, 301, ACT Music + Vision, ACT 9029−2, CD (2012).
  • Гендель, «Покинутая волшебница», Симона Кермес, Мэйти Бомонт, Il Complesso Barocco, дирижер Алан Кертис, Deutsche Harmonia Mundi/Sony Music Entertainment, CD 88 697 846 212, CD (2003/2011).
  • Джон Колтрейн, One Down, One Up. Live at The Half Note, Impulse!, 9 862 143, 2 x CD (2005).
  • Kraftwerk, Minimum-Maximum, Kling-Klang Produkt/EMI, 3 349 962, 2 x SACD/CD (2005).
  • Маккой Тайнер, Nights of Ballads & Blues, Impulse!, IMP 12 212, 20-bit Super Mapping, CD (1963/1997).
  • Me Myself And I, Do Not Cover, Creative Music, 005, CD (2012).
  • Pat Metheny Group, Offramp, ECM, ECM1216 422 817 138−2, CD (1982/1994).
  • Portishead, Dummy, Go! Disc Limited/Universal Music Company [Japan], UICY-20 164, SHM-CD (1994/2011).
  • The Beatles, Rubber Soul, Parlophone/Apple/Toshiba-EMI, TOCP-51 116, CD (1965/1998).
  • Уэс Монтгомери, Smokin' At The Half Note, Verve, Verve Master Edition, 2 103 476, CD (1965/2005)

Octave Jubilee чертовски хорош. Я имею в виду не только внешность и весомость конструкции, но и качество звучания. Это первый предусилитель в моей системе, который оказался лучше моего собственного Ayon Audio Polaris III [Custom Version], модифицированного Герхардом Хёртом и доведенного до совершенства. Может быть, не на 100%, потому что некоторые оттенки звучания моего аппарата мне нравятся немного больше, но со временем разница оказывается незначительной и не особенно важной.

Более того, Jubilee Preamp так же хорош, как и лучший известный мне полупроводниковый предусилитель — Soulution 720. Швейцарский компонент доказывает, что продуманно разработанные высокотехнологичные устройства во многих отношениях могут быть лучше — и такой вывод делается не на основе дурацких обсуждений лабораторных измерений. Позже мы поговорим о преимуществах модели 720. Но все же в целом Jubilee — пусть даже вместе с Soulution 720 — смело можно назвать лучшими предусилителями из всех, что мне доводилось встречать. Даже фантастический Ayon Spheris II не способен так хорошо справляться со всем предложенным, а его присутствие в аудиосистеме более заметно.

С одной стороны, Octave очень точен во всем, что он делает, ему присущи исключительные избирательность и определенность; с другой — он насыщенный, плотный, вполне ламповый по характеру. Он также отличается редкой универсальностью и не слишком капризен при выборе стиля музыки; эти качества всегда актуальны и помогают воссоздавать захватывающее музыкальное событие.

Прежде всего, у него очень естественное звучание. Вам не удастся четко определить какой-то выраженный тональный баланс, потому что он оказывается именно таким, какой нужен в данной ситуации. Плотность тональной палитры несколько меньше, чем у Ayon Polaris III, но она более насыщенная, чем у Soulution 720. Нижняя середина трех протестированных журналом «High Fidelity» полупроводниковых усилителей — Soulution 720, TAD C-600 и Avantgarde Acoustic PRE — несколько консервативна, ей недостает зрелости и глубины. Конечно, этот недостаток не стоит преувеличивать, его нужно рассматривать в контексте, поскольку мы говорим о самых топовых моделях; все они очень хороши, но при сравнении с референсным предусилителем, у которого этот диапазон более мясистый и полнокровный, разница слышна. С другой стороны, все ламповые предусилители — Audio Research Ref5 SE, ModWright LS 36.5, а также мой Ayon Polaris III — несколько утяжеляют нижнюю середину, и из-за этого играют как бы немного сонно. В целом, лучшим в этой области был Ayon.

Octave Jubilee Preamp находится где-то между ними: благодаря насыщенности он отлично формирует вокал в большом пространстве, виртуальные источники обретают плотность, однако он не акцентирует эту густоту; она не сильно влияет на звук, что особенно хорошо заметно при сравнении с подачей при прямом подключении снабженного регулятором громкости CD-проигрывателя к усилителю мощности.
Качество Preamp также проявляется в его высокой четкости. Ее очень трудно достичь при сохранении насыщенности, что видно на примере других упомянутых предусилителей, в силу чего обычно приходится идти на некоторые компромиссы.

В этом отношении предусилитель Octave является образцовым — я никогда не встречал ничего лучше. Доказательством его превосходства может служить то, что я получил огромное удовольствие от прослушивания живых записей разных лет в различных музыкальных стилях, что для меня обычно представляет немалую проблему. Я ощущаю уникальную тональную окраску, пространство между исполнителями и аудиторией. Как правило, аплодисменты публики мне кажутся довольно фальшивыми и пустыми. Иногда они подаются лучше, иногда хуже, но этот эффект хорошо указывает на слабость подобных записей. Jubilee Preamp наконец-то объединил аплодисменты с публикой, сделав их достоверными.

Преимущество референсной системы, особенно усилителя и колонок, заключается в том, что она показывает события без какой-либо компрессии, представляя их «живьем». Исходя из моего опыта, когда кто-то слушает музыку у меня дома, именно это свойство первым делом привлекает внимание — наряду с насыщенностью басов. В такой компании больше всего поражает упомянутое мной выше качество — естественность исполнения, впечатление живого музыкального события, точно создаваемое предусилителем Octave.

Это только некоторые из преимуществ, порождаемых сочетанием превосходной детальности и совершенно беспрецедентной наполненности. Оно позволяет создавать раздельные виртуальные источники, осязаемые, с отличной текстурой, то есть отображать незначительные различия в динамике и окраске тона, проявлять для слушателя моменты, когда исполнитель слегка наклоняет голову или отступает от микрофона. Как, например, в альбоме Smokin' At The Half Note Уэса Монтгомери и трио Уинтона Келли, когда перед композицией № 6 (идущей бонусом) Алан Грант, представляя музыкантов, подшучивает над Монтгомери, который забыл, что они собираются играть. Или на диске One Down, One Up. Live At The Half Note, где с музыкантами знакомит публику не кто иной, как тот же Алан Грант (материал этих альбомов был записан в 1965 году). В обоих случаях это было одно и то же чувство: ощущение присутствия В ТОМ САМОМ МЕСТЕ. Несмотря на технические несовершенства записи, несмотря на прошедшее с тех пор время — целых 47 лет! — Jubilee сумел точно передать дух той эпохи, энергию музыкантов и публики.


Но, как я уже говорил, таланты германского предусилителя не ограничиваются каким-либо одним музыкальным жанром, будь то джаз, классическая музыка или что-то другое. Я без всяких проблем перешел к альбому Minimum-Maximum группы Kraftwerk — и произошло то же самое: совершенно другая музыка, время, место (там — небольшой клуб, здесь — концертные залы, включая варшавский Конгресс-холл, и стадионы), но впечатления остались прежними: естественность аплодисментов публики, органичное присутствие музыкантов и в конечном итоге — просто мурашки по спине.

И это лишь один пример того, на что способен Jubilee, хотя и самый убедительный для меня. У него сочный, но при этом слаженный и естественный звук. Голоса в альбоме вокального трио Me Myself And I, получившись слегка гортанными, четко указывали на отличительные признаки процесса звукозаписи. В исполнении моего предусилителя Polaris III это можно было услышать даже более отчетливо. Однако Octave пошел дальше, не останавливаясь на достигнутом. Музыкальная картина у Ayon формируется немного ближе, звуковой ландшафт кажется несколько однородным. Несмотря на это, он организует и дифференцирует сцену лучше, чем любое другое подобное устройство — за исключением Jubilee. У этого предусилителя она получается более точной и проработанной.

Еще одна впечатляющая характеристика творения Андреаса Хофманна — насыщенность, присущая низким и средним частотам, а также, в значительной мере, высоким. Последние оказываются менее открытыми, чем у Soulution 720 или Avantgarde Acoustic PRE — это чемпионы мира по равномерности расширения ВЧ — зато остаются идеально пропорциональными остальным частотным поддиапазонам. Особенно хороши низы — сильные, богатые и полные энергии. Именно мощь звука (особенно басов) впечатляет в полной мере. Она не позволяет событиям проскользнуть незамеченными, закрепляя их в происходящем «здесь и сейчас». Опираясь на точную музыкальную сцену и высокую энергетику звука, Jubilee создает вокруг слушателя огромный «пузырь», плотный и почти осязаемый. Фоновый шум, шипение ленты, все мельчайшие слагаемые создают иллюзию, будто мы попадаем в другую реальность, что мы находимся в другом месте. И эта магия работает, несмотря на то, что подобные артефакты на самом деле являются искажениями, что они должны скорее указывать на ИСКУССТВЕННОСТЬ всего процесса записи и воспроизведения музыки. Возможно, дело в нас самих, в том, что мы привыкли к такой интерпретации музыкальных фонограмм, что мы натренировали свой мозг таким образом; но результат остается неизменным: мы попадаем в другой мир.

Резюме


Возможно, именно в этом и заключается вся суть процесса — в подборе компонентов аудиосистемы, которая позволит нам эмоционально перенестись в другое место, покинув свою комнату, и получить заряд энергии, вложенный в музыку по ту сторону микрофона и консоли. Подобного уровня реалистичности можно достичь при помощи сравнительно недорогого оборудования. Достаточно, чтобы оно было хорошим, система была бы правильно подобрана и установлена в акустически подготовленной для прослушивания комнате. Но если мы хотим пережить впечатления на грани волшебства, если хотим стереть воображаемую грань между ЗДЕСЬ и ТАМ, придется потратить гораздо больше. Для достижения этого высшего уровня нам нужен, по меньшей мере, предусилитель класса Jubilee Preamp. Как наглядно демонстрирует этот обзор, многого можно добиться и с менее дорогими устройствами; даже в пять раз уступающий ему по цене ModWright LS 36.5 выкладывается по полной, обеспечивая слушателю сильные эмоции. Однако этот предусилитель Octave доказывает, что это не более чем прелюдия — отличная, успешная, но все же прелюдия.

Лучшего предусилителя я не знаю. Возможно, за исключением Soulution 720 и до определенной степени — моего Polaris III (и, соответственно, Ayon Audio Spheris II). Элегантный дизайн и простота использования Jubilee (которую слегка омрачает отсутствие пульта ДУ) вдохновляют на то, чтобы оставить его у себя навсегда. В нем чувствуется душа его творца; если вы разговаривали с Андреасом Хофманном и слышали его глубокий бархатный голос, будто созданный для радио, вы понимаете, что я имею в виду. У компонента тщательно продуманный звук, чрезвычайно разносторонний и в определенном смысле снисходительный. С этим предусилителем можно слушать все, что угодно, и получать от этого огромное удовольствие.

Методика тестирования


Я сравнивал Octave Jubilee Preamp со своим референсным предусилителем Polaris III [Custom Version] от Ayon Audio, а также с другими аппаратами этого типа, которые рассматривались в данном выпуске «High Fidelity» — ModWright LS 36.5, Audio Research Ref5 SE, Avantgarde Acoustic PRE, Soulution 720 — и со звучанием при непосредственном подключении CD-проигрывателя Ancient Audio Lektor Air V-edition к усилителю мощности Soulution 710. Jubilee подавал сигнал на два усилителя мощности — вышеупомянутый Soulution 710 и Leben CS-1000P. Он был подключен к сети переменного тока кабелем Harmonix X-DC350M2R Improved-Version и установлен на керамических подложках Franc Audio Accessories Ceramic Disc на стойку Base IV [Custom Version].

Тестирование выполнялось по принципу A/B-сравнения с известными A и B. Я использовал двухминутные музыкальные фрагменты, а также прослушивал альбомы целиком. Подключение выполнялось небалансными RCA-кабелями — как с источником, так и с усилителем мощности. Несмотря на то, что предусилитель оснащен симметричными входами с XLR-разъемами, согласно описанию в аудиосхеме используется небалансная топология. И в самом деле, при подключении RCA-кабелями он звучал лучше, чем с XLR-аналогами.


КОНСТРУКЦИЯ


Jubilee Preamp — это предусилитель германского производителя Octave Audio. Он наряду с усилителем мощности Jubilee Mono SE разработан в честь юбилея компании и производится под заказ для конкретного клиента или дистрибьютора.

Jubilee представляет собой порядочного размера двухкомпонентное устройство с внешним блоком питания. В аудиосекции используются четыре лампы семейства ECC82. Андреас Хоффманн, большой поклонник ламп категории NOS, рекомендует применять экзотические типы — например, редкие лампы E80CC во входном каскаде. Корпус почти полностью изготовлен из алюминия.

Блок предусилителя: фронт и тыл


Передняя панель имеет необычную форму: она состоит из трех частей — более низкая средняя выполнена из каменной плиты, по обе стороны от нее расположены две более высокие и очень толстые алюминиевые. Можно заказать аппарат с передней панелью из мрамора или сланца, как, например, у проигрывателя Transrotor Super Seven La Roccia TMD. В центре «каменной» части располагается большой круглый регулятор громкости, а под ним выгравирован логотип компании. На обоих алюминиевых краях расположены круглые ручки меньшего размера и столбики светодиодов, по большей части синего цвета. Левым можно выбирать источник звука — либо из комплекта входов без сквозного канала (Source), либо двух с оным. Здесь же находится доступ к функции отключения звука, снабженный красным светодиодом. Правый регулятор служит для выбора конкретного входа.

Остальная часть корпуса интересна тем, что это не просто обычная коробка. Он напоминает продукцию McIntosh: верхнее шасси, что повыше, помещено в более широкое нижнее. На обеих сторонах предусмотрены длинные ручки. Верхняя крышка также состоит из трех элементов: боковые части сделаны из перфорированного алюминия, а средняя — из полупрозрачного оргстекла. Через него можно увидеть несколько светодиодов — некоторые из них являются индикаторами датчиков напряжения в блоке питания, а один, красный, показывает, не разрядились ли его конденсаторы после выключения предусилителя. Любой, кто имел хоть какое-то отношение к лампам, знает, что это весьма полезная функция.

На верхней панели расположены четыре кнопки. Первой из них можно выбрать коэффициент усиления (позиция «High»: 17,5 дБ / 23,5 дБ для RCA / XLR; «Low»: 10 дБ / 16 дБ для RCA / XLR). Для своей системы я выбрал настройку «Low», при которой соотношение сигнал/шум на 8 дБ лучше, чем при «High». При нажатии на вторую кнопку инвертируется абсолютная фаза сигнала, а две остальные задают направление копирования ленты между двумя контурами сквозного канала. Для чего это нужно? Понятия не имею… Вероятно, это помогает интегрировать предусилитель в систему домашнего кинотеатра.

Задняя панель разделена на две секции. На левой располагаются имеющиеся входы — четыре пары разъемов RCA и две пары XLR. XLR-входы дублируют два RCA. Балансные входы — CD и Phono (последний фактически является линейным входом, оптимизированным для фонокорректора; он подключен параллельно соответствующему RCA-входу, тогда как XLR-вход для CD-проигрывателя снабжен трансформаторной связью). Однако следует иметь в виду, что его входное сопротивление гораздо ниже, чем у RCA — 2 кОм по сравнению со 100 кОм. Рядом с разъемами находятся три тумблера. Верхний переключает XLR-вход CD-проигрывателя между балансным и несимметричным режимами, средний служит переключателем разрыва заземления для входов XLR, а нижний переводит активный вход фонокорректора с балансного режима XLR в несимметричный RCA и обратно.

На правой секции расположены выходные разъемы и те, что предназначены для двух контуров сквозного канала. Выходов — целых четыре: две пары балансных XLR (горячий контакт № 2) и две пары несимметричных RCA. Рядом с ними находится специальный многоконтактный разъем питания с поворотным замком, предназначенный для подключения съемным кабелем к внешнему блоку питания.

Блок предусилителя: внутреннее устройство


Аудиоконтуры разнесены по нескольким печатным платам; этот предусилитель определенно не относится к устройствам старой школы, поскольку в нем применены микропроцессорное управление, сложные схемы питания со стабилизированным напряжением и тому подобные элементы.

Плата входов вертикально прикреплена к задней панели, входные разъемы соединены прямыми проводами. На этой же плате расположены реле выбора входов. Затем сигнал по кабелям поступает на основную плату. Во входном каскаде мы видим редкий триод Siemens E80CC, высоко ценимый Хофманном. После него идет NOS ECC82, изготовленная в Германии компанией RFT, и, наконец, две лампы ECC802S от компании JJ из Словакии. Лампы подключены через полипропиленовые конденсаторы, напоминающие компоненты ERO / Vishay. К сожалению, их логотипы не видны, поскольку они спарены сторонами с маркировкой друг к другу. Похоже, что схема имеет топологию гибридного типа, с транзисторными выходными буферами. Печатная плата покрыта сплошным экраном с вырезами для ламп.

Однако большую часть внутреннего пространства занимают секция блока питания и стабилизаторы напряжения. Несмотря на использование внешнего блока питания, стабилизаторы напряжения и фильтрующие конденсаторы для большинства цепей расположены рядом с секцией звукоусиления.

Сбоку обнаруживается сложный блок питания с несколькими дискретными транзисторными стабилизаторами напряжения. Рядом с микроконтроллером располагается сверхточный, редко встречающийся силовой преобразователь постоянного тока в постоянный (и одновременно стабилизатор напряжения от XP Power) высшего класса, запаянный в металлический корпус.


Пульт ДУ


Устройство не оснащено пультом дистанционного управления, но вы можете заказать внешний пульт, подключаемый к разъему RS232 на задней панели. К сожалению, я не знаю, чем можно было бы управлять с помощью этого пульта; я не вижу двигателя на потенциометре.

Блок питания


По дизайну внешний блок питания соответствует предусилителю. Это не привычная уродливая черная коробка, а полноценный компонент аудиосистемы. Передняя панель такая же, как у преда — две толстые алюминиевые пластины с каменной плитой в центре. На ней располагается лишь кнопка включения с синим светодиодом.

На задней панели расположены разъем IEC для подключения к электросети, два гнезда Neutrik для дистанционного переключения питания моноблоков Jubilee Mono SE и кабель для подключения к предусилителю — довольно длинный и экранированный. Внутреннее пространство корпуса разделено алюминиевым экраном на две секции. В задней находится огромный силовой трансформатор с Ш-образным сердечником. Он полностью экранирован и пропитан вибропоглощающим материалом. Выключатель питания прикручен к экрану и соединен длинным валом с кнопкой на передней панели.

В «чистой» передней секции расположены два полных блока питания с быстрыми (т. е. малошумящими) диодами Шоттки (третий выпрямитель с такими же диодами находится в корпусе предусилителя). Также здесь имеются стабилизаторы напряжения, микропроцессорная схема мягкого старта и другие элементы. Корпус изготовлен из алюминия. Блок питания опирается на три резиновые ножки, основной блок — на четыре.


Оборудование, использовавшееся при тестировании


  • CD-проигрыватель: Ancient Audio Lektor Air V-edition
  • Предусилитель-фонокорректор: RCM Audio Sensor Prelude IC
  • Головки звукоснимателя: Miyajima Laboratory Shilabe, Miyajima Laboratory Kansu
  • Предусилитель: Ayon Audio Polaris III [Signature Version] с блоком питания Re-generator
  • Усилитель мощности: Soulution 710
  • Интегрированный усилитель / усилитель для наушников: Leben CS300 XS Custom Version
  • Колонки: Harbeth M40.1 Domestic
  • Наушники: Sennheiser HD800, AKG K701, Ultrasone PROLine 2500, Beyerdynamic DT-990 Pro
  • Межблочные кабели: CD-проигрыватель — предусилитель: Acrolink Mexcel 7N-DA6300, предусилитель — усилитель мощности: Acrolink 8N-A2080III Evo
  • Акустические кабели: Tara Labs Omega Onyx
  • Сетевые кабели (все компоненты): Acrolink Mexcel 7N-PC9300
  • Сетевой фильтр: Acoustic Revive RTP-4eu Ultimate
  • Стойка: база, для всех компонентов
  • Контроль резонансов: ножки Finite Elemente Ceraball под CD-проигрыватель, платформа Audio Revive RAF-48 под CD-проигрыватель и предусилитель
  • Платформа Pro Audio Bono PAB SE под усилитель Leben CS300 XS [Custom Version]
Обзоры продуктов
Made on
Tilda